История истории науки. Экстернализм и интернализм

ИН- это такая разновид­ность исследований, касающихся науки, ко­торая обращена к ее прошлому и базирует­ся на различных методах и концептуальных основаниях. ХХ век - поворот философии науки в сторону истории науки (Лакатос), ИН – это не прошлое, она позволяет раскрыть существо и природу современной науки.. ИН должна углубить представления современных учёных, помочь найти наилучший способ организации плодотворной науки. ИН входит в гражданскую И (Бэкон). В позитивизме ( Конт, В. Уэвелл) ИН – ряд развитий, а не революций, поступательный прогресс. Новые теории не отрицают старые, а поглощают (позже эту позицию назвали кумулятивизмом) .У Т. Ку­на ИН предстает как череда науч­.революций, каждая из к-ых приводит к смене парадигм - образцов постановки и решения науч. проблем. Окончательная сущность науки включает все предыдущие изменения. Смену парадигм провоцируют не внутринаучные факторы, а социально-психологические мо­тивы и умонастроения. Поппер – отрицает позивитизм, эволюционная эпистемология . Ход истории – отрицание, критика прежних теорий, как решение проблем. Лакатос: каждая значимая методологическая по­зиция в философии науки (индуктивизм, кон­венционализм, фальсификационизм) имеет свою историю науки. Фуко (писал о гумм.науках): нет непрерывного хода ИН, разрывы и мутации, научные знания вырастают из дискурсивных формаций. Для Гуссерля ИН предстает как процесс формирования и передачи смыслов («смыслообразование» и «смыслооседание»), как некая традиция.

20е годы – множество литературы по ИН и центров изучения. 2 подхода: внешний и внутренний.

Экстернализм – концепции внешней истории Н – описание событий и фактов, сравнительно генетич. изучение Н разных веков – их смены и закономерности. Описательный хар-тер. Влияние культуры, социума, политики, экономики, религии (Гессен, Мертон, Бернал).

Интернализм – концепция внутренней истории. (А Койре, Кун) несущественность внешних факторов, самодостаточность науки. Прогресс – от теоретических, интеллектуальных событий, научные революции, стиль научного мышления, научная картина мира.

Антиисторизм позитивистской историографии науки и его критика.

Конт: необх. представить исторические эпохи как определенные фазы одной эволюции. Линия движения одна. Это основа движения. Фазы вытекают из предшествующих и подготавливают следующие. Каждая фаза значима. Выстраивается линия прогрессивного развития. Эволюция – непрерывный ход по неизменным законам, то есть важно каждое событие. Уэвелл: ИН – ряд развитий, а не революций, поступательный прогресс. Новые теории не отрицают старые, а поглощают.



Кун: 1962 г - работа Куна под названием «структура научных революций». Кун выразил недовольство господствующей традицией понимания науки. Стереотип: развитие науки как постепенный процесс, где факты накапливаются все больше, история науки только лишь фиксирует этот прирост фактов. Такую позицию Кун называет антиисторизмом. По Куну ИН – это последовательная смена различных научных картин мира. он рассматривает н. как часть социокульт.целого эпохи, испытывающую влияние соц-псих факторов.

Н., по Т. Куну, развивается путем сме­ны дисциплинарных матриц или парадигм. Парадигма - это методол. образец, опред. модель научной деятельнос­ти, которая включает в себя теорию, сово­купность науч. законов, а также средства и техники практического применения тео­рии. Как правило, основой для парадигмы служат крупное научное открытие, новатор­ская теоретическая система. Нормальная наука - тип науч.мыш­ления, имеющий в основе одно или несколь­ко прошлых достижений. Цель нормальной науки - «решение головоломок», т. е. част­ных вопросов внутри парадигмы. В рамках нормальной науки может существовать не­сколько науч. традиций, в равной мере опирающихся на парадигму.

Научная революция - это замена старой парадигмы на несовместимую с ней новую. Различия между старой и новой парадигма­ми - необходимый момент научной револю­ции. Новая парадигма «оставляет за скобка­ми» вопросы, проблемы и сферы исследо- ваний, существенные для старой.

Лакатос. Внутр и внеш истории Н. Внутр – первична – обобщение фактов. ИН как И крупных классификаций (конвенцианалисты).Внеш историей занимается социология знания. Рамки позитивистской рациональности.

Отношения с Западной Европой
Методика вивчення величин в 4-му класі
Более подробные сведения по этим вопросам можно найти в учебниках по невропатологии для педагогических и медицинских вузов.
Общие свойства генетического материала и уровни организации генетического аппарата
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ, ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Глава 3. Химический состав человека, или «Слепила из того, что было»
СПЕЦИФІКА НАЦІОНАЛЬНОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ
Подключение дистанционного модуля регистрации ЭКГ и АД к пациенту
НЕБЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ У ВИРОБНИЧІЙ СФЕРІ ТА ПОБУТІ. ЗАСОБИ ЇХ ПОПЕРЕДЖЕННЯ
Европейский суд по правам человека и основных свобод в Страсбурге.
Слово вчителя
Глава 119. Деревня клана Чэнь
ОФОРМЛЕННЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА ВИРОБНИЧУ ПРАКТИКУ
Понятие бюджета функции и роль
I. Строение и свойства пластов. Условия залегания и насыщения нефти
Сказка о Биме, Бхасе и Дрдхе
Отже, концепція маркетингу — це інтегрована, орієнтована на споживача і прибуток філософія бізнесу.
Тропарь иконе Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия»), глас 4
Вы рассказывали нам о многих медитационных техниках. Не правда ли, однако, что ни один метод не сможет работать на полную мощность, если вы не посвящены в него?
Презентация продуктов или услуг
Принципи та процедури оцінки персоналу
Записка сестре, написанная карточным игроком Джеем Ятсом и переданная женщине, успевшей сесть в спасательную шлюпку. 2 часть
Виконання вправ на перебудову пізнавальної інформації
Главная Страница