Что следует делать больному цитомегаловирусной инфекцией?

• Тщательно мойте руки, чтобы не допустить распространения инфекции. Особенно опасна эта инфекция для маленьких детей.

• Чтобы предотвратить инфицирование, беременным женщинам и людям с ослабленным иммунитетом следует избегать контактов с больными цитомегаловирусной инфекцией.

Ц. генерализованная [с. generalisata] — Ц., при к-рой вслед за поражением слюнных желез патологические изменения возникают в почках, легких, печени, поджелудочной железе, щитовидной железе, в органах желудочно-кишечного тракта, надпочечниках, миокарде.


Ц. локализованная [с. localisata] — Ц., при к-рой патологические изменения обнаруживают только в слюнных железах.

Цитомегаловирусная инфекция— появилась с наступлением сексуальной революции и развитием научно-технического прогресса, поэтому ее считают инфекцией цивилизации. Согласно научным данным, цитоме-лаговирусом заражено 80—90 % всего населения Земли. Вирус проникает в организм человека либо через кровь, либо половым путем. Опасности заразиться воздушно-капельным путем практически нет, однако при поцелуях (через слюну), если во рту есть микротравмы, такое тоже может произойти. При сегодняшнем развитии медицины передача вируса стала возможной не только при переливании донорской крови, пересадке органов, но и при применении донорской спермы или яйцеклеток. Есть еще один способ, врачи называют его «вертикальный» — от матери к плоду. К несчастью, вирус обладает высокой способностью проникать от беременной женщины к ребенку и занимает первое место среди инфекций по внутриутробному инфицированию плода. Малыш может заразиться от матери как при кесаревом сечении, так и в процессе обычных родов при контакте с околоплодными водами. Однако большая часть детей (50—60 %) впитывают Ц. и. с молоком матери.

Обычно вирус никак внешне себя не проявляет. О его наличии говорит только анализ крови. Поэтому большинство людей не знают, что инфицированы, когда и от кого заразились, не представляют, что могут передавать вирус другим. Как самостоятельная болезнь Ц. и. у взрослых развивается довольно редко, как правило, на фоне сниженного иммунитета. Все, что происходит, очень напоминает банальную простуду — болит горло, повышается температура, увеличиваются лимфоузлы. Но после выздоровления вирус навсегда остается в тканях организма, ожидая своего «звездного часа». Иммунитет здорового человека хорошо


справляется с цитомегаловирусом. Однако вирус может активизироваться на фоне стрессов, антибиотикотерапии, неблагоприятной экологической обстановки, обострения хронических заболеваний и беременности.

Чем опасен вирус?При проникновении вируса к плоду развивается тяжелая инфекция. У детей, страдающих Ц. и., может наблюдаться поражение слуха, ухудшение зрения, пороки развития. В нек-рых случаях возникают болезни пече­ни, почек и селезенки. Если у будущей мамы период обострения пришелся на срок до 20 недель — это ведет к рожде­нию мертвого ребенка или непроизвольному выкидышу. Однако после 20 недель возможно применение спец. противовирусных препаратов. Ксожалению, обладая хорошим лечебным эффектом, эти лекарства довольно токсичны. Будущая мама должна знать, что такие препараты имеют побочное действие и могут вызывать осложнения у малыша. Особенно опасно это для мальчиков, у них в дальнейшем может снизиться способность к деторождению. Но, если сравнивать риск развития у ребенка Ц. и. и возможные осложнения, чаша весов склоняется в сторону лечения.

Как уберечь ребенка?Врачи считают, что лучше конечно же зачать ребенка и «проходить беременность», будучи здоровой. Поэтому Ц. и. (вместе с краснухой, герпесом и ток-соплазмозом) включена в группу болезней, на к-рые женщины, решившие забеременеть, должны обследоваться до зачатия. Если женщина перенесла острую форму Ц. и., ей каждый месяц необходимо сдавать кровь на антитела, а в идеале нужно пройти обследование обоим родителям. После проведенного курса лечения думать о зачатии ребенка мож­но только через год. Ксожалению, врачи еще не научились добиваться стопроцентного излечения. Но в силах медицины предотвратить обострение. О необходимых препаратах нужно проконсультироваться со специалистами. Возможно, в скором времени мы получим действенную защиту от этого грозного вируса. Генные инженеры США уже работают над вакциной от Ц. и. (Я. Каражас).


