Идея развития в философии и естествознании (Г.-В.-Ф. Гегель, Ч. Дарвин).

Георг Гегель (1770–1831) в «Науке Логики» подробно изложил созданный им объективный диалектический идеализм. Исходный пункт его философии — тождество бытия и мышления, где мышление — это не человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность.

Основой всего сущего Г. Гегель считал развитие абсолютной идеи в виде движения понятий. Вначале абсолютная идея — это «чистое бытие», лишенное любого содержания, то есть «ничто». Но затем «чистое бытие» и «ничто» порождают понятие «становление». «Становление» приводит к возникновению понятия «наличное бытие». В силу внутренней противоречивости абсолютная идея порождает все новые и более богатые по содержанию понятия до полного развертывания своего содержания. В этом процессе она порождает природу и начинает существовать в виде материальных явлений в виде: механических, химических, биологических, а так же человеческого общества.

Главная заслуга Г. Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщающий диалектический анализ всех философских категорий, сформулировал на идеалистической основе три основных закона мышления:

· закон взаимопроникновения противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

· закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

Мера — философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена нек-рыми пределами, за границами к-рых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть М. В свою очередь, изменение качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и М. Связь и единство количества и качества обусловлены природой данного объекта. Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к др. выступают как узловые точки изменения М. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. В истории философии категорию М. впервые разработал Гегель.

· закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

а так же три принципа анализа действительности:

· восхождение от абстрактного к конкретному;

· соответствие исторического и логического;

· принцип развития.

Эволюционная концепция развития. Эволюционизм в XIX - начале XX столетий был популярен в антропологии, этнологии и социологии. В его основе лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов.

Классический эволюционизм отвечает на вопросы:

* Как развивалась жизнь на нашей планете?

* Как объяснить бесконечное многообразие живых форм и удивительную приспособленность живых существ к среде обитания?

* Каковы движущие силы и направления эволюции?

* Как появился человек?

Движущими силами развития в эволюционной концепции выступают: наследственная изменчивость; борьба за существование; естественный отбор. Особый интерес для представителей других отраслей науки вызвало положение о борьбе за существование и её формах. Чарльз Дарвин выделял три формы: внутривидовая борьба; межвидовая борьба; борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Самый живой отклик классический эволюционизм нашел в социологии, которая во второй трети XIX столетия проходила свое становление и нуждалась в объяснительных схемах и принципах. Пытаясь найти метафору, объясняющую общество и его изменения, социологи уподобили общество организму. Сначала эта аналогия использовалась лишь в качестве методологического инструмента, но затем общество стали рассматривать как реальный организм, но только общественный. Утверждалось, в частности, что, подобно живым организмам, общество состоит из различных элементов (клеток-индивидов), собранных в более сложные единицы (органы-институты), которые объединены сетью детерминирующих связей (органическая анатомия - социальные связи).

Этот первый примитивный социальный биологизм был впоследствии теоретически скорректирован. В частности, английской социолог Герберт Спенсер исходил из того, что социальная эволюция составляет часть общей эволюции, представляющей изначально внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. В основе этого процесса лежит взаимодействие дифференциации и интеграции. Дифференциация, то есть, постоянно возникающая разнородность, неизбежна. Интеграция же отбирает наиболее устойчивые структурные соотношения между расходящимися частями в направлении наименьшего сопротивления окружающей среды.

Особого внимания заслуживает тезис эволюционной концепции о корректирующем влиянии социальной среды, а также утверждение о том, что различные социальные антагонизмы - классовая борьба, экономическая конкуренция, военные столкновения - являются видами борьбы за существование.

В 20-е годы нашего столетия начался синтез классического эволюционизма с другими науками, прежде всего с генетикой. Появившуюся теорию эволюции стали называть синтетической теорией эволюции. Эволюционизм имеет различные "версии", но в настоящее время он не играет заметной роли в методологии обществознания.

Просмотр фильтрованной ленты тиков
Изобразительные средства фотографии
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Общие сведения о коробках передач
Тема 7. Елементи методу бухгалтерського обліку та їх характеристика
Тема № 1.8. Осуществление и защита гражданских прав.
Автоматизація процесу переміщення рідин і газів
Характеристика статистичних прийомів аналізу
Неожиданно на пике популярности
Театр Ликурга. Построен в эллинистическую эпоху в Афинах
Державне управління та адміністративна реформа в Україні
Короткі відомості
Юшин Андрей. Генеральный директор «PRO»
B. ФГС, гемостатическая терапия, коррекция гиповолемии, при необходимости релапаротомия
ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Глава седьмая Электрические опыты
Нейропсихологические синдромы нарушений памяти.
Практическое занятие № 13.4 – 4 часа
Суда стран, не являющихся Сторонами
ТЕМА 4. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
Коммуникативное ядро личности и его проявления
Гармонізація та уніфікація податкової політики в межах Європейського Союзу
Absorb something into something
Главная Страница