Закон РБ Об особо охраняемых природоохранных территориях

Закон РБ Об особо охраняемых природоохранных территориях

1992 г. подписана, 1993г – ратифицирована Конвенция о биологическом разнообразии

25. Особо охраняемые прир.тер-рии РБ ...Важную роль в сохранении ландшафтного и биологич.разнообразия в РБ принадлежит особо охраняемым прир.тер-риям (ООПТ) – часть тер-рии РБ с уникальными эталонными или др.ценными прир.комплексами и объектами, имеющая особое экологич., научное и эстетич.значение, в отношении к-рых устанавлив-ся особый режим охраны и использ-я.

По своим функциям и режимам охраны эти тер-рии подраздел-ся на: 1.заповедник; 2.нац.парк; 3.заказник; 4.памятник природы.

В наст.вр. в РБ функционируют: - 1 заповедник (Березинский биосферный З.); - 4 нац.парка (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский); - 487 заказников; - 797 памятников природы.

В 2009 г. общая площадь ООПТ составила 7,7% от общей площади страны. Приоритетной категорией ООПТ на тер-рии страны являются заказники, на долю к-рых приходятся 69% общей площади ООПТ.

Одним из направлений природоохранной деятельности явл-ся сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущ.растений.

В сфере охраны природы всех стран мира широко используются документы, предназначенные для сохранения биоразнообразия. Красная книга РБ – издание, содержащее список редких и находящихся под угрозой исчезновения на тер-рии РБ видов диких животных и дикорастущ.растений. это издание продолжающееся и периодически обновляющееся. 1-е издание: 1981г. – 80 животн.,85 сосудистых растений; 3-е изд-е: 2005г. – 188 животн, 274 растения. В 3-е издание включены таксоны, степень риска исчезнов-я к-рых определяется 4-мя категориями МСОП – CR, EN, VU, NT соответствующим I, II, III, VI категориям нац.природоохранного статуса.

За последние несколько лет наблюдается положит.тенденции в изменении численности ряда видов, находящихся под угрозой исчезнов-я, восстанавливаются и расширяются естественные ареалы их обитания. Гос.программа «Об ООПТ» была принята 08.07.2008г.

26. Роль минеральных ресурсов в воспроиз-венном процессе. Общая хар-ка и классиф-я полезн.ископаемых.Минеральн.ресурсы – совокупность различных полезных ископаемых, залегающих в литосфере и широко используемые человеком. Они относятся к исчерпаемым невозобновляемым ресурсам.

Минерально-сырьевая база явл-ся основой нац.безопасности страны и залогом устойчивого развития экономики.

Минеральн.ресурсы явл-сся материальной основой производственного процесса, фактором развития и размещ-я производительных сил, основным источником энергии, основой формирования и разв-я отраслей промышленности, строительного комплекса.

Особенности мин.ресурсов: 1.неравномерность и рассредоточенность размещения; 2.ограниченное кол-во крупных месторождений; 3.невозобновимость; 4.разнообразие природно-экономич.условий эксплуатации.

По характеру хоз.использов-я: топливно-энергетич.(нефть,прир.газ, ископаемый уголь) рудные – сырьевая база и основа черной и цветной металлургии(железная руда, бокситы, медные, свинцово-цинковые руды), горно-химическое сырье(фосфориты, калийные соли), строительн.материалы и нерудные полезн.ископаемые( мрамор, гранит, строительн.песок), гидроминеральные (подземные воды).

По степени достоверности определенных запасов месторождения мб: 1. наиболее разведанные и вполне подготовленные к добыче; 2.предварительно разведанные запасы с примерно определенными границами залегания 3.разведанные в общих чертах месторождения с запасами, подсчитанными с помощью экстраполяции геологич.данных 4.перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождения.

Недра рассматриваются не только как источник полезн.ископаемых, но и как естествен.пространство для разн.целей – строит-во.

27. Оценка минеральн.ресурсов РБ.В РБ свыше 30 видов минеральн.сырья: 1,9млн т нефти, 3,3 млн т торфа, 4,2 млн т калийных солей и др. Разведанные запасы минерально-сырьевых запасов позволяют полностью обеспечить потребности страны в калийных солях, известковом и цементном сырье, тугоплавких и керамических глинах, строительном камне, пресных и минеральн.подземных водах.

Из горючих – выявлены месторождения нефти, прир.газа,торфа, бурых углей, горючих сланцев.

Нефть: месторожд-я – Припятский прогиб (Речицкое, Давыдовское, Осташковичское), открыто более 70.

Торф: его месторожд-я наиболее распространенный вид полезных ископаемых. Известно ок.9000. Доступные для разработки запасы торфа составляют 588млн т.

Бурый уголь: Житковичское, Бриневское, Тонежское месторожд-я.

Горючие сланцы: Любанское, Туровское месторожд-я. Прогнозные запасы:3,9млрд т.

Перспективными явл-ся ресурсы сапропелей. Их прогнозные запасы – 3,8млрд т.