Ч

«Человек стандартный»— совокупность средних величин антропометрических, анатомических и физиологических показателей, характеризующих человека, обычно конкретизированная для групп населения, выделенных по возрасту, полу и национальной принадлежности; применяется в гигиенической и эргономической практике.

Читальная машина— аппарат, предназначенный для чтения слепыми и слепоглухими обычных печатных изданий (книг, журналов) и текстов, напечатанных на пишущей машинке.

Существует несколько видов Ч. м. Разработаны два вида аппаратов: 1) Ч. м., передающие типографские печатные знаки условными звуковыми сигналами, воспринимаемыми с помощью слуха; 2) Ч. м., передающие типографские печатные знаки условными тактильными сигналами, восприни­маемыми с помощью осязания по способу проф. И. А. Сокоянского.

Чтение в специальном детском саду— одно из средств всестороннего развития детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста. В программе для каждого типа спец. детского сада предусмотрен материал для Ч., отобранный из произведений детской литературы. В детском саду для детей с недостатками слуха Ч. принадлежит важная роль при первичном ознакомлении с новым речевым материалом (словами и фразами). В дальнейшем, когда дети приобретают значительный запас слов и достигают более высокого уровня, педагог или воспитатель проводит с ними пояснительное Ч. В старшей группе дети читают адаптиро­ванные (переработанные и упрощенные) тексты, к-рые по своему содержанию соответствуют их возрасту.


В другом случае, перед тем как дети начинают самостоятельно читать то или иное произведение, педагог рассказывает его содержание, показывает иллюстративный материал и использует приемы драматизации (пантомимы). Затем дети читают и пересказывают прочитанное.

В детском саду для детей с недостатками зрения Ч. сопровождается дополнительными пояснениями. Смысл читаемого уточняется с помощью наглядных пособий и беседы. В детском саду для слепых педагог или воспитатель ведет с детьми подготовительную работу к самостоятельному чтению брайлевским шрифтом.

Умственно отсталым дошкольникам для Ч. отбирают из программы массовых детсадов наиболее легкий материал, рассчитанный на нормально развивающихся детей самого младшего возраста. Ч. вслух сопровождается показом иллюстративного материала, помогающего уяснить смысл читаемого. Перед Ч. и после него проводится беседа, поясняющая содержание текста.

Чтение с губ (чтение с лица)— зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Дополняет слуховое восприятие речи, особенно в тех случаях, когда последнее ч.-л. затруднено (шум, недостаточная громкость, невнятность произношения). Глухим и слабослышащим Ч. с губ в известной степени возмещает невозможность или ограниченную возможность слухового восприятия речи. Однако видимые движения речевых органов недостаточно полно отображают звуковую сторону речи, что вызывает специфические трудности Ч. с губ.

Хорошее Ч. с губ возможно лишь при развитой речи (достаточный запас слов, владение грамматическим строем языка, беглое произношение), благодаря к-рой читающий с губ способен, несмотря на неполноценность зрительных сигналов, улавливать слова и фразы, опираясь на свой речевой опыт, на общий смысл разговора, а также в известной мере на сопровождающие речь выразительные движения (мимика лица, жесты).


Поэтому у глухих и слабослышащих детей надежные навыки Ч. с губ могут быть сформированы лишь в связи с обучением речи. Наряду с владением речью важным условием развития навыков Ч. с губ являются спец. упражнения. Такие упражнения необходимы и в тех случаях, когда к моменту наступления глухоты или тугоухости речь уже сформирована. Обучение Ч. с губ составляет существенный раздел работы по развитию устной речи в спец. яслях, детских садах и школах для глухих и слабослышащих детей.

Потерявшие слух в школьном и более позднем возрасте имеют возможность пройти курс обучения Ч. с губ в сурдологопедических или логопедических кабинетах при поликлиниках.

Чувствительность[sensibilitas]—способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов.

Ч. болевая[s. dolorosa; син.: охлофобия] — Ч., при к-рой повреждающее раздражение вызывает ощущение боли. См. Ч. ноцицептивная.

