Практическое занятие 1. Феномен В.А. Гиляровского

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ» (4 КУРС, 7 СЕМЕСТР)

Практическое занятие 1. Феномен В.А. Гиляровского

  • Творческая биография В.А. Гиляровского (в какие годы в каких изданиях работал, каким темам уделял особое внимание, с какими известными людьми общался, принципы профессиональной деятельности).
  • Гиляровский – репортёр (о репортажах известного журналиста в целом и анализ отдельных произведений на выбор студента).
  • Общий анализ книги «Друзья и встречи» (общая информация о книге, анализ отдельных очерков, в том числе «Встречи с Горьким»).
  • Рассказы и очерки В.А. Гиляровского – обзорное выступление, анализ избранных произведений («Из репортёрства», «В 21-м году», «Прокормиться бы», «Тайна одного привидения», «Подземная Москва» и другие рассказы и очерки по выбору студента).
  • Книга очерков Гиляровского «Москва газетная» (общая информация о книге, герои очерков Гиляровского, особенности стиля автора).
  • Примечание:

    для анализа произведений предлагается следующая схема (может применяться ко всем журналистским произведениям в рамках данного курса):

    1. В каком году, в каком издательстве опубликовано.
    2. Для какого круга читателей предназначено.
    3. Жанр работы.
    4. Цель, задачи, основные идеи работы.
    5. Логика и структура работы (деление на главы, параграфы).

    6. Проблемы, которые автор затрагивает в своём произведении.
    6. Особенности стиля автора. Как стиль проявляется в данном произведении.
    8. Собственная оценка работы.

    В зависимости от жанра произведения отдельные пункты могут быть опущены или дополнены по усмотрению студента.

    Также студент может предложить собственную схему анализа журналистского произведения.

    Тексты для чтения к семинару:

    «Катастрофа на Ходынском поле» (репортаж)

    «Три тысячи бритых старух» (репортаж)

    «Подземная Москва» (очерк)

    «Москва газетная» (5-6 очерков)

    «Друзья и встречи» (очерк «Встречи с Горьким», «Антоша Чехонте» и 3-4 на выбор студентов).

    Рекомендуемая литература:

    А.П. Чехов «Дядя Гиляй» (В.А. Гиляровский)

    Н.И. Морозов «Знакомство с В.А. Гиляровским» (найти можно на сайте lib.ru, режим доступа: http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0100.shtml)

    В.А. Гиляровский. Собрание сочинений в 4-х томах, 1999 (найти можно в интернете, режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/gui/lya/rov/sky/index.htm).

    Другие источники по усмотрению студента.

    Практическое занятие 2.

    Журналы русского модернизма и театральные журналы

    1. «Мир искусства» - самый знаменитый журнал русских модернистов.

    2. «Новый путь» – орган религиозно-философских собраний в Петербурге.

    3. Журнал «Весы» и его создатель – В.Я. Брюсов.

    4. «Золотое руно» - второй журнал символистов.

    5. «Аполлон» - последний журнал-манифест.

    6. Особенности театральных журналов конца XIX – начала XX века.

    7. Сатирические журналы 1905-1907 годов. Журнал А.Т. Аверченко «Сатирикон».

    Тексты к семинару:

    Брюсов В.Я. Свобода слова.

    В помощь студенту:

  • Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917).Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). - М: Флинта: Наука, 2000.
  • Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004.
  • Немного информации о журнале «Сатирикон», режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-5731.htm; http://www.websib.ru/~gardarika/satirikon/satiricon.htm;
  • Информация о театральных журналах:
  • http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1311&level1=main&level2=articles

    Практическое занятие 3.

    Практическое занятие 4.

    Практическое занятие 5.

    А.М. Горький – журналист

    Вопросы:

    1. Тематическое разнообразие журналистской деятельности А.М. Горького.

    2. Освещение М. Горьким деятельности Всероссийской выставки промышленности и художеств в 1896 году.

    3. Горький и большевистская идеология. Сотрудничество Горького в газетах «Звезда» и «Правда».

    4. Культурно-просветительская деятельность М. Горького (создание Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук, учреждение издательства «Всемирная литература»).

    5. Цикл «Несвоевременные мысли» (общий анализ произведения).

    6. Журналистская деятельность Горького в сталинское время.

