Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Направление подготовки: 080400 Управление персоналом

Профиль подготовки: Управление персоналом организации

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Москва 2011 г.

Проверено ОМО _____________

Файл РП ____________________


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:формирование у студентов научных представлений о характере и особенностях делового общения и культуры речи людей в различных ситуациях взаимодействия, необходимых и достаточных для их будущей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков по теории, методам, технологиям и практике делового общения и культуры речи в современной организации

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психология делового общения и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, входит в его вариативную часть. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знанияосновных психологических определений; умения анализировать, какое значение имеет психология в современном мире; владениекомпьютером как средством управления информацией.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания практической и социальной психологии и служит основой для освоения дисциплины основы теории управления.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7);

- умение критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: законы построения четкой и ясной устной и письменной речи (ОК-6);

Уметь: критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12);

Владеть: способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7).



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕ зачетных единиц.

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестры (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интер­активной форме 1 (18) 2 (17) 3 (18) (17)
Аудиторные занятия (всего)
в том числе: Лекции (Л)
Лабораторные работы (ЛР)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:
СРС в семестре: Курсовой проект (КП)
Курсовая работа (КР)
Расчетно-графические работы (РГР)
Реферат (РЕФ)
Другие виды самостоятельной работы
СРС в сессию: Экзамен
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет Зач.
Общая трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость, зачетные единицы



Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины

№ п./п. Наименование раздела дисциплины ПЗ СРС Всего часов (без экзамена) Формируемые компетенции (ОК)
1. Деловое общение как социально-психологический процесс ОК-7; ОК-12
2. Влияние психологических особенностей личности на процесс делового общения ОК-6; ОК-12
3. Деловое общение как процесс коммуникации ОК-7
4. Деловое общение как взаимное восприятие ОК-6
5. Взаимопонимание в деловом общении ОК-6; ОК-12
6. Деловое общение как взаимодействие ОК-7; ОК-12
7. Виды делового общения ОК-12
8. Публичное выступление, дискуссия, полемика ОК-7
9. Деловое общение в первичной группе ОК-6
10. Особенности делового общения в конфликтной ситуации ОК-7; ОК-12
11. Психологические аспекты ведения переговоров ОК-6; ОК-12
12. Этика делового общения и деловой этикет ОК-6
13. Имидж делового человека ОК-7
14. Психология межнационального делового общения ОК-6
Всего часов

Содержание дисциплины

Тема 1. Деловое общение как социально-психологический процесс

Общение в системе деловых коммуникаций. Влияние общения на поведение людей. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение и личность, деятельность и социальные отношения. Структура общения. Субъект и объект общения. Общения как коммуникация. Общение как информационный процесс. Социально-психологические механизмы общения. Особенности делового общения. Модели общения. Общение в рамках организации. Вербальные и невербальные аспекты общения. Манера общения и взаимодействия с людьми.

Тема 2. Влияние психологических особенностей личности на процесс делового общения

Личность как участник процесса общения. Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. Темперамент и деятельность. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и способности. Темперамент и характер человека. Влияние индивидуальных особенностей темперамента на процесс межличностного взаимодействия. Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Характер и темперамент. Инструментальность черт характера человека. Структура характера. Формирование характера. Истоки характера человека. Влияние демографических, социальных и психологических факторов на межличностное взаимодействие в деловом общении.

Тема 3. Деловое общение как процесс коммуникации

Общая характеристика делового общения как процесса коммуникации. Основы коммуникации. Модель коммуникации. Источник и получатель информации. Коммуникационный акт. Коммуникационные барьеры. Роль языка в процессе коммуникации. Культурные особенности коммуникаций. Вербальные и невербальные коммуникации. Особенности межкультурных невербальных коммуникаций. Публичные выступления. Формирование коммуникационного пространства. Влияние личных качеств на коммуникационный процесс. Средства внутриорганизационных коммуникаций. Система внутригрупповых коммуникаций. Слухи как наиболее сильное средство коммуникации.

Тема 4. Деловое общение как взаимное восприятие

Место общения в системе деловых коммуникаций. Перцептивная функция общения. Специфика межличностного восприятия. Оценка сообщение и искажение его смысла. Эмоциональная оценка: рефлексия, эмпатия, идентификация. Идентификация как способ восприятия другого. Эффекты межличностного восприятия. Влияние личных качеств индивида на интерпритацию поведения другого: аттрибуция, стереотипы, предубеждения. Формирование первого впечатления. Особенности межличностного восприятия. Эффект ореола, новизны, стереотипизации. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция. Особенности делового общения как взаимодействия. Самопрезентация личности.