Ч. вибрационная— Ч. к низкочастотным колебаниям; разновидность проприоцептивной Ч.

Ч. висцеральная[s. visceralis] — Ч. к раздражениям, действующим на рецепторы внутренних органов.

Ч. вкусовая[s. gustatoha] — Ч. к химическому воздействию, реализующаяся возникновением ощущения вкуса воз­действующего вещества.

Ч. глубокая[s. profunda] — см. Ч. проприоцептивная.

Ч. дирекционная— Ч. к нек-рым свойствам окружающей среды, реализующаяся пространственным ориентированием, выделением в ней определенного направления.

Ч. дискриминационная[s. discriminativa] — разновидность Ч., заключающаяся в способности различать два одновременных одинаковых раздражения различной локализации, напр., на различных участках кожи.


Ч. дифференциальная[s. differentialis; син.: Ч. разностная] — разновидность Ч., заключающаяся в способности воспринимать изменение интенсивности раздражения.

Ч. интероцептивная[s. interoceptiva] — Ч. к раздражениям, исходящим из внутренних сред тканей и органов.

Ч. кожная [s. cutanea] — Ч. к раздражению различных (тактильных, температурных, болевых) рецепторов кожи.

Ч. ноцицептивная[s. nociceptiva] — см. Ч. болевая.

Ч. обонятельная[s. olfactoria]—Ч. к химическому воздействию, реализующаяся возникновением запаха воздействующего вещества.

Ч. поверхностная[s. superficialis] — см. Ч. экстероцептивная.

Ч. проприоцептивная[s. proprioceptiva; син.: батиэстезия, Ч. глубокая]— Ч. к раздражению мышц, сухожилий, связок и др. элементов суставов.

Ч. протопатическая [s. protopathia; греч.protos — пер­вый, первичный + pathos — чувство, страдание, болезнь] — филогенетически древний вид Ч., характеризующийся ограниченными возможностями дифференциации раздражений по их модальности, интенсивности и локализации.

Ч. разностная— см. Ч. дифференциальная.

Ч. световая[s. visualis]— Ч. к воздействию видимого излучения.

Ч. сложная[s. composita] — Ч., основанная на интеграции деят-ти рецепторов различной модальности.

Ч. слуховая[s. auditiva]— Ч. к воздействию звука.

Ч. температурная[s. thermaesthetica]— Ч. к изменению температуры окружающей среды.

Ч. экстероцептивная[s. exteroceptiva;син.: Ч. поверхностная] — Ч. к раздражениям, исходящим из окружающей среды.


Ч. электрокожная[s. electrocutanea]— разновидность кожной Ч., заключающаяся в способности воспринимать раздражение при воздействии электрическим током.

Ч. эпикритическая [S. epicritica; греч. epicrisis — решение, суждение] — филогенетически новый вид Ч., обеспечивающий возможность количественной и качественной дифференцировки раздражений (по модальности, интенсивности, локализации).

Чувство беспредметное— в психиатрии — общее название аффективных состояний (страх, внутреннее беспокойство, тревога, тоска, веселость, счастье и др.), возникающих у психически больного без причинной связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.


Ш

Шепелявость— см. Сигматизм.

Шерешевского — Тернера синдром— аномалия половых хромосом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один случай на 3 ООО рождений. За рубежом известен как синдром Тернера (описан Г. Тернером в 1938 г.), в отечественной спец. педагогике — как синдром Шерешевского — Тернера (впервые описан Н. А. Шерешевским в 1925 г.).

Больные при резком отставании в росте выглядят старше своего возраста, отличаются своеобразным строением тела и чертами лица (широкая грудная клетка, укороченные пальцы и др.). Многие больные имеют нормальный интеллект, однако среди страдающих данным синдромом умственная отсталость встречается вдвое чаще, чем в обычной популяции. Интеллектуальное нарушение несколько атипично вследствие проявлений психического инфантилизма.Часто отмечаются нарушения моторики и слуха.

Шиз- [шизо-;греч. schizo — раскалывать, разделять, расщеплять] — составная часть сложных слов, означающая «разде­ление», «расщепление», «нарушение психики».

Шизо-— см. Шиз-.

