Культура ХVIII в. Просвещение

За ХVIII веком традиционно закрепилось название века Просвещения. Под Просвещением понимают широкое идеологическое движение, охватившее общественную мысль, давшее направление практической деятельности и подготовившее Великую французскую буржуазную революцию.

Базовая идея Просвещения заключалась в том, что общественный прогресс определяется просвещением народов, распространением знаний. А причина зла - в невежестве, темноте. Просвещение и Разум стали лозунгами эпохи. Просветительская идеология, таким образом, имела две стороны: 1) критика существующих порядков; 2) позитивная программа переустройства общества на разумных основаниях с помощью распространения правильных знаний.

В эпоху Просвещения критике подверглись все общественные институты. Монархию критиковали за деспотизм, разоблачали ее богоданность. Разумным представлялось республиканское правление или просвещенный монархизм. В критике церкви просветители дошли до вольтеровского лозунга «Раздавите гадину!».

В вопросах религии просветители придерживались различных взглядов: от деизма - признание Бога только в качестве первопричины (Вольтер) - до атеизма (Дидро).

Просветительная эпоха подхватила и взяла на вооружение ряд идей, высказанных в ХVII в. Таковыми были идеи «естественного человека» и «естественных прав человека».

Ж.Ж. Руссо утверждал, что «естественный человек» - это дитя природы, человек, не испорченный цивилизацией. Порочна же общественная среда. Отсюда следовал революционный вывод: чтобы изменить человека, надо изменить общество. Из природы человека выводятся и его «естественные права» - право на жизнь, свободу. Гарантом этих прав личности выступает государство.

Эти идеи были закреплены в конституциях первых демократических государств. Так, в американской «Декларации независимости» 1776 г. утверждались неотчуждаемые права человека: право на свободу, жизнь, стремление к счастью.

Важнейшей характеристикой Просвещения является культ знаний. Эпоха отличалась страстью к накоплению знаний. Эта страсть воплотилась в появлении тридцатипятитомной энциклопедии – словаря всех наук, искусства и ремесел.

Величайшим событием ХVIII века стала Великая французская революция, подготовленная просветительной идеологией, основой которой была острая критика существующих порядков, понимание новой роли государства, идеи естественных прав человека. Революция проходила под лозунгом: «Свобода, равенство, братство». Права человека были закреплены в «Декларации прав человека и гражданина» в 1789 г. Под влиянием этой революции в ХIХ в. преобразовалась Западная Европа.

Ведущим стилем в искусстве ХVIII в. стал классицизм, зародившийся во Франции в конце ХVII в. Слово «классицизм» происходит от латинского «classicus» - образцовый. Классицизм обратился к идеалам греческой классики, утверждая принципы гармонии, величественной простоты.

Классицизм выражал также идеалы просветительной идеологии. Он воспевал патриотизм, гражданственность, служение общественным идеалам и чувство долга.

Эпоха Нового времени подготовила эру технического прогресса и так называемой второй научной революции, приведших к радикальному изменению облика человеческой цивилизации.

Вопросы

В чем отличие культуры Древнего Рима от культуры Древней Греции?

Назовите основные черты христианства.

Перечислите основные черты европейской средневековой культуры.

В чем отличие Северного Возрождения от итальянского?

Каковы были предпосылки Реформации в Западной Европе?

В чем отличие католичества от протестантизма?

Литература

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М., 1973

Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. – М., 1996

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. – М., 2000

Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1999

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989

10. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1996

Глава 8

Главная Страница