Вопрос: 1849. Жевание жвачки

https://youtu.be/PIz3-PK9DQ4

Можно ли жевать жвачку во время уразы. Кто-то может сказать – я не проглатываю жвачку, а просто жую ее. Говорит: - «аль-ильку» - это все, что жуется, но при этом не проглатывается, остается во рту, то есть, до горла не доходит. По другому еще называют «аль-мустак» - смола дерева, которую жуют некоторые люди. То есть, жвачка, которая не на заводе изготовлена, а с дерева взята, «любан» – это уже производственная жвачка. Говорит: – У этого может быть два случая. Первый, если эта жвачка распадается, распадается на разные части. Бывают некоторые виды смолы, которые когда ты жуешь, не обезопашен от того, что часть этой смолы отделится, и ты ее проглотишь или тоже, самое - жвачка. Сказал ибн аль-Мунзир: - Если человек что-то высосет из этой жвачки, а затем проглотит ее, то большинство ученых указывают на то, что это портит уразу. Так же этого мнения придерживались ибн Кудама, ибн Хаджар и шейх ибн Усеймин, о том, что это портит уразу. То есть, если у тебя жвачка, которая распадается, то если ты ее проглотишь или часть ее, то это портит уразу. 2 Говорит: - Если это жвачка, которая не распадается, то есть, ты ее жуешь и уверен, что ничего из нее, из самой сущности жвачки ты не проглотишь, сказал ибн аль-Мунзир: - Большинство ученых разрешили жевать подобный вид жвачек (имеется ввиду, как смола и т.д.). Говорит: - Если ничего из нее не попадает внутрь, но считал это нежелательным имам Ахмад, а так же аш-Шафии, Шааби, Ибрахим ан-Нахаи и ханафиты. Это потому, что жвачка вызывает большое количество слюны во рту и приносит затруднение постящемуся. То есть, желудок начинает работать, считая, что человек кушает. Известно, что желудок, прежде чем туда попадает пища, начинает вырабатывать желудочный сок. Соответственно, если кто-то, что-то жует, ничего в желудок не попадает, но сок выделяется и это приносит затруднение тому, кто держит уразу. И это приводит к жажде, поэтому это считается нежелательным. А ибн Хазм назвал это разрешенным. Сказал имам ан-Навави: - Если какой-то вкус от этой жвачки прошел в горло или «рих» - запах этой жвачки прошел в горло, кроме «джурмихи» - сущность, то есть сама сущность жвачки не проникла в горло, тогда это не нарушает уразу. Потому, что этот вкус ушел вместе с горлом. Это мазхаб Шафиитов и на нем сошлись большинство ученых. И ад-Дарими передал от ибн аль-Каттана, что он сказал – если человек проглотит слюну после жевания такой жвачки и при этом ощутит в горле, то его ураза портится. Говорит имам ан-Навави: - И это мнение является неправильным. Значит. Что касается жвачки, которая не распадается на различные части, то ее жевание является нежелательным потому, что она приносит жажду человеку, или портит деятельность желудка человека. Но если он ничего конкретно из жвачки не проглотил, то это не портит его уразу. Если же он проглотил что-то из жвачки, то это уразу его портит. Что касается современных жвачек, которые обладают ярко выраженным вкусом, допустим, вкус апельсина, вкус дыни и т.п. то принято считать, что это жвачка, в ней самой содержится жидкость, то есть, жидкость в распределенном виде, поэтому, когда человек ее жует, он как бы проглатывает. Почему он испытывает этот вкус? Потому, что он содержится в этой жидкости. И получается, как бы он проглатывает что-то, существенное, что обладает сущностью, а не просто вкус или запах. Поэтому жевания таких жвачек необходимо сторониться.



[Примечание редактора стенограммы]:

Шейх Усеймин в «шарх мумти' 'аля задуль-мустакни'» сказал:

"Порицается жевать упругую жвачку постящемуся, которая не распадается и не расщепляется, постящемуся, т.к. может проникнуть вкус от неё, если есть у неё вкус!

Если же вкуса нет, тогда порицаемость этого спадает!

Однако вместе с этим не дозволяется жевать её на виду у людей! Т.к. они могут подумать не так о жующим. Они ведь не знает жуёт он жвачку упругую или не упругую, так же не знают есть ли у этой жвачке вкус или его нет. И некоторые могут последовать этому примеру и жевать потом жвачку со вкусом.

Жвачка так же имеет три недостатка, как об этом указано в "ар-рауд":

1 - вызывает мокроту (железы, желудю сок)



2 - смешивается со слюной

3 - вызывает жажду...".

Далее шейх Усеймин разобрал вопрос попадания еды в горло, и что это отличается от попадания в желудок. И поэтому если вкус или еда попала в горло, но не прошла в желудок, то мы не можем уверенно заявлять, что пост в таком случае нарушается, т.к. он может отрыгнуть её! Об этом говорил шейх уль-Ислам ибну Теймийя. См. "хакыйкату ас-сыям", стр. 52-54.

Так же шейх дальше сказал:

"Запрещено жевать жвачку не упругую, (кот. распадается на мелкие части), которая не является твёрдой и становиться после жевания как песок. Такой вид жвачек запрещён для постящихся. Т.к. части такой жвачки могут попасть в желудок со слюной, и это станет причиной для нарушения поста.

Однако если постящийся не проглотит такую слюну, то нет запрета для него!"

Там шейх сказал, что паста (зубная) ближе к не упругой жвачке, т.к. она растворяется и перемешивается со слюной, и может быть так, что постящийся проглотит её. И использование пасты во время поста не желательно.

"Однако при всём при этом не нарушается пост того, кто использует пасту!"

Получается, что жвачка делиться на 2 вида:

1 - упругая (твёрдая)

2 - не упругая, которая расщепляется и распадается во рту

Не упругая жвачка дозволена, если не глотать слюну, с которая она перемешалась, т.е. её частички. Упругая же подобна сиваку и является дозволенной. Однако жвачка в обоих вариантах не должна иметь вкуса! Вкус - это добавки, ароматизаторы искусственные и т.п., что является из раздела еды. [Конец примечания].

Главная Страница