Ключевые профессиональные компетенции в социальной работе. Развитие профессиональных стандартов в социальной работе

Профессиональная социальная работа по мере своего становления и развития занимает все новые сферы деятельности, а вместе с этим появляется необходимость совершенствования подготовки специалистов по социальной работе с учетом четкого понимания ключевых компетенций, которые потребуются на рабочем месте. Компетенции – как возможность решать проблемы эффективным способом в данном контексте по запросу клиента. Именно этот подход Е.С.Романова и С.ЮРешетина считают наиболее емким и адекватным для осуществления психолого-педагогического сопровождения профессиональной карьеры. Ключевые компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, профессионального опыта, способностей индивида, определяемых целью профессиональной деятельности и обеспечивающих ее эффективность.

По сути, в ходе профессиональной ориентации специалист выступает посредником между клиентом и всей человеческой культурой, помогая ему найти свое место в обществе, в мире профессий. Поскольку посредническая функция является ключевой в социальной работе, мы полагаем, что специалисты по социальной работе могут активно вовлекаться в психолого-педагогическое сопровождение личности в условиях службы занятости и в том числе осуществлять профориентационное консультирование, при этом они должны иметь следующие ключевые компетенции: 1) ·интерес к профконсультационной работе; 2) ·нравственная готовность к профессиональному консультированию, предполагающая, определенную гражданскую и мировоззренческую позицию; 3) ·теоретическая и методологическая подготовка в области педагогики и психологии (знание базовых психолого-педагогических дисциплин, хорошая ориентация в специальных профконсультационных дисциплинах, владение разнообразными методами практического консультирования); 4) ·развитая профессиональная этика специалиста: воспитанность, такт, чувство меры, ориентированные на помощь в самоопределении данного человека; 5) ·знание мира профессионального труда и хорошая ориентация в профессиографической информации в условиях данного города, района, региона; 6) ·владение коммуникативной культурой, умение взаимодействовать с различными специалистами и администрацией (способность предотвращать и разрешать конфликтные ситуации); 7) ·положительная установка на любого консультируемого, способность доброжелательно выслушать и понять его; 8) ·осознание специфической ответственности за оказываемую помощь (понимание, что главное – повысить у клиента чувство собственной ответственности за совершаемый выбор, а ответственность специалиста заключается в организации самого взаимодействия с ним и вооружения его внутренними средствами для самоопределения); 9) ·способность к профессиональной саморегуляции и самосохранению в процессе работы (профессиональная психогигиена труда); 10) ·высокий общекультурный уровень, готовность к самообразованию и саморазвитию.



Г. Койл считает, что отличительными особенностями профессии (и это в равной мере относится и к профессии психолога-консультанта, хотя Койл размышляла о проблемах профессионализма в социальной работе) являются следующие черты: - наличие разработанного, развитого и верифицируемого объема знаний; - установление профессиональных стандартов; - рост профессионального самосознания; - значительный вклад в жизнь и развитие общества.

Согласно этим критериям, считали автор и другие его сторонники, социальная работа в своем развитии определенно достигла этого уровня (заметим, что речь шла о ситуации в послевоенной Америке).

Иная точка зрения, которая также беспокоит сторонников развития профессионализма в социальной работе, заключается в том, что на социальную работу смотрят как на конгломерат знаний (а уже не просто навыков), почерпнутых из других смежных областей. Так, А. Кан описывает социальную работу в тот период как слияние следующих нескольких составляющих: - положения, заимствованные из психиатрии и некоторых областей психологии, или несущие их глубокий отпечаток; - положения, заимствованные из социологии, социальной антропологии и выхваченные из некоторых других областей, или несущие их глубокий отпечаток; - несомненно некоторые оригинальные идеи о том, как работать в тех или иных ситуациях со случаем, группой или сообществом; - методы, техники и установки, несомненно, пришедшие из администрирования, статистики и социальных исследований; - положения, заимствованные из или несущие глубокий отпечаток прогрессивного образования.

Главная Страница