Объект и предмет информатики

Информатика –научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процес­сам становится одновременно необходимым и возможным.

Объектом информатики выступают как сами ЭВМ (компьютеры), так и основанные на них и телекоммуникационной технике информационные систе­мы (ИС) различного класса и назначения. Информатика изучает все сто­роны их разработки, проектирования, создания, анализа и использова­ния на практике. Информационные технологии (ИТ) – это машинизи­рованные способы обработки информации, которые реализуются посредством автоматизиро­ванных информационных систем (АИС).

Понятие технологии вообще включает комплекс научных и инженер­ных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, тех­нических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих опреде­ленным требованиям, стандартам. В таком понимании термин технология неразрывно связан с машинизацией производственного или непроиз­водственного (социального) процесса. Последнее важно подчеркнуть для обозначения точных исторических границ информатики: информатики не могло быть в домашинный период обработки и представления зна­ний, когда не было ИТ. Переработка информации с помощью ЭВМ и выработка новых знаний, соотнесенных с целями пользователей, – функциональное назначение ИТ.

Информатизация общества в части материально-технической базы, математического и программного обеспечения ИТ изучается раз­личными науками: кибернетикой, системотехникой, теорией информа­ции, а в части формирования функциональных подсистем – раз­личными общественными науками: экономикой, правоведением, психо­логией. В формировании ИТ участвуют и науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицина, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного про­цесса); военные науки (использование ЭВМ в военном деле); экономика и т.д. Каждая из указанных наук рассматривает компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней свои законы и принципы.

А какую же сторону рассматриваемого объекта выбирает информа­тика, делая ее своим предметом? Она выбирает содержательную, смы­словую сторону создания и функционирования информационных систем и технологий, связанную с их сущностью, социальной отдачей, полезно­стью, местом в общественных системах, историческим значением как фактора радикального прогресса и выхода общества на качественно но­вые исторические рубежи.

Информационные технологии и выступили новым средством пре­вращения знаний в информационный ресурс (ИР) общества, его новым движущим фактором, стали средством его эффективного использования. Информационный ресурс стал основным ресурсом человечества, глав­ной ценностью современной цивилизации. Но возникли и сложные про­блемы, относящиеся к роли, механизму функционирования, социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука – информатика.

Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступа­ет ИР – его сущность, законы функционирования, механизмы взаимо­действия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Переход на уровень ИР в его содержательной трактовке оз­начает переход к изучению внутренних связей и закономерностей соци­альной динамики, основанной на использовании ИТ.

Таким образом, предметом информатики является информационный ресурс как симбиоз знания и информации. Он выступает в качестве пред­мета новой науки и с содержательной, и с формально-математической, и с технической сторон. Необходимо разграничивать предмет информа­тики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: осно­ванные на ЭВМ вычислительные системы, программы, сети связи и т.д. Без ЭВМ нет информатики, но нельзя объявлять информатику наукой об ЭВМ. Конечно, практическая необходимость в информатике возникла в связи с использованием ЭВМ. Но, “оттолкнувшись от ЭВМ”, информа­тика во главу угла ставит новые понятия – ИР и его социальную полез­ность, отдачу.

Важная особенность информатики – широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управле­ние, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них – совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.

Как наука информатика изучает общие закономерности, свойственные информа­ционным процессам (в самом широком смысле этого понятия). Когда разрабатыва­ются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользо­вателями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.

Перечислим наиболее важные реализации информационных технологий.

АСУ – автоматизированные системы управления – комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, в образовании используются системы АСУ-ВУЗ.

АСУТП – автоматизированные системы управления технологическими процес­сами. Например, такая система управляет работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического аппарата и т.д.

АСНИ – автоматизированная система научных исследований – программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработ­ку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС – автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие учащимся осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебные материалы и т.д.

САПР-система автоматизированного проектирования – программно-аппарат­ный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инжене­ром-проектировщиком, архитектором и т.д.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Упомянем также диагностические системы в медицине, системы организации продажи билетов, системы ведения бухгалтерско-финансовой деятельности, систе­мы обеспечения редакционно-издательской деятельности – спектр применения информационных технологий чрезвычайно широк.

С развитием информатики возникает вопрос о ее взаимосвязи и разграничении с кибернетикой. При этом требуется уточнение предмета кибернетики, более строгое его толкование. Информатика и кибернетика имеют много общего, основанного на концепции управления, но имеют и объективные различия. Один из подходов разграничения информатики и кибернетики – отнесение к области информатики исследований информационных технологий не в любых кибернетических системах (биологических, технических и т.д.), а только в социальных системах. В то время как за кибернетикой сохраняются исследования общих законов движения информа­ции в произвольных системах, информатика, опираясь на этот теоретический фундамент, изучает конкретные способы и приемы переработки, передачи, исполь­зования информации.

Аналіз виробництва продукції тваринництва, тис. грн
Системы и совокупности неравенств.
Ex. 2. Match the words with their definitions.
Философия человеческой природы
Первоначальная оценка основных средств
Doing Business in the Future
Глава 4. Еврейское происхождение антихристианских гонений
Средства, применяемые при дерматомикозах.
Половые железы. Гаметогенез.
Социологическуий психологизм.
Філософське осмислення проблеми щастя
Случается ли вам торговать до глубокой ночи?
Поняття «об'єкт»
Всеобщие и общенаучные методы исследования.
Теоретичні відомості
Критичні ситуації
Отмена решения федеральными властями
Контроль і ревізія фінансового стану підприємства.
Функциональные стратегии организации.
Способы реорганизации юридического лица
Сигналы, которые действуют в течение всего периода элементарного символа.
Тема 9. Державні цільові фонди.
Принцип законності та його роль у функціонуванні органів прокуратури.
Главная Страница