Шизобулия [schizobulia; шизо- + греч.bule — воля] — наличие у больного противоположных волевых тенденций и стремлений; симптом шизофрении.

Шизокарность [шизо- + греч. каrа— голова, вместилище разума] — злокачественное течение шизофрении с быстрым развитием слабоумия.


Шизомания[schizomania; шизо- + мания]— общее название благоприятно протекающих атипичных форм шизофрении, возникающих на почве наследственного предрасположения.

Шизоневроз[шизо- + невроз] — см. Шизофрения неврозо-подобная.

Шизофазия[schizophasia; шизо- + греч.phasis — выражение, речь] — расстройство речи в виде отсутствия смысловой связи между словами и предложениями при правильности их грамматического строя.

Шизофреническая реакция[reactio schizophrenica]—расстройство психики, проявляющееся симптомами и синдромами, свойственными шизофрении; термин применяется в нек-рых зарубежных классификациях психических болезней (напр., в США).

Шизофренические изменения личности— см. Шизофренический дефект

Шизофренический дефект[demophobia;син.: Шизофренические изменения личности] — совокупность стойких изменений личности больного шизофренией (снижение психической активности, аутизм, эмоциональное оскудение, утрата единства психических процессов).

Шизофрения [schizophrenia; шизо- + греч-phren — ум, разум; син.: Блейлера болезнь, психоз дискордантный [dementia praecox], Слабоумие раннее]— эндогенная психическая бо­лезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности (снижение актив­ности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различ­ными продуктивными симптомами (бред, галлюцинации, аффективные расстройства, кататония и др.).


Ш. амбулаторная[s. ambulatoria]—медленнотекущая или периодическая Ш., при к-рой клинические проявления выражены слабо, что допускает содержание и лечение больного вне психиатрического стационара.

Ш. галопирующая— см. Ш. ядерная.

Ш. гебоидная[s. heboidea;син.: гебоидофрения] — Ш., начинающаяся в подростковом или юношеском возрасте и проявляющаяся гебоидным синдромом с выраженным обеднением эмоций.

Ш. гипертоксическая[s. hypertoxica; син.: кататония смертельная, кататония фебрильная] — бурно развивающийся приступ Ш. с непрерывным неутомимым двигательным возбуждением и помрачением сознания, сопровождающийся высокой температурой, акроцианозом, подкожными кровоизлияниями, развитием истощения и комы, а также появлением после приступа изменений личности, иногда незначительных; нек-рые ученые рассматривают Ш. как разновидность delirium acutum.

Ш. ипохондрическая[s. hypochondrica]— Ш. с преобладанием у больного навязчивой, сверхценной идеи или бре­да о наличии тяжелой внутренней болезни.

Ш. латентная[s. latens] — Ш., отличающаяся крайне медленным развитием и бедностью, «скрытостыо» клинических проявлений.

Ш. малопрогредиентная— см. Ш. медленнотекущая.

Ш. медленнотекущая[син.: Ш. малопрогредиентная]— Ш. с медленно нарастающими проявлениями болезни в виде навязчивых состояний, признаков деперсонализации, сенестопатий, ипохондрического синдрома или паранойяльного бреда.

Ш. неврозоподобная[син.: Шизоневроз, Ш. псевдоневротическая] —медленнотекущая Ш. без бреда с преобладанием навязчивых состояний, астении, признаков деперсонализации и ипохондрического синдрома.


Ш. непрерывно-прогредиентная— Ш., текущая без ремиссий, с нарастанием проявлений болезни и углублением развивающегося нарушения.

Ш. острая[s. acuta]—общее название форм Ш., при к-рых внезапно или бурно развиваются аффективно-бредовые, галлюцинаторно-бредовые, онейроидные и/или ката-тонические расстройства.

Ш. параноидная[s. paranoidea;син., устар.: Слабоумие параноидное]—непрерывно-прогредиентная Ш. с нараста­нием изменений личности, сопровождающихся системати­зированным бредом, галлюцинациями, психическими авто­матизмами, отдельными явлениями парафрении и катато-нического синдрома.

Ш. паранойяльная[s. paranoialis]— 1. Медленнотекущая Ш. с преобладанием монотематического систематизированного бреда, напр., ипохондрического, ревности, кверу-лянтов, реформаторства, изобретательства, сензитивного бреда отношения. 2. Начальный этап развития непрерыв-но-прогредиентной Ш., в течение к-рого проявления болез­ни исчерпываются паранойяльным бредом.