Тема 5. Взаимопонимание в деловом общении

Возможности и границы межличностного взаимопонимания. Стереотипы восприятия в процессе общения. Понятие, природа и функции стереотипа восприятия в процессе достижения взаимопонимания между людьми. Стереотип восприятия как барьер на пути понимания другого. Возможности и границы межличностного взаимопонимания. Психологические барьеры в деловом общении и пути их преодоления. Функции психологических барьеров общения. Эффективность делового общения. Методы оценки эффективности деловых коммуникаций. Особенности достижения взаимопонимания в рамках взаимодействия представителей различных национальных культур.

Тема 6. Деловое общение как взаимодействие

Взаимодействие как предельно общая характеристика общения. Структура взаимодействия. Роль взаимодействия в психическом развитии личности. Анализ процесса общения с позиции теории ролей. Цели интеракции. Взаимодействие как физический и духовный контакт. Способы взаимодействия людей в процессе общения. Техника и приемы интеракции. Основные аспекты социально-психологического взаимодействия. Разграничение социальных воздействий. Групповая дифференциация и интеграция. Трансакционный анализ процесса общения Э. Берна. Роль обратной связи в процессе общения. Барьеры эффективного общения. Типы социального взаимодействия. Методики изучения общения как взаимодействия. Место общения в системе деловых коммуникаций.

Тема 7. Виды делового общения

Понятие деловой беседы. Виды деловой беседы. Речевой этикет. Риторический инструментарий деловой речи. Логическая культура делового разговора. Психологическая культура делового разговора. Невербальные средства в процессе деловых коммуникаций. Особенности деловой беседы по телефону. Основы деловой переписки. Формы делового письма и других видов переписки. Ведение делового совещания. Подготовка к переговорам. Организация и ведение дискуссий. Способы оценки эффективности делового общения.

Тема 8. Публичное выступление, дискуссия, полемика

Подготовка к конкретному выступлению. Определение темы и ее названия. Подбор материала для выступления. Юмор в публичных выступлениях. Написание текста речи. Виды выступлений. Композиция речи. Методы изложения материала. Установления контакта с аудиторией. Приемы привлечения внимания аудитории. Учет особенностей аудитории. Психология слушателей. Основные способы убеждения. Культура ведения споров и полемики. Техника ответов на вопросы. Подготовка вопросов. Поведение оратора в процессе ответов на вопросы.

Тема 9. Деловое общение в первичной группе

Особенности общения в первичной группе. Система коммуникаций в группе. Влияние психологических типов личности на межличностное взаимодействие и деловое общение в первичной группе. Понятие темперамента и характера. Проблема лидерства в группе и ее влияние на характер делового общения. Роль лидера и руководителя в установлении норм общения в коллективе. Особенности делового общения руководителя и подчиненного. Роль делового этикета в процедуре общения начальник-подчиненный.

Тема 10. Особенности делового общения в конфликтной ситуации

Определение понятия конфликта. Причины конфликтов. Модель конфликта как процесса. Три типа конфликтов. Культура ведения споров. Типология споров. Участники конфликтной ситуации. Стили разрешения конфликтов. Стратегии поведение в конфликтах. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Структурные и межличностные методы. Роль руководителя в процессе управления конфликтами. Руководитель как стабилизатор конфликта.

Агрессивность. Понятие компромисса. Влияние стрессов на форму делового общения. Оценка стрессовой ситуации. Управление стрессовой ситуацией.

Тема 11. Психологические аспекты ведения переговоров

Переговоры как образ мышления и жизни. Основные правила переговорного процесса. Типичные модели поведения на переговорах. Тактика ведения переговоров. Психология эффективного переговорного процесса. Роль личности в процессе переговоров. Национальные стили ведения переговоров и этнопсихологические стереотипы. Критерии разумного соглашения. Психологические основы деструктивной переговорной тактика и способы ее преодоления. Методика оценки эффективности переговорного процесса.

Тема 12. Этика делового общения и деловой этикет

Этика делового общения. Понятие делового этикета. Правила делового этикета. Речевой этикет. Международный этикет. Условия эффективного общения. Виды делового общения. Виды слушания. Условия эффективного слушания. Этикет в деятельности современного делового человека. Особенности делового национального этикета. Использование пространства и времени в разных странах. Деловой этикет в контексте глобализации. Классификация национальных культур. Культурные горизонты и создание международных команд.

Тема 13. Имидж делового человека

Понятие имиджа. Способы создания имиджа. Роль имиджа при продвижении по карьерной лестнице. Цели изменения имиджа. Плюсы и минусы изменения имиджа. Определение понятия Паблисити. Модели поведения делового человека. Корпоративная и профессиональная этика. Речевой этикет делового человека. Влияние внешнего облика делового человека на процесс общения. Соблюдение правил и условностей делового этикета. Влияние личностных особенностей и национальной культуры на формирование имиджа делового человека.