    Тексты (А.М. Горький):

    «С Всероссийской выставки»

    «Несвоевременные мысли» (12-15 очерков)

    «Две души»

    «Беглые заметки»

    «Революция и культура»

    Рекомендуемая литература и ссылки:

    1. Нефёдова М.И. Максим Горький.

    Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0140.shtml.

    1. Пельт В.Д. М. Горький – журналист, 1928-1936.

    2. Черникова Е.: Писатель и журналист: в чём разница? / Е. Черникова // Журналист. – 2008. – №4. – с. 76.

    3. Басинский П. Горький / П. Басинский. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 451 с. – (Жизнь замечательных людей).

    4. Баранов В. Телемахида. Много Горького: Жизнь и смерть великого писателя на телевизионном экране / В. Баранов // Литературная газета. – 2003. - №49.

    В электронном варианте режим доступа:

    http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg492003/Polosy/art10_1.htm.

    6. Курбакова Е. Горький и Короленко об отношении прессы к жизни / Е. Курбакова // Нижегородская правда. – 25.03.2008. - №32.

    В электронном варианте режим доступа:

    http://www.pravda-nn.ru/archive/number:337/article:4985/.

    Практическое занятие 6.

    Практическое занятие 7.

    Вопросы

    1. Памфлеты и статьи И. Эренбурга. Цикл памфлетов «Бешеные волки». Статьи «Выстоять!», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно».

    2. Публицистика А.Н. Толстого: статья «Родина», пророческие слова «Мы сдюжим!».Статьи «Кто такой Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии». Рассказы «Ночью в сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история» (опубл. В газете «Красная звезда»).

    3. Публицистика Н. Тихонова, М. Шолохова, К. Симонова. Б. Горбатов «Письма к сотоварищу».

    4. Газеты города Набережные Челны и Республики Татарстан периода Великой Отечественной войны.

    Тексты

    Толстой А.Н. «Родина», «Кто такой Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти»

    Эренбург И.Г. «Выстоять!», «Дни испытаний», «Им холодно». Цикл памфлетов «Бешеные волки»

    Горбатов Б. Письма к сотоварищу

    Симонов К.М. «Дни и ночи»

    Фадеев А.А. «Бессмертие»

    Рекомендуемая литература и ссылки

    3. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000): Учебный комплект: Учебное пособие: Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2002.

    4. Энциклопедия города Набережные Челны Автор: Б.Л.Кузнецов, М.Ш.Бибишев – главные редакторы, Н.П.Алешков, М.Ш.Бибишев, Г.Ф.Галиуллина, А.Г.Дубровский, В.В.Ермаков, В.Ш.Имамов, Б.В.Казаков, Б.А.Канеев, Б.Л.Кузнецов, Ф.З.Мустафина, З.М. Сафина, С.А.Сафина. Казань: Издательство «Идел-Пресс», 2007.

    5. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания в 7 томах. Режим доступа: http://lib.rus.ec/a/20282.

    6. Головков А. «Вчера была война». Журнал «Огонек», №25 1991.

    7. Подшивки газет и журналов периода Великой Отечественной войны.

    8. Документальные фильмы о войне: «Великая война», ««Ежи» и «Катюши»», «Автографы победы: штурм Берлина», «Штурм Кенигсберга», «Разгром немецких войск под Москвой» и т.п. Режим доступа: http://mirdoc.ru/doc/wow/page/5/.

    Практическое занятие 10.

    Практическое занятие 11.

    Практическое занятие 12.

    Вопросы

    1. Взаимоотношения СМИ и власти: современное состояние.

    2. Освещение войны в Чечне на российском телевидении.

    3. Освещение террористических актов в городах России.

    4. Грузино-юго-осетинский конфликт в материалах российских СМИ.

    5. Предвыборные кампании и их освещение в СМИ (на примере предвыборных кампаний 2011-2012 гг.).

    6. Социальные сети как среда альтернативных политических мнений.

    7. СМИ с альтернативной точкой зрения: телеканал «Дождь».

    Рекомендуемая литература и ссылки

    1. Пономарев Н.Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда. Издательство Пермского государственного технического университета, 2007. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text28/0002.htm.

