Этикет и стратегия нравственного воспитания.

Говоря о воспитании, нельзя не коснуться вопроса о соотношении нравственности и этикета. Тем более, что в повседневном общении саму нравственность порой сводят к требованиям этикета. Что же такое этикет? Сам термин «этикет», как известно, происходит от французского — еtiquеttе — ярлык, этикетка, которые прилагались к тому или иному товару и нередко давали некоторые рекомендации пользования им. По своей сути этикет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведение человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество различных недоразумений, конфликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным. [13] Так, например, если бы не было правил этикета, согласно которым мужчина уступает место даме в общественных местах, пропускает ее при выходе из помещения, первым ее приветствует, то нетрудно представить, сколько возникло бы недоразумений в отношениях между мужчинами и женщинами даже в наше, так сказать, цивилизованное время. Этикет помогает реализовать в повседневном общении вежливость и тактичность.

Появляется этикет не в эпоху Возрождения, как иногда пишут, а гораздо раньше, ибо стандартные ситуации складывались еще на ранних ступенях человеческого общества. Например, были еще в родовом обществе определенные правила, регламентирующие поведение рядового члена рода по отношению к вождю, к замужним женщинам. Существовали определенные устоявшиеся нормы при встречах вождей различных племен (зачатки дипломатического этикета). С появлением государства, огромной армии чиновников различного ранга этикет постепенно усложнялся, принимая порой вычурные формы, которые сейчас могут показаться смешными и даже неприятными, унижающими человека. Так, в отношении короля (царя) необходимо было демонстрировать самые разнообразные и жестко регламентированные знаки почтения. Так было во Франции в ХVП-ХV веках, и не только во Франции.

Даже уже из сказанного выше можно сделать вывод, что между этикетом и нравственностью нельзя ставить знака равенства. Это, можно сказать, два пересекающихся круга. В чем-то они совпадают, а в чем-то нет. Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной, как мы уже отметили, вежливостью. Но следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственным существом? Увы, хамить, делать подлость можно и весьма «изящно», по всем правилам этикета. Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца. Для морали это неприемлемо, ибо для моральной оценки важно знать мотивы того или иного поступка, условия, в которых он совершен. Мораль восходит к высшим ценностям, а не довольствуется только правилами приличия. [12] Отличие между моралью и этикетом заключается также и в том, что моральные аксиомы, постулаты сравнительно неизменны, устойчивы, а этикет действительно меняется от века к веку, от народа к народу. Достаточно обратить внимание на форму приветствия, на одежду и на многое другое, что носит этикетный характер, т.е. регулируется этикетом (добавим — поведение за столом). В прошлом веке считалось хорошим тоном добавлять к словам приставку «с» («да-с», «нет-с» и т.д.). Или, например, были времена, когда жена, следуя правилам приличия, при отъезде мужа по делам в город активно демонстрировала свою печаль на крыльце дома (криками, слезами и т.п.). Ныне же все это ушло в прошлое. Этикет в повседневной жизни значительно упростился, демократизировался [4].

Этикет довольно многолик, пестр. Есть требования этикета для телефонного разговора, для поведения в театре, в ресторане, в поезде дальнего следования, в городском транспорте и т.д. Особый этикет для дипломатов, деловых людей, медицинских работников, учителей и т.д. Знание этикета является составной частью нравственной культуры личности. Но надо иметь в виду, что нравственная культура далеко не исчерпывается этикетом. Все эти моменты взаимоотношения этикета и нравственности следует иметь в виду в ходе воспитания. А конкретные рекомендации можно получить в соответствующих справочниках, пособиях, которые в последнее время стали издаваться довольно часто.

Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики, литературоведения и др. Но именно этика (нравственная философия), раскрывающая природу, сущность морали, обязана сформулировать основные задачи воспитания, его стратегию, раскрыть его роль в жизни общества. А это очень важно для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых происходит с большим трудом. Вновь остро встают вопросы: «С кого же делать жизнь?», «Какую личность воспитывать?», «Какие акценты расставлять в процессе воспитания?» и др. В средствах массовой информации постоянно звучат заявления — во многом обоснованные — о кризисе общественной нравственности, о небывалом росте преступности, о продажности многих политиков и т.п. [5].

В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что мораль выражает интересы не какой-то социальной группы, а человека как такового (и, следовательно, общества в целом), его вечные попытки определить смысл своего существования, базовые ценности его бытия. Во все времена моралисты своей точкой отсчета считали живого, конкретного человека, его полноценную жизнь, его счастье, свободу, честь и достоинство. Выдающиеся мыслители понимали, что человек со сломленной волей, уничижающий самого себя ущербен в нравственном отношении. Понимали и то, что такой человек не может творить полноценную общественную жизнь. Исторический опыт свидетельствует, что при подавлении свободы и достоинства личности (рабство, крепостничество, современные формы тоталитаризма) в ней возникает едва ли не инстинктивный протест, ибо стремление к самости, самостоятельности имеет глубокие корни в психической структуре человека.

В морали выражается действительно общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры, в ней зафиксированы ценности, жизненно важные для всех людей — богатых и бедных, молодых и пожилых, верующих в Бога и неверующих, те ценности, без которых невозможна организация никакого вида деятельности — политической, хозяйственной, религиозной и т.д. Приобщение к этим ценностям и является главной задачей нравственного воспитания.

Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения релятивистские настроения: мол, в жизни нет ничего постоянного, устойчивого, а все определяется эгоистическими интересами. Однако... разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: «не убий», «возлюби ближнего», «не обижай сирых», «не желай ближнему того, чего себе не желаешь», не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку... человеческое лицо.

Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества. Как писал Вл. Соловьев, «нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это есть тот минимум рассудительности и нравственности, благодаря которому люди могут жить по-человечески». С этим трудно не согласиться


Функциональный интегрированный подход к усвоению
Договір найму (оренди): поняття, ознаки, сфера застосування та джерела правового регулювання. Сторони в договорі. Зміст договору найму (оренди).
КУЛЬТУРА ДОХРИСТИЯНСЬКОЇ РУСІ
Т 80. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Снова о черных дырах и элементарных частицах
CВідкритий масаж серця, медикаментозна терапія, відновлення дихання
Рекомендований перелік напрямів досліджень магістерських робіт
Стиснення при передачі факсів
Особенности поточного метода производства
Тип Плоские черви. Основы систематики, характерные черты организации, медицинское значение.
Обструктивный вентиляционный дефект
Гравітаційне осадження . Визначення продуктивності газового відстійника
Заняття 1. Перетравність поживних речовин
Как описанные выше шаги относятся к отношениям
Банківський кредит надається грошовим капіталом
Общеукрепляющее и симптоматическое лечение
Массовая аудитория – элемент массовой коммуникации
Преподавание психологии в XIX веке
Но все это было не в счет. Друзья намеривались создать прекрасную республику.
Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина.
Регламент підготовки та виконання курсової роботи з науки “Податкова система” для студентів денної та вечірньої форм навчання
Сельскохозяйственные экосистемы
О СТРАХАХ И О ТОМ, КАК ИХ ПОБЕДИТЬ
Главная Страница