Тема 14. Психология межнационального делового общения

Психологическое взаимодействие представителей разных этнонациональных культур в деловом общении. Российские и зарубежные особенности делового этикета. Религиозный компонент в деловом межнациональном общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях. Разнообразие национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них. Необходимость учёта национально-культурных особенностей каждого из участников межнационального диалога; варианты достижения компромиссов и уклонения от конфликтов и случайных недоразумений. Психология и тактика толерантности в межнациональном общении; её лимиты; способы сохранения национального достоинства при возникновении недоразумений и конфликтных ситуаций в официальном и неофициальном общении международного уровня.

Тематический план практических занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Темы практических (семинарских) занятий Трудоемкость, ч. Формы текущего контроля успеваемости
1. Деловое общение как социально-психологический процесс Дискуссия, тренинги
2. Влияние психологических особенностей личности на процесс делового общения Выступления на семинаре
3. Деловое общение как процесс коммуникации Выступления на семинаре
4. Деловое общение как взаимное восприятие Отчет по практической работе, игра
5. Взаимопонимание в деловом общении Дискуссия, тренинги
6. Деловое общение как взаимодействие Выступления на семинаре
7. Виды делового общения Реферат, игра
8. Публичное выступление, дискуссия, полемика Контрольная работа, конспект
9. Деловое общение в первичной группе Выступления на семинаре, тренинги
10. Особенности делового общения в конфликтной ситуации Выступления на семинаре, игра
11. Психологические аспекты ведения переговоров Реферат, игра
12. Этика делового общения и деловой этикет Выступления на семинаре
13. Имидж делового человека Контрольная работа, конспект
14. Психология межнационального делового общения Реферат, тренинги

4.5. Тематический план лабораторных работ – не предусмотрен.

Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля

Перечень компетенций Виды занятий Формы контроля
ПЗ СРС
ОК-6 + + Конспект, реферат
ОК-7 + + Контрольная работа, конспект
ОК-13 + + Тренинги, игры

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При преподавании дисциплины особое внимание необходимо уделить формированию у обучающихся таких компетенций, как умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения; умение критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес. В этой связи в ходе преподавания дисциплины «Психология делового общения и культура речи» будут использоваться следующие активные инновационные технологии обучения:

Неиммитационные методы:

- семинар – конференция.Во время семинара студенты обсуждают вопросы и проблемы на предварительно заданную преподавателем актуальную в современном мире образования и менеджменте тему. Студенты к семинару по заданному вопросу обязаны подготовить информационно-аналитические материалы в виде доклада и презентации. В ходе семинара студенты обсуждают заданные вопросы. Преподаватель, по результатам, обсуждения проводит итоговую оценку качества задаваемых вопросов и получаемых ответов, подготовленного материала.

Неигровые имитационные методы:

- кейс-методпозволяет описать конкретную ситуацию, которая могла бы иметь место или реально происходила. Рассматриваются факты, решения, принятые в течение определенного времени, которые описываются не абсолютно исчерпывающие, а скорее как система ориентиров. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения могут домысливать и строить на основе этого прогноза.

Игровые имитационные методы:

- мозговой штурм.Наиболее свободная форма дискуссии, где на первый план выходит не качество, а количество различных идей по заданной проблематике.

- психологический тренинг.Психологический тренинг может рассматриваться как средство и метод адаптации первокурсника к внутривузовской среде с целью более эффективного вхождения в новую социальную среду.

Розрахунок питомих показників, які характеризують роботу крана
Європейські інтеграційні процеси. Європейський Союз
Методичні вказівки
Аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ)
Періодизація онтогенезу
Профілактика та медикаментозні підходи до усунення проявів лікарської хвороби
Тема 1. Аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений
Лекция № 2. Систематика и морфология микроорганизмов.
Підходи до управління опором в умовах стратегічних змін
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА.
Пункти зупинки
Гражданское право как ветвь (отрасль) права, его система. Отграничение от смежных отраслей.
Эпидемии заразных болезней в средние века, их причины, характер и противоэпидемические мероприятия в Европе.
Составление технологических графиков выполнения грузовых и коммерческих операций
Предметная область социологии и её отрасли
Раздел III. Развитие стойкости внимания
Морские стационарные платформы (МСП).
Телефоны для справок: 8(423)222-67-21, 243-07-98
Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
Основные направления исследования малых групп. Типы малых групп.
Перерахування
Субъекты предпринимательской деятельности
Особенности данной тары и ее виды
Главная Страница