Темы сообщений, докладов, рефератов и презентаций. 1. Ж. Пиаже: биография и основные труды

Темы сообщений, докладов, рефератов и презентаций. 1. Ж. Пиаже: биография и основные труды

1. Ж. Пиаже: биография и основные труды.

2. Эгоцентрическая речь.

3. Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии.

4. Феномены Пиаже.

Практические задания:

Задание 1

Прочитайте текст, выделите специфические для теории Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки. «Говоря в общем виде, прогрессирующее уравновешивание между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавливающееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентраций, которые дают субъекту возможность занимать позиции других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации. Но это, гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его формам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий необходимое условие самой объективности» (Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ.ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001. С. 118).

Задание 2

Подберите вопросы для проведения клинической беседы (по Пиаже) с детьми дошкольного возраста, зафиксируйте ее содержание и ход, проанализируйте с точки зрения особенностей детского мышления.

Задание 3

1. Законспектируйте часть 3 книги Жан Пиаже. Психология интеллекта (4).

Тема8. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

1. Происхождение и развитие высших психических функций.

2. Проблема специфики психического развития человека и его изучение.

3. Проблема «обучение и развитие».

Литература

1. Волынская, Людмила Борисовна. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб.пособие / Л. Б. Волынская ; Рос. акад. обра-зования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2012. — 161, [1] с.



2. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воронеж, 1996.

3. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. — СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 542 с.

4. Кириллов, Я.А. Проблема самосознания личности в трудах Л.С. Выготского // Актуальные проблемы психологического знания – №3 – 2013 – С. 16-27

5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

6. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. 23-25 июня 1981 г. М., 1981.

7. Нуркова, Вероника Валерьевна Психология : учеб.для бакалавров / В.В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Юрайт, 2012. – 576 с.

8. Обухова, Людмила Филипповна Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2013. – 460 с.

9. Сорокоумова, Елена Александровна. Возрастная психология : [учеб.пособие для вузов] / Е. А. Сорокоумова. — СПб. [и др.] : Питер, 2009. — 208 с.

10. Шаповаленко, Ирина Владимировна . Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 567 с.

Основные понятия:

высшая психическая функция; инволюция; метаморфоза развития; цикличность развития; зона ближайшего развития; зона актуального развития; генетико-моделирующий метод; интериоризация; знак

Контрольные вопросы

1. Чем характеризуется «натуралистический» подход в понимании развития ребенка?

2. В чем состоит разница элементарных и высших психических функций в понимании Л.С. Выготского?

3. Что такое знаки, или стимулы-средства?



4. Дайте определение понятия «высшие психические функции».

5. В чем выражается специфика психического развития человека?

6. Сформулируйте гипотезу Выготского о происхождении и природе высших психических функций.

7. Что такое идеальная и реальная формы развития?

8. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?

9. Охарактеризуйте понятие «зона ближайшего развития»; его теоретическое и практическое значение.

10. В чем принципиальное значение введения понятия «деятельность» в анализ проблемы психического развития?

referatvib.nugaspb.ru referatxda.nugaspb.ru referatrcu.nugaspb.ru referatxqx.nugaspb.ru Главная Страница