Ш. парафренная[s. paraphrenia]—общее название форм Ш., в клинической картине к-рых преобладает фантастический бред величия, сочетающийся с бредом преследо­вания.

Ш. перемежающе-поступательная— см. Ш. при-ступообразно-прогредиентная.

Ш. периодическая[s. periodica; син.: III. рекуррентная, Ш. ремиттирующая]— Ш., протекающая в виде приступов аффективных, аффективно-бредовых, онейроидно-катато-нических, реже аментивноподобных расстройств, разделен­ных более или менее длительными ремиссиями с нерезко выраженными изменениями личности, не нарастающими от приступа к приступу.

Ш. приступообразная— общее название периодической приступообразно-прогредиентной Ш.


Ш. приступообразно-прогредиентная[син.: Ш. перемежающе-поступательная, Ш. шубообразная] —Ш., протекающая в форме приступов аффективно-бредовых, аффективно-галлюцинаторных, аффективно-кататонических, ка-татоноонейроидных или др. расстройств, перемежающихся ремиссиями с наличием выраженного стойкого шизофренического нарушения, глубина к-рого может увеличиваться от приступа к приступу или оставаться неизменной.

Ш. простая[s. simplex]— Ш., протекающая почти без продуктивных симптомов, но с быстрым образованием ши­зофренического нарушения.

Ш. псевдоневротическая— см. Ш. неврозоподобная.

Ш. рекуррентная[s. recurrens] —см. Ш. периодическая.

Ш. ремиттирующая[s. remittens]— см. Ш. периодическая.

Ш. сенестопатическая[s. coenaesthopathica] — медленнотекущая Ш., исчерпывающаяся упорными, тягостными ощущениями в различных органах или областях тела и обра­зованием нерезко выраженного шизофренического нарушения.

Ш. симптоматическая[s. symptomatica]—общее название симптоматических психозов, проявления к-рых напоминают шизофрению.

Ш. циркулярная[s. circularis]—периодическая Ш., протекающая в форме приступов депрессии или мании, иногда в виде их сочетания.

Ш. шизокарная— см. Ш. ядерная.

Ш. шубообразная [нем.schub — сдвиг, приступ] — см. Ш. приступообразно-прогредиентная.

Ш. ядерная[син.: Ш. галопирующая, Ш. шизокарная] —общее название форм Ш., при к-рых быстро наступает эмоциональное опустошение с распадом ранее существовавших позитивных симптомов (конечное состояние).



Школа-интернат[син.: детский интернат] — общеобразовательная школа с общежитием для уч-ся, гл. обр. для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками.

Ш.-и. для глухих детей— спец. учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для обучения и воспитания детей с врожденной или рано приобретенной глухотой. Первая школа для глухих в России была открыта в 1806 г. в Павловске (в 1910 г. переведена в Петербург).

Ш.-и. для детей с нарушениями речи— спец. учебно-воспитательное учреждение для детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями при нормальном слухе.

Ш.-и. для детей с расстройствами движений —учебно-воспитательное учреждение, в к-ром дети, имеющие последствия полиомиелита, детских церебральных параличей и др. заболеваний опорно-двигательного аппарата, получают образование в объеме средней школы и профессионально-трудовую подготовку.

Ш.-и. для слабовидящих детей— спец. учебно-воспитательное учреждение для детей с остротой зрения после коррекции очками от 0,05 до 0,2; по заключению врача-офтальмолога в эту школу могут быть зачислены дети с остро­той зрения, выходящей за установленные пределы; при зачислении в школу учитывается характер снижения зрения — стационарный или прогрессирующий, состояние цветоощущения, поля зрения, а также умение ребенка пользоваться слабым зрением. В России первые школы для слабовидящих детей были открыты после 1917 г. на базе классов охраны зре­ния.

Ш.-и. для слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших детей— спец. общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением; осу­ществляет обязательное совместное обучение слабослышащих и позднооглохших детей.


