Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем

К закономерностям взаимодействия двух сигнальных систем относится явление элективной (или избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием нервных связей, формирующихся в процессе онтогенеза между непосредственными раздражителями и обозначающими их словами. Явление элективной иррадиации из первой сигнальной системы во вторую впервые было описано в 1927 г. О.П. Капустник. У детей на звонок при пищевом подкреплении вырабатывался двигательный условный рефлекс. Затем условный раздражитель заменяли разными словами. Оказалось, что только при произнесении слов «звонок» или «звонит» , а также показа карточки, на которой написано «звонок», возникает условная двигательная реакция. Элективная иррадиация возбуждения была получена и для вегетативной реакции после выработки на звонок условного оборонительного рефлекса. Между двумя сигнальными системами существует иррадиация торможения. Выработка дифференцировки на первосигнальные стимулы может быть воспроизведена при их замене соответствующими словами. В большинстве случаев элективная иррадиация между двумя сигнальными системами возникает как кратковременное явление после выработки условных связей. Другой особенностью взаимодействия двух сигнальных систем является их взаимное торможение (или взаимная индукция). Выработка условного рефлекса в пределах первой сигнальной системы (например, мигательного условного рефлекса) задерживается в условиях активации второй сигнальной системы.

Другая важнейшая форма взаимоотношений первой и второй сигнальной системы обозначается как

«непосредственный раздражитель — словесная реакция» или функция называния.

Речевые функции полушарий.

Понимание словесных раздражителей и осуществление словесных реакций связано с функцией доминирующего, речевого полушария.Клинические данныепозволили выявить те критические структуры коры, которые важны для способности говорить и понимать речь.

К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой нарушается собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется.

Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).



Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия).

ü левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно - база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательным образом;

правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. С правым полушарием связаны музыкальные способности.

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

Левое полушарие превосходит правое в способности понимать речь, хотя эти различия менее выражены. Согласно моторной теории восприятия главным компонентом распознавания речевых звуков являются кинестезические сигналы, возникающие от мышц речевого аппарата при восприятии речевых сигналов. В этом особая роль принадлежит моторным системам левого полушария.

Мозг и сознание.

Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего тем фактом, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.



Когда повреждаются лобные доли, больные:

- не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения;

- они не имеют устойчивых намерений,

- легко возбуждаются побочными раздражителями.

При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.».

Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действия человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом.

Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Особенности сна человека.

Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон - это активный физиологический процесс.

Рефлекторные реакции во время сна снижены. Спящий человек не реагирует на многие внешние воздействия, если они не имеют чрезмерной силы.

Функции сна: · обеспечивает отдых организма.

· играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.

· способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.

· это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).

· восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.

При дальнейшем детальном исследовании оказалось, что по своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название " быстрый" ). Чередование быстрого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бодрым.

Возрастные особенности: Детский сон поверхностный и чуткий. Они спят несколько раз в день.

У новорожденных сон занимает большую часть суток, а активированный сон, или сон с подергиваниями (аналог парадоксального сна взрослых), составляет большую часть сна. В первые месяцы после рождения быстро увеличивается время бодрствования, доля парадоксального сна снижается, а медленного увеличивается.

Типы ВНД.

От таких свойств нервных процессов как сила возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность (скорость, с которой возбуждение и торможение сменяют друг друга) зависят типы ВНД. На основе этих свойств Павлов выделил 4 типа, которые соответствуют одному из 4 типов темперамента, выделенных Гиппократом в V веке до нашей эры.

– Меланхолик (слабый тип ВНД). Характерна пониженная возбудимость, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная, трудно привыкают к новым условиям обучения, легко утомляются, мало адаптивны, подвержены неврозам.

– Холерик (сильный неуравновешенный тип ВНД). Характерна повышенная возбудимость, вспыльчивость, аффекты, недостаточность тормозных процессов, сильно выражена подкорковая деятельность, не всегда контролируемая корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. речь быстрая, с выкрикиваниями.

– Сангвиник (сильный уравновешенный и высокоподвижный тип ВНД). Быстро образуются условные рефлексы, прочность которых значительная. Легко переключаются с одной формы деятельности на другую, быстро адаптируются к новой ситуации. Дети способны к выработке тонких дифференцировок, имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

– Флегматик (сильный уравновешенный и малоподвижный тип ВНД). Условные рефлексы образуются медленно, выражен контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями, речь немного замедленная. С трудом переходят от одного вида деятельности к другому, зато выносливы при выполнении длительной работы. Медленно, но прочно адаптируются к новым условиям внешней среды.

Кроме вышеописанных типов ВНД , Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД, связанные с наличием у человека особой второй сигнальной системы (слова видимые, слышимые, написанные, произносимые)

• Художественный тип ВНД (преобладание первой сигнальной системы над второй) - характерно образное предметное мышление (наблюдается у 25% людей).

• Мыслительный тип ВНД (преобладает вторая сигнальная система) – характерна способность к логическим построениям, отвлеченному мышлению.

• Средний тип ВНД – одинаково выражены свойства первой и второй сигнальной системы (наблюдается у 25% людей).

У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и тормозит вторую. Сила и подвижность нервных процессов поддаются тренировке и дети могут приобрести необходимые качества.

ЗАГАЛЬНІ ВИМОГИ ДО КУРСОВИХ РОБІТ
Обов’язки
Принципы построения бюджетной системы РФ.
Чему руководство Вашего предприятия отдает предпочтение?
О девятом члене Символа Веры
ПЕРЕЧЕНЬ действующих БЛОКИРОВОК УСТАНОВКИ ПОЛУЧЕНИЯ ГЛУБОКООБЕССОЛЕННОЙ ВОДЫ ЦЕХА Карбамид
Автотранспортної техніки ІДК-1
Система управління охорони працею на підприємстві
Типологія цивілізацій.
Густой соус для макарон и тостов
Густав Морцинек Как ленивый шахтёр с Хозяином торговался
Всеукраїнський науково–педагогіний експеримент
Александр, 55 лет, дважды мигрант в 1 поколении: из периферии в центр, из другой области в Нижний Новгород
Земні духи
Побочные эффекты препаратов железа для парентерального введения
Поняття та правове регулювання охорони праці в Укр.
Конспект лекції на тему: «Догляд за хворими з хірургічними
В какие сроки физические лица обязаны представлять в ИФНС декларацию?
Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками в ОАО «РЖД»
Железный баркас 12 л.с. для Санкт – Петербургского порта
Сутність рефлексивного слухання
Устраивайте танцевальные пятиминутки
Подвеска оптического кабеля.
Главная Страница