    2. Киричёк П.Н. Лики медиакультуры и маски политики / М.: Изд-во РАГС, 2010. – 58 с. – («Точка зрения»).

    3. Киричёк П.Н. Информационная культура общества / М.: Изд-во РАГС, 2009. – 208 с.

    4. Р. Юсупов, В. Заболотский, В. Наумов, А. Демидов. «О концептуальных основах региональной информационной политики» // «Информационные ресурсы России». – 2007. - №5. Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2007/number_5/number_5_1/number_5_1690.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ)

    1. Особенности общественно-политической ситуации в России в конце 19 начале 20 века.

    2. Политические деятели в роли журналистов. Публицистика В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Г.В. Плеханова, Л.Б. Каменева.

    3. А.М. Горький – журналист. Сотрудничество в «Самарской газете» и «Одесских новостях». Освещение М. Горьким деятельности Всероссийской выставки промышленности и художеств в 1896 году.

    4. Цикл А.М. Горького «Несвоевременные мысли».

    5. Российская журналистика в канун и в годы первой мировой войны.

    6. Русская журналистика между двух революций 1917 года.

    7. Пресса после Октябрьской революции.

    8. Цензурные документы в период становления советского режима.

    9. Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г).

    10. Новые формы массовой работы печати в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны.

    11. Кризис печати в начале 20-х годов. Меры государства по борьбе с кризисом печати.

    12. Российское телеграфное агентство.

    13. Возникновение и развитие радио.

    14. Журналистская деятельность М.Е. Кольцова.

    15. Фельетоны и репортажи М.Е. Кольцова.

    16. Развитие структуры средств массовой информации в конце 20-х и в 30-е годы.

    17. Журналистика 30-х годов как средство идеологического воздействия. Культ личности Сталина.

    18. Отечественная публицистика 30-х годов. Фельетоны М. Кольцова, М. Зощенко, А. Зорича, Ильи Ильфа, Евгения Петрова. Сельскохозяйственный и путевой очерк.

    19. Советское информационное бюро.

    20. Центральные газеты Советской Армии во время Великой Отечественной войны.

    21. Печать и радиовещание гитлеровцев на оккупированной территории.

    22. Патриотическая публицистика (М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толсктой, К. Симонов).

    23. Послевоенная пресса.

    24. Становление и развитие советского телевидения.

    25. Становление и развитие советского радиовещания.

    26. Формы массовой работы в советское время

    27. Творческий путь В. Овечкина.

    28. Средства массовой информации как единый пропагандистский комплекс.

    29. Освещение вопросов международной жизни в советской прессе.

    30. Об издании журнала «Журналист».

    31. Творческая деятельность А. Аграновского.

    32. Печать, радио и телевидение периода перестройки.

    33. Телевидение Российской Федерации.

    34. Радиовещание Российской Федерации.

    35. Печать Российской Федерации.

    36. Интернет-СМИ Российской Федерации.

    37. Закон «О средствах массовой информации» РФ от 1991 г.

    38. Появление и развитие сети Интернет-СМИ в информационном пространстве России.

    39. Освещение политических событий в современных СМИ.

    40. Средства массовой информации Республики Татарстан и города Набережные Челны: история, развитие, современное состояние.

    ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

    1. Общедемократическая проблематика в публицистике В.И. Ленина.

    2. «Апрельские тезисы» В.И. Ленина и их роль в зарождении нового политического режима.

    3. Общедемократическая проблематика в публицистике Г.В. Плеханова.

    4. Л.Д. Троцкий об известных политических деятелях.

    5. Критика российской действительности в публицистике А.В. Амфитеатрова.

    6. Авторская позиция и особенности творческой манеры Л.Н. Андреева.

    7. Литературная критика серебряного века.

    8. Революционные события в творчестве поэтов и писателей серебряного века.

    9. Журналистская деятельность Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус.

    10. Сборник «Вехи» и его авторы.

    11. Критика российской действительности в публицистике М. Горького.

    12. Своевременность «Несвоевременных мыслей» А.М. Горького.

    13. Красноармейские издания в период гражданской войны.

    14. Белогвардейские издания в период гражданской войны.

    15. Журналистские методы Кольцова (на примере его произведений).

    16. Место «Испанского дневника» в творчестве М.Е. Кольцова.

    17. Особенности журналистики русского зарубежья конца 20-х-30-х годов.

