Вопрос 63. Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подр. возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с соц. ситуацией развития подростков – стремление к приобщению к миру взрослых.

Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания. Пубертат - причина множества бурных физ., физиолог., психофизиол., психолог. изменений. Подростку, испытывающему множество резких всевозможных изменений, бывает нелегко удержать субъективное чувство целостности и стабильности своего «Я», идентичности. При неблагоприятных условиях воспитания у подростка отмечается девиантное и деликвентное поведение. Основу познавательных и личностных качеств составляет общение в различных видах деятельности.

Вед. деятельность: общение со сверстниками. Определяющей особенностью общения является личностный характер общения. По Эльконину – интимный (доверительный) характер общения. Изменение соц. ситуации развития связано со стремлением подростка приобщиться к миру взрослых и с ориентацией поведения на нормы и ценности мира взрослых. Новообразование: «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Возникшее у подростка «чувство взрослости» проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с 2 факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта «перестройка» составляет главное содержание кризиса.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.

Выготскийсчитал, что особенности протекания и продолжительность подр. возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Если взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста – грубость, упрямство, негативизм и т.д.

Выготский центральной в подр. возрасте считал проблему интересов, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Начало возраста связано с романтическими стремлениями, а конец – с реалистическим выбором одного интереса или линии жизни.



Выготский перечислил несколько осн. групп интересов подростка, которые он назвал доминантами: 1.эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; 2. доминанта дали – установка на большие масштабы, которые для подростка субъективно ближе, чем текущие; 3. доминанта усилия – тяга к сопротивлению, проявление упрямства;

4. доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, героическому.

Выготский особое внимание обращал также на развитие мышления в подр. возрасте. Главное – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллект. деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе интеллект. изменений в этом возрасте. Отмечал еще два новообразования возраста – развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

Часто самооценка у подростка внутренне противоречива: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, вместе с тем, его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании подавленности, плохом настроении, конфликтах, обидчивости и т.д. Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» – бурную неуправляемую реакцию, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу (часто из-за того, что самооценка подростка занижена, а ур. притязаний завышен).



Божович отмечала, что расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки школьной жизни в какую-то иную, значительную, самостоятельную. Мечта представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни. Божович отмечала, что кризис проходит мягче, если у подростка есть относительно постоянные личностные интересы или какие-то устойчивые мотивы поведения.

В подр. возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения, развивается самосознание и самоопределение, изменяется мотивация. На 1 план выступают мотивы, связанные с мировоззрением, осуществляется нравственное развитие. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С т. зр. самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно-значимой позиции.

У подростка появляется огромная потребность в признании его взрослости со стороны самих взрослых. Эта потребность вызывает сопротивление со стороны взрослых. Оказывается, что подростку нет места в системе взр. отношений, и тогда подросток находит себе место в детском сообществе. Эльконин считал, что для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Интимно-личностное, понимаемой как доверительное, общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте, именно здесь осваиваются нормы соц. поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Общение – это возможность в мысли, в мечте проиграть свои устремления, свои радости. Это единственная деят-ть, в которой внутр. жизнь может быть мысленно «продействована». Эльконин отмечал, что именно в общении формируется самосознание как соц. сознание, перенесенное во внутрь.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, но подлинной взрослости нет. Говоря о «чувстве взрослости», Эльконин ссылается на Драгунову и ее исследования проявлений «чувства взрослости»: 1. подражание внешним признакам взрослости (курение, карты, лексикон..); 2. равнение (например, на какой-то идеал «настоящего мужчины» или «настоящей женщины»); 3. Соц. зрелость – подросток становится настоящим помощником взрослого в семьях, переживающих трудности; 4. интеллектуальная зрелость проявляется в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему, способствовать расширению знаний вне школ. программы.

По мнению Фельдштейна, в подр. возрасте индивид выходит на качественно новую соц. позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой соц. позиции, осознанию своего Я и утверждение во взрослом мире. У подростка есть потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Подростки ищут деятельность, в которой они могут самоутвердиться, проявить себя. Они активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее. Потребность утвердить себя в обществе характеризует три уровня в развитии личности подростка:

По мере взросления у подростка меняется характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В интересах подростков выражается направленность его личности, ее интеллектуальная и эмоц. активность. Одним из центральных моментов концепции Фельдштейна является проблема вед. деятельности, в качестве которой он выделяет социально признаваемую и социально одобряемую, общественно полезную деятельность. Участие подростка в этой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

Общение со сверстниками – самое главное в жизни подростка, он переоценивает для себя значимость этого общения. Для начала подр. возраста характерно преобладание коллективно-групповых форм общения, а в конце возраста проявляется тенденция, характерная для ранней юности: обособление, индивидуализация в общении. Для ученика 7-8 класса важно признание ценности собств. личности в глазах сверстников и фрустрация в этой потребности приводит к травме и конфликтам.

Но подростку важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы расцениваются подростком как личная драма.

Подросток эгоцентричен (эгоцентричность проявляется в том, что он не раскрывается в общении), некомпетентен в общении.

Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка, которая делает подростка невосприимчивым к критике и требованиям товарищей, он становится для них неприемлемым.

Общение со взрослыми насыщенно конфликтами. Первый источник этих конфликтов – непонимание взрослым сложности внутр. мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. Взрослые недооценивают значимость общения со сверстниками для подростков. Взрослые игнорируют «чувство взрослости» и сохраняют «детские формы контроля»: гиперопека и постановка целей в форме жесткого императива. Чем старше становятся подростки, тем меньше понимания они находят у взрослых, и тем больше от них удаляются. Проблема самостоятельности и равноправия подростка и взрослого – самая сложная в их общении.

Характерной ошибкой является то, что взрослые замечают только негативные стороны подросткового возраста, но не видят его положительных сторон, таких, например, как развитие эмпатии, стремления помочь взрослым. Взрослые не готовы принять эти чувства со стороны подростка, т.к. тогда надо принять его как равного. Взрослые не понимают, что уч. деятельность перестает быть ведущей.

Зарубежные подходы.Весь подростковый период – кризисный, кризис в том, что человек весь меняется.

История исследования кризиса велика. Впервые научную разработку проблемы кризиса подр. возраста сделал Ст. Холл,которого называют «отцом» психологии переходного возраста. Он в 1904 году описал подр. возраст как кризисный и переходный к юношескому. Подр. возраст – период бури и натиска. В подр. возрасте происходит кризис самосознания, преодолев который чел. приобретает «чувство идентичности».

Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подр.возраста. По его мнению, подр. возраст – это возраст врастания в культуру. Шпрангер выделил 3 типа прохождения подр. возраста: 1 тип характеризуется резким бурным кризисным течением, 2 – плавный, медленный, 3 представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя.

Ш. Бюллер считала, что психическая пубертатность – врожденная потребность в дополнении. Она выделила 2 фазы подр. возраста – негативную и позитивную. Сделала попытку рассмотреть пубертат в единстве органического созревания и психич. развития.

Штерн рассматривал подр. возраст с т. зр. развития ценностей. Он описывает подр. возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – «серьезная игра».

Пиаже рассматривал подр. возраст как завершение формирования интеллекта.

Главная Страница