Я уважительно относился к каждому ребенку, независимо от его расы, пола, способностей, национальности, культуры и т.д

22. В процессе занятий всем детям я уделял равное внима­ние

На каждом занятии было отведено достаточно времени для обсуждения.

Я поощрял детей, выполняющих домашнюю работу ____

25. Домашняя работы подбиралась индивидуально и соответство­вала запросам и возможностям детей. Она была им понятна, и они осознавали необходимость ее выполнения

В ходе работы я уделял равное внимание попыткам изменить поведение, отработке новых форм поведения и закреплению приобретенных навыков


27. Я следил за тем, чтобы дети не уходили с занятий в состоя­нии эмоциональной боли

28. Дети знали, что могут пропустить те упражнения или вопро­сы, которые вызовут у них чувство неловкости или будут не­приятны им

29. Напоминание о завершении групповых занятий было сдела­но за два-три занятия до момента окончания

30. На последнем занятии был подведен итог групповой рабо­ты

Работа после завершения занятий

Итоговое тестирование было проведено через 2-4 недели после завершения занятий

2. После окончания работы группы все участники имели возможность рассказать мне о том, что они узнали на группе, что понравилось и что не понравилось в работе груп­пы.

Дети, нуждающиеся в помощи других специалистов, были своевременно направлены к ним.

4. Результаты тестирования были обработаны, проанализиро­ваны и сообщены участникам группы

Дополнительная встреча была проведена спустя месяц после завершения работы

Проанализируйте свои оценки по каждому пункту. Разработайте план самосовершенствования.


4 Р. Смид



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 1: Подготовка и организация фупповой работы





Подготовка

Ведение группы

Работа после завершения занятий


(g"j Шаг 5: Процедура отбора участников группы

Собеседование с кандидатами

В этических нормах, принятых в нашей работе, особое внимание уделяется отбору кандидатов в группу. От каждого будущего чле­на группы мы обязаны получить его согласие (или, в случае с несовершеннолетними, достаточно высказанного желания ребен­ка) на участие в групповой работе на основе его полной инфор­мированности. Кроме того, мы должны уметь правильно оцени­вать степень согласия ребенка и учитывать другие факторы, которые могут повлиять на наше решение включить ребенка в группу. Несмотря на трудоемкость процесса, собеседование с потенциальными участниками группы является важным этапом. Как уже было сказано выше, групповая работа в некоторых слу­чаях может нанести ребенку серьезную психологическую травму. Поэтому мы должны со всей ответственностью подходить к отбо­ру детей в группы и к выявлению потенциальных проблем. Процедура отбора может быть организована несколькими спосо­бами. Например, вы можете провести индивидуальные собесе­дования. Можно также рассказать о предстоящих занятиях на со­брании потенциальных кандидатов, а затем поговорить с каждым из них по отдельности. Еще один способ, часто используемый в клиниках, заключается в обсуждении состава группы с лечащим персоналом. Наконец, вы можете провести опрос кандидатов, пре­доставив им в письменном виде информацию о группе и попро­сив их письменно же ответить на ряд вопросов. На мой взгляд, самый лучший метод — это проведение индиви­дуальных собеседований. Во время собеседования у ребенка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у вас — понять, насколько он подходит для групповой работы. Анкета, приведенная в Приложении 2, поможет вам структурировать по­лученную информацию. Прежде чем использовать эту анкету, необходимо установить доверительные отношения с ребенком и сообщить ему, что с ним проводится собеседование, по ре­зультатам которого он может быть включен в группу. Скажите ребенку, что работа в группе подходит не для каждого и что для такой работы потребуется разрешение от родителей. Далее ска-




52 Групповая работа с детьми и подростками

жите, что вам необходимо обсудить с ним некоторые вопросы и записать его ответы.



В целом, чем младше ребенок и чем серьезней его проблемы, тем важнее провести с ним индивидуальные собеседования. В присутствии посторонних дети обычно замыкаются, и психо­логу в таких случаях крайне трудно получить объективную ин­формацию о состоянии ребенка. Если проведение индивиду­альных собеседований по ряду обстоятельств невозможно, то вы можете организовать групповое собеседование с неболь­шим числом участников.

Получение согласия родителей/опекунов

Во многих школах существует правило получения письменного согласия родителей или официальных опекунов на участие ре­бенка в групповой работе. В некоторых школах групповая ра­бота рассматривается как составная часть обязательной про­граммы обучения, и согласия родителей в этом случае не требуется. Чтобы дети и их родители или опекуны смогли при­нять обоснованное решение об участии ребенка в группе, им необходимо предоставить достаточно подробную информацию о предстоящей групповой работе. В работе Cormier and Cormier (1991) предложена форма документа, предназначенного для получения согласия на основе полной информированности кли­ента. Документ содержит следующие разделы:

1. Описание стратегии работы ведущего.

2. Объяснение выбора конкретной стратегии.

3. Описание роли ведущего группы.

4. Описание роли участника группы.

5. Описание возможного риска и возникающих в работе трудно­стей и проблем.

6. Описание предполагаемых позитивных результатов.

7. Уведомление родителей об их праве получить ответы на все вопросы относительно стратегии работы группы.

8. Подробное обсуждение права участника покинуть группу в лю­бое время.


Часть!: Подготовка иорганизация групповой работы 53

Получить согласие родителей/опекунов можно и с помощью спе­циальной формы, пример которой приведен на иллюстрации 5. Выясните, есть ли необходимость получения согласия обоих ро­дителей. Многие родители, проживающие раздельно, оформля­ют опекунство. В таких случаях необходимо информировать обо­их родителей о предлагаемом участии в групповой работе. Включение ребенка в группу без согласия обоих родителей мо­жет иметь негативные последствия.

Отбор кандидатов

При отборе участников группы вы можете использовать резуль­таты предварительного тестирования (например, заполнение шкалы Ликерта) как основание для отбора. Если же вы набираете группу в основном по результатам собеседования, то такое тес­тирование можно провести на первом занятии.

По вопросу о том, каким детям больше всего подходит групповая работа, нет единого мнения. Большинство исследований в этой области проводились на примерах терапевтических групп для взрослых. Рекомендации о том, как использовать результаты этих исследований для групп детей и подростков, практически отсут­ствуют. Все изложенное ниже отражает мой личный двадцати­летний опыт групповой работы с детьми и подростками.

Вы можете набирать однородные или неоднородные груп­пы. Под однородностью понимается, прежде всего, схо­жесть жизненных ситуаций у разных детей. Например, в группу можно включить только детей, чьи родители разве­лись, или детей, переживающих потерю любимого суще­ства, либо детей, не справляющихся со своей агрессией. Сюда же относится одинаковый уровень умственного раз­вития, образования, социально-экономический статус, куль­турный фон и т.п. Однородные группы имеют свои досто­инства и недостатки.

ball.refepic.ru refamwc.ostref.ru refamyu.ostref.ru referatpya.nugaspb.ru Главная Страница