    18. Издания Русской фашистской партии.

    19. Культ личности Сталина и роль СМИ в его формировании.

    20. Деятельность военных корреспондентов в период Великой Отечественной войны.

    21. Стихи и песни Великой Отечественной войны.

    22. Патриотическая публицистика И. Эренбурга.

    23. Патриотическая публицистика А. Толстого.

    24. Молодёжные газеты советского периода.

    25. Журнал «Журналист» и его роль в формировании профессиональных взглядов журналистского сообщества.

    26. Роль центральных и многотиражных газет в освещении трудовых подвигов простых людей.

    27. История российского телевидения.

    28. История российского радиовещания.

    29. Внештатные консультанты и отделы в советских СМИ.

    30. «Альтернативная пресса» как отражение свободы слова и плюрализма мнений.

    31. Официальные издания народных фронтов в поддержку перестройки, депутатских групп, религиозных организаций: «Народный депутат», «Голос избирателя»

    32. Зарождение коммерческой прессы в России.

    33. Всплеск интереса к истории на страницах газет и журналов перестроечного периода.

    34. Закон РФ «О Средствах массовой информации» (1991 г.): история принятия и эффективность действия в настоящее время.

    35. Формирование многопартийной системы СМИ («Левая газета», «За Родину, за Сталина» и др.).

    36. Социальные сети как новое средство коммуникации.

    37. «Аргументы и факты» и «Аргументы недели»: конфликт концепций.

    38. Национальные СМИ Республики Татарстан.

    39. Политическая информация на страницах республиканской печати.

    40. Телеканалы и радиостанции города Набережные Челны (любого другого города РТ по выбору студента).

    ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

    «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ» (4 КУРС, 7 СЕМЕСТР)

    Практическое занятие 1. Феномен В.А. Гиляровского

  • Творческая биография В.А. Гиляровского (в какие годы в каких изданиях работал, каким темам уделял особое внимание, с какими известными людьми общался, принципы профессиональной деятельности).
  • Гиляровский – репортёр (о репортажах известного журналиста в целом и анализ отдельных произведений на выбор студента).
  • Общий анализ книги «Друзья и встречи» (общая информация о книге, анализ отдельных очерков, в том числе «Встречи с Горьким»).
  • Рассказы и очерки В.А. Гиляровского – обзорное выступление, анализ избранных произведений («Из репортёрства», «В 21-м году», «Прокормиться бы», «Тайна одного привидения», «Подземная Москва» и другие рассказы и очерки по выбору студента).
  • Книга очерков Гиляровского «Москва газетная» (общая информация о книге, герои очерков Гиляровского, особенности стиля автора).
  • Примечание:

    для анализа произведений предлагается следующая схема (может применяться ко всем журналистским произведениям в рамках данного курса):

    1. В каком году, в каком издательстве опубликовано.
    2. Для какого круга читателей предназначено.
    3. Жанр работы.
    4. Цель, задачи, основные идеи работы.
    5. Логика и структура работы (деление на главы, параграфы).

    6. Проблемы, которые автор затрагивает в своём произведении.
    6. Особенности стиля автора. Как стиль проявляется в данном произведении.
    8. Собственная оценка работы.

    В зависимости от жанра произведения отдельные пункты могут быть опущены или дополнены по усмотрению студента.

    Также студент может предложить собственную схему анализа журналистского произведения.

    Тексты для чтения к семинару:

    «Катастрофа на Ходынском поле» (репортаж)

    «Три тысячи бритых старух» (репортаж)

    «Подземная Москва» (очерк)

    «Москва газетная» (5-6 очерков)

    «Друзья и встречи» (очерк «Встречи с Горьким», «Антоша Чехонте» и 3-4 на выбор студентов).

    Рекомендуемая литература:

    А.П. Чехов «Дядя Гиляй» (В.А. Гиляровский)

    Н.И. Морозов «Знакомство с В.А. Гиляровским» (найти можно на сайте lib.ru, режим доступа: http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0100.shtml)

    В.А. Гиляровский. Собрание сочинений в 4-х томах, 1999 (найти можно в интернете, режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/gui/lya/rov/sky/index.htm).

    Другие источники по усмотрению студента.

    Практическое занятие 2.

    Главная Страница