Объект и предмет информатики

Информатика –научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процес­сам становится одновременно необходимым и возможным.

Объектом информатики выступают как сами ЭВМ (компьютеры), так и основанные на них и телекоммуникационной технике информационные систе­мы (ИС) различного класса и назначения. Информатика изучает все сто­роны их разработки, проектирования, создания, анализа и использова­ния на практике. Информационные технологии (ИТ) – это машинизи­рованные способы обработки информации, которые реализуются посредством автоматизиро­ванных информационных систем (АИС).

Понятие технологии вообще включает комплекс научных и инженер­ных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, тех­нических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих опреде­ленным требованиям, стандартам. В таком понимании термин технология неразрывно связан с машинизацией производственного или непроиз­водственного (социального) процесса. Последнее важно подчеркнуть для обозначения точных исторических границ информатики: информатики не могло быть в домашинный период обработки и представления зна­ний, когда не было ИТ. Переработка информации с помощью ЭВМ и выработка новых знаний, соотнесенных с целями пользователей, – функциональное назначение ИТ.

Информатизация общества в части материально-технической базы, математического и программного обеспечения ИТ изучается раз­личными науками: кибернетикой, системотехникой, теорией информа­ции, а в части формирования функциональных подсистем – раз­личными общественными науками: экономикой, правоведением, психо­логией. В формировании ИТ участвуют и науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицина, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного про­цесса); военные науки (использование ЭВМ в военном деле); экономика и т.д. Каждая из указанных наук рассматривает компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней свои законы и принципы.

А какую же сторону рассматриваемого объекта выбирает информа­тика, делая ее своим предметом? Она выбирает содержательную, смы­словую сторону создания и функционирования информационных систем и технологий, связанную с их сущностью, социальной отдачей, полезно­стью, местом в общественных системах, историческим значением как фактора радикального прогресса и выхода общества на качественно но­вые исторические рубежи.

Информационные технологии и выступили новым средством пре­вращения знаний в информационный ресурс (ИР) общества, его новым движущим фактором, стали средством его эффективного использования. Информационный ресурс стал основным ресурсом человечества, глав­ной ценностью современной цивилизации. Но возникли и сложные про­блемы, относящиеся к роли, механизму функционирования, социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука – информатика.

Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступа­ет ИР – его сущность, законы функционирования, механизмы взаимо­действия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Переход на уровень ИР в его содержательной трактовке оз­начает переход к изучению внутренних связей и закономерностей соци­альной динамики, основанной на использовании ИТ.

Таким образом, предметом информатики является информационный ресурс как симбиоз знания и информации. Он выступает в качестве пред­мета новой науки и с содержательной, и с формально-математической, и с технической сторон. Необходимо разграничивать предмет информа­тики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: осно­ванные на ЭВМ вычислительные системы, программы, сети связи и т.д. Без ЭВМ нет информатики, но нельзя объявлять информатику наукой об ЭВМ. Конечно, практическая необходимость в информатике возникла в связи с использованием ЭВМ. Но, “оттолкнувшись от ЭВМ”, информа­тика во главу угла ставит новые понятия – ИР и его социальную полез­ность, отдачу.

Важная особенность информатики – широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управле­ние, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них – совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.

Как наука информатика изучает общие закономерности, свойственные информа­ционным процессам (в самом широком смысле этого понятия). Когда разрабатыва­ются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользо­вателями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.

Перечислим наиболее важные реализации информационных технологий.

АСУ – автоматизированные системы управления – комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, в образовании используются системы АСУ-ВУЗ.

АСУТП – автоматизированные системы управления технологическими процес­сами. Например, такая система управляет работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического аппарата и т.д.

АСНИ – автоматизированная система научных исследований – программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработ­ку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС – автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие учащимся осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебные материалы и т.д.

САПР-система автоматизированного проектирования – программно-аппарат­ный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инжене­ром-проектировщиком, архитектором и т.д.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Упомянем также диагностические системы в медицине, системы организации продажи билетов, системы ведения бухгалтерско-финансовой деятельности, систе­мы обеспечения редакционно-издательской деятельности – спектр применения информационных технологий чрезвычайно широк.

С развитием информатики возникает вопрос о ее взаимосвязи и разграничении с кибернетикой. При этом требуется уточнение предмета кибернетики, более строгое его толкование. Информатика и кибернетика имеют много общего, основанного на концепции управления, но имеют и объективные различия. Один из подходов разграничения информатики и кибернетики – отнесение к области информатики исследований информационных технологий не в любых кибернетических системах (биологических, технических и т.д.), а только в социальных системах. В то время как за кибернетикой сохраняются исследования общих законов движения информа­ции в произвольных системах, информатика, опираясь на этот теоретический фундамент, изучает конкретные способы и приемы переработки, передачи, исполь­зования информации.

sod.deutsch-service.ru referatvhx.nugaspb.ru refappv.ostref.ru rpl.deutsch-service.ru Главная Страница