Потребности РБ в топливно-энергетич.ресурсах лишь на 20% удовлетворяются за счет местных видов топлива. Одной из наиболее важных проблем Рб явл-ся увеличение доли местных топливных ресурсов в топливно-энергетич.комплексе.

Месторожд-я железных руд выявлены в пределах Бел.кристаллического массива: Околовское, Новоселковское.

Калийн.соли: Старобинское, Петриковское, Октябрьское месторожд-я. Разрабатывается Старобинское, на его базе работает ПО «Беларуськалий»

Повареная соль:мозырьское, Давыдовское, Старобинское. На базе Мозырьского работает солевыварочный комбинат.

2 фосфоритоносных бассейна – Сожские и Припятский.

Карбонатные материалы: 1.доломит (Руба, на его базе работает ПО «Доломит»); 2.мел (Коммунарское), 3.мергель;4.гипс.

Страна обеспечена строительными материалами более чем на 100лет. Строит.камень: Микашевичи; стекольные пески: Лоевское, Городное.

Тер-рия Рб перспективна на обнаружение медной руды, титана, циркония, ртути, янтаря, графита. Рассолы Припятского прогиба перспективны в качестве сырья для получения брома, йода, магния, калия, реких металлов.

В Рб широко распространены минеральн.воды.на их базе функционируют бальнеологические учрежд-я Нарочь, Летцы, Криница ...

28. Горнопромышленная трансформация ландшафтов Рб. Основные пути рац.использ-я и охраны недр.Добыча полезн.ископаемых явл-ся одним из наиболее разрушительных видов хоз.деятельности для прир.среды. РБ. Это в первую очередь связано с интенсивной эксплуатацией месторожд-й нерудных полезных ископаемых и торфа, широко распространенных в пределах региона. С древн.времен существует 2способа горной разработки полезн.ископаемых: открытый и подземный.

Открытым сп.: ок.300месторожд-й полезн.ископаемых (глинистого сырья, песков, торфа, строит.камня, песчано-гравийных смесей)

Подземным сп.:ок.30 месторожд-й нефти, повареной соли (Мозырьское) и калийных солей (Старобинское).

С целью снижения последствий воздействия горнодобывающ.промышленности на прир.среду осуществляется комплекс мероприятий по их рекультивации – искусственное восстановл-е репродуктивности нарушенных тер-рий (горнохимич, биологич Р.)

Направления: с/х, лесохозяйственное, озеленительное и санитарно-гигиенич, водохозяйственное, стороительное.

Стратегическая цель устойчивого разв-я минерально-сырьевой базы Рб: повышение уровня обеспеченности собственными минеральносырьевыми ресурсами, их рац.использ-я, минимизации негативного воздействия процесса добычи на состояние ОС и снижении зависимости от импортных поставок.

Основные направления рац.использ-я и охраны минеральн.ресурсов: 1.полное и комплексное геологич.изучение недр и достоверная оценка запасов полезн.ископаемых; 2.переход на комплексное использ-е многокомпонентных минеральн.ресурсов. 3.разработка и использ-е экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использ-я минеральн.сырья. 4.сокращение потерь сырья при транспортировки и разработка научно обоснованных нормативов расхода минеральн.сырья на единицу продукции. 5.дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в обл.недропользования.

Гос.контроль в обл.использ-я и охраны недр: Кодекс Рб о недрах в ред. От 04.01.2010г.

29. Система прогнозирования и планирования природоохранной деят-ти и рац.использ-я прир.ресурсов.Объекты природоохр.прогноз-я и план-я: прир.комплексы и экологич.системы.

План-е мероприятий по охране ОС осуществляется на основе прогнозных показателей, гос.программ соц-экологич.развития страны, гос.и отраслевых программ по охране ОС и рац.использ-ю прир.ресурсов, республиканских, обл.и др.комплексных схем охраны ОС и требований природоохр.законодательства. План-е осуществляется на основе отраслевого тер-риального принципов. Тер-риальн.план-е ОС осуществляется местными Советами депутатов, исполнит.и распорядит.органами в пределах соответствующих административно-тер-риальных единиц по согласованию с республиканским органом гос.управления по прир.ресурсам и охране ОС или его тер-риальными органами.

Отраслевое план-е мероприятий в обл.охраны ОС осуществляется соответствующими республиканскими органами гос.управления и объединениями, подчиненными СовМину РБ, по согласованию с рес.органом гос.управления по прир.ресурсам и охране ОС,

На локальном уровне план-е представлено программой природоохр. Мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспективного план-я, ориентированный на достиж-е конечной цели в решении экологич.проблем.

Экологич.план-е – обязательная составляющая прогнозов соц-экономич.развития государства, обл, района, отрасли.

Экологич.часть прогноза длжна включать систему основных показателей_ инвестиции, предусматриваемые на ПОМ за счет всех источников финансирования; объем выбросов вредных веществ в атмосферу стационарными источниками загрязн-я; объем сбросов загрязняющ.веществ; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод; ввод в действие установой для улавливания и обезвреживания вредн.веществ из отходящих газов.

