Шкала для оценки избирательности внимания

№ п/п Время в мс Балл Уровень избирательности внимания
250 и более низкий
240-249
230-239
220-229
210-119
200-209
190-199
180-189 средний
170-179
160-169
150-159
140-149
130-139
120-129
110-119 высокий
100-109
90-99
80-89
70-79
60-69
Менее 60 очень высокий

Баллы дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Если у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого и др. Избирательность внимания поддается тренировке.

Лабораторная работа № 6. Устойчивость внимания

Цель. Определение устойчивости внимания и уровня его переключаемости.

Оборудование. Пять таблиц Шульте, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, секундомер, бланк протокола для записи результатов.

Ход работы

Испытуемому предъявляют первую таблицу, на которой числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Затем таблицу закрывают и после инструкции испытуемому: "Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25", предъявляют ее для выполнения задания.

Одновременно включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Фиксируется время выполнения и количество ошибок по каждой таблице отдельно.

Таблица 7

Таблица 8

Таблица 9

Таблица 10



Таблица 11

Обработка результатов и их интерпретация

1. По результатам выполнения каждой таблицы построить кривую “истощаемости” (утомляемости), отражающую устойчивость внимания и работоспособность в динамике. По вертикальной оси откладывается время выполнения задания, по горизонтальной оси - номер таблицы.

2. Вычислить показатель эффективности работы по формуле:

ЭР = (Т1+Т2 + Т3 + Т4 + Т5)/5,

где Т - время работы с таблицами 1-5.

3. Степень врабатываемости вычисляется по формуле: ВР=Т1/ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

4. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4/ЭР

Лабораторная работа № 7. Переключение и распределение внимания

Цель. Оценка переключения и распределения внимания.

Оборудование. Красно-черные таблицы Шульте, секундомер.

Ход работы

Исследование проводится в парах испытуемый и экспериментатор с помощью специальных таблиц, на которых в 49 клетках размещены числа красного и черного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность их запоминания. Работа провидится в три серии. В первой серии испытуемый должен отыскать и указать черные числа в порядке возрастания, во второй серии - красные числа в убывающем порядке. Цвет называть не надо. Задание третьей серии заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке. В каждой серии фиксируются время выполнения задания и количество ошибок. Результаты заносятся в таблицу (см. табл. 12).



Основной показатель - время выполнения.

Таблица 12

Результаты выполнения заданий

№ п/п 1 серия 2 серия 3 серия
время ошибки время ошибки время ошибки

Обработка результатов

1. Вычислить время переключения внимания по формуле:

Т = Т3 - (Т1+Т2),

где Т1 - время, затраченное испытуемым на выполнение задания первой серии,

Т2 - время выполнения задания второй серии,

Т3 - время выполнения задания третьей серии.

Анализ и интерпретация результатов

При анализе результатов можно оценивать показатель переключаемости внимания по следующим уровням:

а) если затрачено времени от 0 до 90 сек. - высокий уровень;

б) если затрачено времени от 90 до 200 сек. - средний уровень;

в) если затрачено времени от 200 сек. и далее низкий уровень.

Если время переключения оказывается меньше или равно 0, то опыт необходимо повторить.

Литература

1. Психологический словарь./Под ред. В.П.Зинченко. М., Педагогика-Пресс, 1998. с.48.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., Российское педагогическое агентство, 1998. 272 с.

3. Психологические исследования. Сост. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В., Москва-Воронеж, 1996. С.36-39.

4. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. С.87.


ПАМЯТЬ

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Запоминание – это процесс памяти который состоит в закреплении новых образов, мыслей, движений и чувств путем их связывания с приобретенным ранее. Забывание – процесс памяти, в результате которого затрудняется или становится невозможной актуализация хранящегося в памяти материала. Воспроизведение – процесс памяти состоящий в актуализации закрепленного ранее содержания психики путем ее перевода из долговременной памяти в оперативную, в результате чего оно становится осознаваемой и может быть использовано для регуляции деятельности и поведения. Узнавание – это воспроизведение определенного содержания психики в условиях его повторного восприятия

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека, и запоминаемому содержанию различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Она служит основой формирования разнообразных двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Эмоциональная память – это память на чувства. Она способствует закреплению удачных действий, и предотвращает закрепление неудачных, побуждает выполнение одних действий и удерживает от других действий, лежит в основе способности сочувствовать другим людям и т.п. Образная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные образы. Образы предметов и явлений, их отдельных свойств, закрепленные в памяти называются представлениями и являются компонентами знаний человека. Словесно-логическая память – это память на мысли. Она сохраняет систему знаний человека в понятийной форме. Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.

performance.radioritual.ru referatrmv.nugaspb.ru parent.radioritual.ru faururu.refberry.ru Главная Страница