Ш.-и. для слепых детей— спец. учебно-воспитательное учреждение для слепых детей. Первая школа для слепых детей в России была открыта в 1806 г. в Петербурге, в Москве—в 1874 г.

Ш.-и. для умственно отсталых детей— спец. образовательное учреждение для умственно отсталых детей. Первые подобные учреждения появились в конце XIX в. во Франции и Германии; в 1931 г. — в Литве. В России певая Ш.-и. была открыта в 1908 г. в Москве, в 1915 г. — в Петербурге А. Н. Граборовым.

Ш.-и. относятся к государственным учебным заведениям. Основной тип школ для умственно отсталых детей — школы-интернаты. Дети направляются в Ш.-и. на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Обучение осуществляется в течение 9 лет. С учетом специфики интеллектуального нарушения, умственных и физических возможностей уч-ся Ш.-и. готовят их к общественно полезной деят-ти, помогают овладеть необходимыми знаниями и навыками, а также доступной профессиональной квалификацией. См. Вспомогательная школа.

Школа материнства— форма санитарно-просвети-тельной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по спец. программе.

Школы для слепых и слабовидящих детей— содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной, игровой и трудовой деят-ти на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям; перераспределение уч. материала, изменение сроков его


прохождения, дозирование уч. нагрузок, применение спец. форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей; спец. оформление уч. классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации уч-ся.

Общеобразовательные Ш. состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа, вторая ступень — основная (неполная средняя) школа, третья ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка — детству, отрочеству, юности.

Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), лечебной физкультуре, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений. Уч-ся начальной школы овладевают способами наглядно-образного и теоретического мышления, приобретают умения и навыки уч. деят-ти; обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений; осваивают элементарные приемы и способы личной гигиены самообслуживания, мобильности, ориентировки. Обучение ведется по спец. уч. планам и программам.

Школа второй ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь об-ва. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Школа развивает потенциальные возможности ре-


бенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деят-ти с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов по зрению. Уч-ся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы с нек-рыми изменениями, к-рые связаны с особенностями развития детей и касаются отдельных предметов (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд).

Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения уч-ся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения. Школа создает условия для наиболее полного учета интересов уч-ся, социально-психологической адаптации, активного их включения в жизнь современного об-ва и общественно полезный труд. С этой целью в уч. план школы включаются, наряду с обязательными предметами, предметы по выбору самого уч-ся. Обучение в старших классах ведется по программам массовой общеобразовательной школы с нек-рыми изменениями в содержании отдельных предметов (основы информатики и вычислительной техни­ки, трудовое обучение и др.).

В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, к-рые издаются рельефно-точечным шрифтом. В уч. практику широко внедряются тифло-технические средства обучения (спец. приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориентировки.

В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, к-рые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия. Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению


детей тетради, наглядный и дидактический материал, оптические и технические средства помощи.

Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в вузы по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства (Е. П. Ермаков, Г. А. Якушин).

Школьная дезадаптация— термин, употребляемый для обозначения нарушенной, искаженной адаптации (а не ее отсутствия), что подтверждается и литературными источниками, и справочными изданиями. Ш. д., как указывают М. Н. Ивощук и А. А. Северный, представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в к-рой он существует. Наиболее часто Ш. д. проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в нарушениях поведения, не согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами.

Ш.д. представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление — результат нарушенного взаимодействия личности школьника и среды. Роль средовых факторов играют особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические факторы уч. процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, мед-персональные отношения в среде сверстников и т. п. Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения Ш. д., но центральное место в ее происхождении все же занимает психический фактор — особенности личности ребенка во всем их многообразии в процессе становления и взаимодействия со средой. За достаточно однообразными проявлениями Ш. д. скрывается