В РБ разрабатываются и принимаются плановые документы сроком на 15,10и5 лет и на 1 год.

В Нац.стратегии устойчивого соц-экономич.разв-я(НСУР) до 2020г.– на 15 лет – изложены основные цели, стратегии, задачи экологич.политики как составной части соц-экономич.политики.НСУР – основа для разработки «Основных направлений соц-экономич.разв-я» на 10лет, содержащих раздел «Состояние ОС и меры по ее улучшению».

Нац.план действий по рац.использ-ю прир.ресурсов и охране ОС РБ (НП ДООС) на 5 лет – мероприятия по рац.использ-ю прир.ресурсов и охране ОС, к-рые концентрируются в отраслевых документах:планах и прогнозах охраны ОС. На основе НП ДООС разрабатываются и тер-риальные прогнозы охраны ОС области, города, р-на, тер-риально-производствен.комплекса.

Программа соц-экономич.разв-я РБ на 5 лет содержит разделы: «Природно-ресурсный потенциал»и «Рац.природопольз-е и охрана ОС».

В прогнозах, разрабатываемых на год, есть раздел «Охрана ОС и использ-е прир.ресурсов». на их основе разрабатываются планы охраны отдельных прир.комплексов и экосистем.

30.Управление природольз-ем. Упр-е – совокупность мер регулиров-я состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Упр-е в обл.природ-я – деятельность г-ва по организации рац.использ-я и восстановления прир.ресурсов. механизм упр-я природ-ем включает методы, функции, организацион.структуры.

Методы упр-я – способы воздействия на управляемые объекты с целью обеспечения рац.природ-я и охраны ОС. Эффективное упр-е природ-ем возможно при условии применения совокупности методов: административных, экономич, соц-психологич,информацион, правовых.

Административн.: обеспечиваются возмжностью гос.принуждения.

Экономич: создают непосредственную материальн.заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологич.мероприятий, решений и органов упр-я в сфере природ-я.

Соц-психологич.: методы морального стимулирования, к-рые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или выговоры, устные или в приказах администрации)

Информацион: обеспечиваются открытым доступом общества к информации экологичхарактера. Они получили широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой.

Орхусская конвенция о доступе к экологич.информации(1998),к-рую подписали и ратифицировали многие постсоветсткие г-ва,обязывает нас активнее внедрять в экологич.практику информацион.методы упр-я.

Главный принцип администр.упр-я в обл.природ-я и охраны ОС-разрешительно-запретительный.

Общесистемыные функции администр.упр-я включают след.виды деят-ти: 1.планиров-е,прогнозиров-е результатов;2.провед-е организацион.мероприятий;3.подбор и расстановка кадров,повыш-е их квалификации;4.технологич.и санитарно-гигиенич.нормиров-е хоз.деят-ти,нормиров-е кач-ва выпускаемой продукции и ОС;5.выполн-е контрольных и учетн.функций,лицензиров-е различн.видов деят-ти;6.осуществл-е мониторинга ОС;7.разработка НПА.

Основные инструменты администр.регулир-я:стандарты, нормы, нормативы,законы, постановления,применяемые гос.природоохр.органами, а также ряд разреш-й или запретов на природ-е,огранич-я,лимиты,системы надзора за деят-тью субъектов хозяйствов-я.

31.Особенности административного управления природопользованием.

Упр-ние – сов-сть мер рег-ния состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Упр-ние в– деятельность государства по организации рац. исп-ния и восстан-ния ПР. Механизм включ. методы,ф-ции,орг.стр-ры. Методы упр-ния – способы воздействия на упр. об-ты. Эффект. упр-ние П-ем возможно при условии применения методов:Админ,Экон,Соц-псих,Информ,Правоохр

Админ. - обеспечив-ся возможностью гос принуждения.

Орхусская конвенция о доступе к экол инф-ции(1998)-постсоветс гос-ва, -активнее внедрять практику инф методы упр-ния

наиболее распространенными – админ.

Глав принцип адм упр-ния– разрешительно-запретительный

Общесистем ф-ции

-Планир-ние, прогнозир-ние рез-тов

-Проведение орг мер-тий

-Подбор и расстановка кадров,

-Технолог и сан-гигиен номир-ние кач-ва выпускаем продукции и ОС

-Вып-ние контрол и учетн ф-ций, лицензир. различ видов деят-ти

-Осущ-ние мониторинга ОС

-Разработка НПА и т.д.

Основ инструментами адм регул-ния - стандарты, нормы, нормативы, з-ны, постановления, рук-ва, применяемые гос природоохр органами, ограничения, лимиты, система надзора за деят-тью.

referatpxi.nugaspb.ru referattsg.nugaspb.ru husband.unoreferat.ru referatxvr.nugaspb.ru Главная Страница