ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ ПРИ НАЛИЧИИ И ВЕТРА, И ТЕЧЕНИЯ

Маневр постановки судна на якорь при одновременном воздействии ветра и течения значительно сложнее. На груженые, глубоко сидящие, суда с низкими надстройками сильнее будет действовать течение, а на суда в балласте с высокими надстройками — ветер. Курсы судна при подходе к месту якорной стоянки и в момент отдачи якоря надо располагать против того, что сильнее в данный момент — ветер или течение, а якорь отдавать с наветренной стороны. Сущность маневра: судно умеренным ходом подходит к месту стоянки и на подходе курс располагают против более сильного явления (в данном случае — течения), а также правят круче к ветру, учитывая снос от менее эффективного явления - ветра. Зная инерционные свойства судна, а также скорость встречного течения и снос от действия ветра стопорят машину и двигаются далее по инерции.

Маневр следует рассчитать так, чтобы судно было примерно на полкорпуса или корпус впереди места отдачи якоря и ближе к ветру на 0,5—1 кбт; затем дают машине задний ход. Под влиянием ветра, течения и работы машины на задний ход судно будет двигаться в направлении к заданной точке постановки.


К моменту прихода на это место судно будет слабо двигаться назад. Затем стопорят машину и отдают наветренный якорь. После отдачи якоря судно будет разворачиваться, стремясь под воздействием ветра и течения кратчайшим путем занять положение по равнодействующей этих двух факторов. Судно расположится всегда в секторе, образованном векторами направлений ветра и течения. В данном случае при любой силе ветра или течения судно займет положение в секторе АОВ.

На рейдах с ограниченной акваторией якорь можно отдавать с переднего хода. Движение вперед в этом случае должно быть самым малым; следует помнить, что якорь отдают только при самом незначительном перемещении судна вперед или назад под действием машины, инерции или под влиянием ветра.

При заходе в узкие и тесные бухты или при постановке на якорь на открытом рейде вблизи берега (особенно на крупнотоннажном судне порожнем) необходимо предусматривать возможность появления сильного ветра и волнения, опасных (особенно при плохо держащем грунте) для якорной стоянки. В этих случаях нужно, не ожидая наступления штормовой погоды или темноты, заранее выйти из бухты и стать на якорь в безопасном месте или уйти в открытое море и держаться там до окончания шторма.

Необходимо также предусматривать возможность дрейфа в связи с усилением ветра, поэтому следует избегать постановки на якорь на линии ветра вблизи других судов. Судно, пришедшее на рейд позже другого, несет ответственность в случае навала при развороте на якоре.



ПРОЦЕСС ОТДАЧИ ЯКОРЯ

Перед подходом судна к месту отдачи якоря готовят все якорное устройство.После выхода в назначенное место, сообщив предварительно о глубине якорной стоянки, на бак с мостика командуют: «Отдать правый (левый) якорь!». По этой команде боцман, убедившись, что вблизи якорь-цепей нет людей, а за бортом под клюзом нет плавучих средств, отдает ленточный стопор.

Якорь-цепь следует травить с умеренной скоростью, чтобы ее можно было легко застопорить в тот момент, когда якорь коснется грунта. При вытравливании якорь-цепи с большой скоростью она навалится на якорь, может запутаться вокруг его лап. В дальнейшем якорь-цепь потравливают по мере натяжения и постепенно задерживают с таким расчетом, чтобы судно, медленно двигаясь назад, постепенно уменьшало скорость. Одновременно боцман сообщает количество смычек вытравленной якорь-цепи.с мостика дают команду на отдачу якоря.

По команде «Задержать якорь-цепь» боцман зажимает ленточный стопор и следит за тем, чтобы соединительные скобы не находились на цепном барабане (звездочке брашпиля) или в якорном клюзе, так как в этих случаях скобы, испытывая большое натяжение, могут поломаться. Если якорь хорошо забрал грунт, то якорь-цепь с момента отдачи туговытягивается, а затем постепенно ослабляется. Если цепь периодически вытягивается и ослабляется, то якорь не держит и нужно продолжать травить якорь-цепь. Когда судно задержится якорем и выйдетносом против ветра или течения, это значит, что судно «вышло на канат».

Чтобы якорь-цепи испытывали одинаковые нагрузки, в хорошей морской практике принято, если позволяют обстоятельства, отдавать в четный день месяца правый якорь, а в нечетный — левый. После выхода судна на канат в судовой журнал записывают время отдачи якоря, число смычек якорь-цепи и оговаривают, что встали на якорь чисто от всех стоящих рядом судов.



На больших глубинах – 30 метров и более- якорь предварительно стравливают до грунта или на 2/3 глубины с помощью брашпиля и уже после этого, разъединив звездочку, отдают якорь-цепь обычным порядком. Такой метод отдачи якоря объясняется тем, что три вытравливании его первым способом он набирает большую скорость, и якорь-цепь вытравливается до жвака-галса, обрывается и уходит в воду.

На очень больших глубинах (более 80 м) вообще не рекомендуется пользоваться ленточным стопором.

Главная Страница