крайне многообразная психическая патология, преимущественно пограничного уровня (остаточные явления резидуально-органического поражения ЦНС с церебрастеническим синдромом, энцефалопатией, неврозоподобным и гипердинамическим синдромами, органическим инфантилизмом, психопатия и психопатоподобный синдром различного генеза, реактивные и невротические депрессии, пограничная умственная отсталость, невроз, невротические реакции и т. д.). Немалое место среди психической патологии у детей и подростков со Ш. д. занимают и эндогенные заболевания (от 15 до 29 %) — шизофрения и циклотимия. Во многих случаях они длительное время (иногда многие годы) остаются нераспознанными и правильно диагностируются лишь при осмотре психиатром на фоне глубоких социальной и уч. декомпенсаций. В этих случаях у больных шизофренией преобладающими являются многолетние стертые приступы, ремиссии с астеническим или психопатоподобным дефектом и «нажитой» циркулярностью; у больных циклотимией — стертые аффективные фазы, маскированные соматовегета-тивными нарушениями или поведенческими расстройствами. Больные циклотимией и шизофренией значительно от­личаются от др. дезадаптированных школьников не только по структуре личностных особенностей, но и в отношении механизмов формирования Ш. д. и способов ее преодоления.

В происхождении Ш. д. никогда не участвует один из причинных факторов. Ш. д. является результатом влияния всего комплекса факторов, причем указанные факторы не только декомпенсируют подростка, но и патологически взаимодействуют друг с другом.

Так, напр., при снижении успеваемости и нарушении дисциплины в школе, обусловленных стертым депрессивным состоянием, возникает ситуация порицания ученика учителями. В дневнике появляются «двойки», замечания о том, что подросток прогуливает и грубит педагогам; в школу вызываются родители; подростка «разбирают» на педсовете,


угрожают исключить из школы. Родители начинают ссориться между собой, не имея единой установки в отношении воспитания ребенка и не понимая истинной причины изменений его успеваемости и поведения. Отец жестоко наказывает ребенка, порой начинает выпивать, отгораживается или совсем уходит из семьи, в связи с чем и у матери возникают невротические и депрессивные расстройства. Материальное благополучие семьи ухудшается. Между тем бессильный, непонятый, неспособный учиться и изменить ситуацию подросток начинает прогуливать занятия и рано или поздно приходит в асоциальную компанию, к-рая его охотно принимает и, как кажется подростку, понимает. В поиске временного облегчения своего душевного состояния подросток начинает курить, выпивать, пробует наркотики, а в дальнейшем совсем прекращает посещать школу. Между тем его положение в семье становится все более и более тяжелым. Школа в этих случаях безжалостно отвергает неугодного ученика, так и не разобравшись в сути его проблем.

Между тем семейная ситуация также является существенным фактором, способствующим дезадаптации ребенка или подростка. Нередко родители сами вводят необоснованный сверхщадящий режим для своего ребенка; ставя заболевание сына (или дочери) в центр внимания, они панически реагируют на малейшие ухудшения его самочувствия, не доверяют врачам, действительно неспособным облегчить состояние больного, ищут все новых специалистов, в том числе и так называемых «нетрадиционных», порой проповедующих средневековые суеверия. С другой стороны, убедившись в неэффективности лечения и отсутствии определенного диагноза заболевания, родители порой начинают обвинять больного ребенка или подростка в симуляции, стремлении замаскировать свою лень, извлечь выгоду из непонятного и сомнительного заболевания. При этом дети и подростки могут подвергаться жестким, а нередко и жестоким наказаниям. В среде близких родственников иногда сталкиваются


прямо противоположные подходы к состоянию ребенка или подростка, что ставит его в психологически совершенно неразрешимую ситуацию. Болезнь ребенка может стать мощным дестабилизирующим фактором для всей семьи, даже поставить ее на грань распада. В такой ситуации депрессивные и психосоматические страдания ребенка, к-рые могут быть в какой-то мере обусловлены семейным неблагополучием, замыкаются в порочном круге, все более углубляясь, что значительно утяжеляет прогноз болезни.

Таким образом, механизмы социальной дезадаптации, в основе к-рой лежат депрессивные расстройства, чрезвычайно многообразны и обусловлены всем спектром социальных, психических и соматических факторов, находящихся в тесной взаимосвязи (И. М. Ивошук, А. А. Северный).

Школьная система специального образования— дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со спец. образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система спец. (коррекци-онных) образовательных учреждений, к-рые являются преимущественно школами-интернатами и в к-рых в СССР и в России обучались и обучаются подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время существует 8 основных видов спец. школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);



• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

II вида (школа-интернат для слабослышащих и поздно-оглохших детей);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

III вида (школа-интернат для незрячих детей);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Главная Страница