Шкала для оценки избирательности внимания

№ п/п Время в мс Балл Уровень избирательности внимания
250 и более низкий
240-249
230-239
220-229
210-119
200-209
190-199
180-189 средний
170-179
160-169
150-159
140-149
130-139
120-129
110-119 высокий
100-109
90-99
80-89
70-79
60-69
Менее 60 очень высокий

Баллы дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Если у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого и др. Избирательность внимания поддается тренировке.

Лабораторная работа № 6. Устойчивость внимания

Цель. Определение устойчивости внимания и уровня его переключаемости.

Оборудование. Пять таблиц Шульте, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, секундомер, бланк протокола для записи результатов.

Ход работы

Испытуемому предъявляют первую таблицу, на которой числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Затем таблицу закрывают и после инструкции испытуемому: "Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25", предъявляют ее для выполнения задания.

Одновременно включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Фиксируется время выполнения и количество ошибок по каждой таблице отдельно.

Таблица 7

Таблица 8

Таблица 9

Таблица 10



Таблица 11

Обработка результатов и их интерпретация

1. По результатам выполнения каждой таблицы построить кривую “истощаемости” (утомляемости), отражающую устойчивость внимания и работоспособность в динамике. По вертикальной оси откладывается время выполнения задания, по горизонтальной оси - номер таблицы.

2. Вычислить показатель эффективности работы по формуле:

ЭР = (Т1+Т2 + Т3 + Т4 + Т5)/5,

где Т - время работы с таблицами 1-5.

3. Степень врабатываемости вычисляется по формуле: ВР=Т1/ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

4. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4/ЭР

Лабораторная работа № 7. Переключение и распределение внимания

Цель. Оценка переключения и распределения внимания.

Оборудование. Красно-черные таблицы Шульте, секундомер.

Ход работы

Исследование проводится в парах испытуемый и экспериментатор с помощью специальных таблиц, на которых в 49 клетках размещены числа красного и черного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность их запоминания. Работа провидится в три серии. В первой серии испытуемый должен отыскать и указать черные числа в порядке возрастания, во второй серии - красные числа в убывающем порядке. Цвет называть не надо. Задание третьей серии заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке. В каждой серии фиксируются время выполнения задания и количество ошибок. Результаты заносятся в таблицу (см. табл. 12).



Основной показатель - время выполнения.

Таблица 12

Результаты выполнения заданий

№ п/п 1 серия 2 серия 3 серия
время ошибки время ошибки время ошибки

Обработка результатов

1. Вычислить время переключения внимания по формуле:

Т = Т3 - (Т1+Т2),

где Т1 - время, затраченное испытуемым на выполнение задания первой серии,

Т2 - время выполнения задания второй серии,

Т3 - время выполнения задания третьей серии.

Анализ и интерпретация результатов

При анализе результатов можно оценивать показатель переключаемости внимания по следующим уровням:

а) если затрачено времени от 0 до 90 сек. - высокий уровень;

б) если затрачено времени от 90 до 200 сек. - средний уровень;

в) если затрачено времени от 200 сек. и далее низкий уровень.

Если время переключения оказывается меньше или равно 0, то опыт необходимо повторить.

Литература

1. Психологический словарь./Под ред. В.П.Зинченко. М., Педагогика-Пресс, 1998. с.48.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., Российское педагогическое агентство, 1998. 272 с.

3. Психологические исследования. Сост. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В., Москва-Воронеж, 1996. С.36-39.

4. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. С.87.


ПАМЯТЬ

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Запоминание – это процесс памяти который состоит в закреплении новых образов, мыслей, движений и чувств путем их связывания с приобретенным ранее. Забывание – процесс памяти, в результате которого затрудняется или становится невозможной актуализация хранящегося в памяти материала. Воспроизведение – процесс памяти состоящий в актуализации закрепленного ранее содержания психики путем ее перевода из долговременной памяти в оперативную, в результате чего оно становится осознаваемой и может быть использовано для регуляции деятельности и поведения. Узнавание – это воспроизведение определенного содержания психики в условиях его повторного восприятия

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека, и запоминаемому содержанию различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Она служит основой формирования разнообразных двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Эмоциональная память – это память на чувства. Она способствует закреплению удачных действий, и предотвращает закрепление неудачных, побуждает выполнение одних действий и удерживает от других действий, лежит в основе способности сочувствовать другим людям и т.п. Образная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные образы. Образы предметов и явлений, их отдельных свойств, закрепленные в памяти называются представлениями и являются компонентами знаний человека. Словесно-логическая память – это память на мысли. Она сохраняет систему знаний человека в понятийной форме. Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.

Принципы формирования иерархической структуры работ
ПЕДАГОГІЧНЕ ЕССЕ «Моя перша практика»
Організація роботи аудиторського підприємства
Среднедушевых денежных доходов населения Российской Федерации
Основні фактори деградації довкілля
Складання проектів кошторисів
Льготы и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда
СТРОЙОВІ ПОНЯТТЯ
Облікова політика банку
Основные этапы государственной политики в информационной сфере
Варіант 1
Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
III.Успішність соціальних контактів
Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды.
Практичні завдання
Проблеми моніторингу
Daughter Boards and Riser Boards
Знайти причини сварки між друзями.
Социальное поведение личности. Социальные ценности и нормы. Классификация ценностей.
Послідовність виконання роботи.
В чём состоит сущность официального толкования
B Определение фибриногена сыворотки
Особливості підготовки та дій батальйону (роти) першого і другого ешелону під час ведення бригадою (полком) оборонного бою на першому рубежі оборони
Главная Страница