Тема 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА РАССУЖДЕНИЯ ВСЛУХ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Практическое задание

Цель эксперимента. Проследить процесс поиска решения задач, используя метод рассуждения вслух.

Материал. 1. Шахматная доска. 2. Набор из 25-ти шашек (фишек).

Методика

Ход эксперимента. Экспериментаторпредлагает испытуемому вкачестве задачи найти решения в игре «25». Игра заключается в следующем. На шашечной доске покрываются шашками (фишками) 25 клеток, образующих квадрат. Испытуемый снимает любую шашку (фишку), после чего ходами шашки (фишки) при взятии по горизонтали или по вертикали, но не по диагонали, ему требует снять с доски все шашки (фишки), кроме одной. При этом он должен сопровождать свои действия рассуждениями вслух о том, как он решает задачу. Если во время эксперимента испытуемый замолкает, экспериментатор должен задавать ему вопросы: «Как Вы предполагаете решать задачу дальше?» и т. п. или просто напоминать о необходимости проговаривать процесс решения задачи вслух.

Экспериментатору не обязательно проводить эксперимент до нахождения испытуемым решения, можно ограничиться записью рассуждения вслух в течение первых 20-30 мин. Если решение на этом этапе не находится испытуемым, эксперимент можно прекратить.

Инструкция испытуемому: «Вы видите на шахматной доске квадрат, образованный 25-тью шашками (фишками). Ваша задача, сняв одну шашку (фишку), совершать ходы шашками (фишками) при взятии по горизонтали или вертикали, но не по диагонали, снять все шашки (фишки) кроме одной. При этом все решение задачи проговаривайте вслух».

Протоколиствесьпроцесс нахождения решения задачи испытуемым записывает, в том числе все делаемые ходы (по типу шахматной нотации: клетки по горизонтали обозначаются а, b, с, d, e ..., по вертикали – 1, 2, 3, 4, 5...), а также все высказываемые испытуемым варианты решения, стратегии и пр., т. е. весь ход рассуждения испытуемого. По окончании эксперимента необходимо также зафиксировать в протоколе самоотчет испытуемого.

Решение этой задачи может быть представлено следующими ходами:

1. e3 9. c2 – c4 17. c4 – c2

2. e5 – e3 10. e3 – c3 18. d1 – d3

3. c5 – e5 11. c4 – c2 19. c1 – c3

4. e2 – e4 12. a5 – c5 20. a1 – c1

5. e5 – e3 13. a4 – c4 21. d3 – b3

6. c4 – e4 14. c5 – c3 22. a2 – c2

7. e4 – e2 15. c2 – c4 23. c1 – c3

8. e1 – e3 16. a3 – c3 24. b3 – d3

Не исключено, что существуют и другие способы решения этой задачи.

Обработка результатов.

Анализируя протокол, в котором отражен весь ход решения испытуемым предложенной задачи и его самоотчет, необходимо, во-первых, отметить те трудности, с которыми встретился испытуемый при решении задачи. Следует проследить также процесс возникновения у испытуемого плана решения, стратегии и затем их реализации, в результате чего возможно изменение прежних и возникновение новых стратегий и т. д.

Поскольку предложенная задача не может быть решена методом слепых проб, процесс создания стратегии, плана поиска составляет ее основное содержание, которое и должно быть проанализировано. Интерес могут представлять также высказывания испытуемого, имеющие обобщающий характер, гипотезы, предположения и т. п. Важно проследить, какое отношение они имеют к найденному решению.

Выводы. Проанализировав по вышеописанным параметрам экспериментальный протокол, сделать выводы о закономерностях и особенностях процесса нахождения решения в предложенной испытуемому задаче.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Исследование процесса формирования

Искусственных понятий

Практическое задание

Цель эксперимента. Изучить процесс формирования искусственных понятий.

Материал и оборудование. 1. Набор из 21 разных стереометрических фигур. 2. Секундомер

Методика

Ход эксперимента. Для проведения исследования используется методика Выготского – Сахарова, известная в психологии под названием двойной стимуляции, так как в ней в одинаковой степени роль стимулов играют перцептивные (чувственные) и вербальные (словесные) признаки объектов.

Фигурам, отличающимся цветом и величиной, принадлежащим по какому-либо из этих признаков к одному классу, присваивают одинаковые условные надписи, которые сами по себе ничего не значат. (Например, на красных фигурах делают надписи «биг» или на больших – «цев» и т. д.). Надписи делают лишь на одной из сторон фигур. Экспериментатор определяет для себя, с каким из классов фигур он будет работать (например, с обозначенными «биг» в качестве понятия «красные фигуры»). Затем он в беспорядке размещает весь набор фигур на столе надписанной стороной вниз и сообщает испытуемому инструкцию. Каждый испытуемый должен отгадать по два понятия.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я покажу Вам одну из фигур. Посмотрите на нее внимательно. Скажу Вам, что на ее нижней стороне имеется надпись «биг». Надпись эта условна. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, по какому из признаков объединены фигуры, имеющие такую же надпись «биг», выбрав для этого минимальное количество фигур из предъявленного Вам набора».

Протоколистзаписывает в протоколе порядковый номер выбора, выбранную фигуру, гипотезу испытуемого относительно задуманного экспериментатором понятия и время выбора каждой фигуры.

Образец протокола

Номер выбора Выбранная фигура Гипотеза Время выбора, сек
Большой красный куб Большой зеленый куб «Большие фигуры» «Большие фигуры»
M(t)=

Протокол

Номер выбора Выбранная фигура Гипотеза Время выбора, сек
M(t)=

Обработка результатов.

1. Подсчитать число выборов (п), которое нужно было сделать испытуемым, чтобы правильно определить каждое задуманное экспериментатором понятие.

2. Оценить качество выдвигаемых испытуемым гипотез – их логичность и последовательность.

3. Определить среднее время (Mt), понадобившееся испытуемому на обдумывание одного выбора фигуры.

Вывод. Проанализировав результаты эксперимента сделать вывод о процессе формирования искусственных понятий.

При анализе результатов обратить внимание на специфические ошибки данного испытуемого, которые он допустил в поисках нужного признака. Для этого следует тщательно сопоставить последовательность выбранных им фигур с последовательностью выдвигаемых гипотез. Кроме того, обратите внимание на аффективно-личностные особенности испытуемого, проявляющиеся в его реакциях на неуспех.___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главная Страница