ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человеческое общество— это высшая ступень развития системы, главные элементы которой — люди, формы их естественной дея­тельности, труд, формы собственности и веко­вая борьба за политику и государство, совокуп­ность различных институтов, духовная сфера.

Общество— это самоорганизованная система поведения и взаимоотношений людей друг с другом и с природой.

Говоря о человеческом обществе в целом, мы имеем в виду такое объединение, которое вклю­чает в себя всех людей, живущих во взаимодей­ствии на данной территории, связанных нитями общности интересов, целей, деяний, тру­довой активности, традиций, экономики, куль­туры и т.п. Люди для того и созданы, чтобы жить в обществе.

Понятие общества охватывает все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение лю­дей в целостную систему происходит и воспроиз­водится независимо от воли ее членов, т.е. в человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общест­венную, жизнь.

Общество на любой ступени его развития есть многостороннее образование, сложное сплете­ние множества разнообразных связей и отно­шений людей; однако жизнь общества не исчер­пывается жизнью составляющих его людей.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Развитие— особый тип изменения, а изме­нениеуниверсально и характеризует любые явления действительности. Какие-либо измене­ния происходят в объектах постоянно и могут быть зафиксированы в любое время. Для того Чтобы эти изменения зафиксировать, достаточ­но выбрать какой-то временной интервал и про­следить исчезновение одних и появление дру­гих черт предмета. Такими чертами может быть изменение его пространственного положения или конфигурации в силу воздействия различ­ных механических сил. Если сложить все изме­нения, можно получить целостную картину черт, характеризующих предмет в данный момент по сравнению со свойствами, присущими ему в более ранний момент времени.

Изменения могут носить количественный характер. Развитие предполагает рождение но­вого, появление качественных изменений. Од­нако не всякие качественные изменения равно­значны развитию. Например, таким может быть разрушение предмета, прекращающее его су­ществование. Существуют также циклические процессы с повторением однотипных фаз.

К изменчивости в целом относят превращае­мость элементарных частиц, энергетические переходы, процессы теплоотдачи, не имеющие четкой направленности. Понятие «развитие» подразумевает такие изменения, которые свя­заны с обновлением системы, превращением ее в нечто новое. Но нужно понимать, что речь идет не о разовых, а о нарастающих качествен­ных трансформациях системы. Чтобы охарактеризовать с их помощью сформулирован соответствую­щий закон.

Человеческое мышление обогащается новы­ми категориями по мере развития материаль­ной и духовной культуры. Нужно отметить, что результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристалли­зуются, шлифуются, хранятся в языке. Языки различных народов являются носители челове­ческой интеллект. Составляет их основу систе­ма категорий, отражающая схему универсаль­ных связей бытия. Подобные понятийные схемы действуют в мышлении различных эпох.

Философское познание из многообразия связей реального мира исторически выделяло различные типы всеобщих связей.

В группу ка­тегорий, выражающих «организованность» бы­тия, могут быть объединены следующие поня­тия: «единичное — общее», «многое — единое», «сходство — различие», «качество — количест­во», «простое — сложное», «часть — целое», «конечное — бесконечное», «форма — содер­жание».

Другой категориальный ряд, выражаю­щий универсальные связи детерминации: «яв­ление — сущность», «причина — следствие», «случайность — необходимость», «возмож­ность — действительность» и др. Первый под­ход к анализу универсальных связей— горизон­тальный, а второй — вертикальный.

Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы от­дельными людьми.

Такими ценностями могут быть техника, учреждения, язык, наука, фило­софия, искусство, мораль, право, политика и т.д.

Человеческим обществом называют целостную систему, которая непрерывно развивается, про­ходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие, поэтому всякий элемент этой системы может быть понят в той связи, которая ведет к целому.

Общество — это единый социальный организм, у которого внутренняя организация есть сово­купность определенных связей, в основе кото­рых в конечном счете лежит человеческий труд. Д. Дидро говорил, что общество дает чело­веку власть над другими животными. Благодаря обществу человек пользуется лекарствами, имеетопору в старости, дает утешение в горестях и печалях. Союз человека и общества дает ему силу бороться с судьбой. Не имея общитель­ности, разрушится единство рода человеческо­го, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье. Общество — основное условие нор­мального бытия и развития людей, так как оди­нокий человек бессилен перед стихии, хищных зверей и безжалостных людей.

Итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пунк­те развития (тезис).

Способ размышления «отрицание отрица­ния»,внутренне включающий в себя единство и борьбу противоположностей, отражает диалек­тический процесс исторического развития по­знания. Выявлению глубоких познавательных противоречий и их разрешению соответствует схема «тезис — антитезис — синтез».

Синтез осуществляется всякий раз на пути поиска бо­лее глубокой позиции, в рамках которой дости­гается единство диалектических противо­положностей тезиса и антитезиса.

Для философского миропонимания надо уметь спускаться с высот абстракций на греш­ную землю. Здесь важно понять, как обстоит дело с диалектическими противоречиями и отрицаниями в природных и общественных процессах.

И. Кант и Г. В. Ф. Гегель дали два разных ответа на этот вопрос. В идеалистиче­ской философии Г. В. Ф. Гегеля бытие и мышление представлялись тождественными, поэтому про­тиворечия духа приравнивались к реальным про­тиворечиям. Важным достижением И. Канта было разграничение логического и реального, осо­знание их относительной самостоятельности, принадлежности к двум различным мирам.

Характеризовать какой-либо процесс как развитие, требуются большие периоды времени, позволяю­щие судить о направленности изменений. На­копление новообразований необратимо уводит систему от ее исходного состояния, а последую­щие состояния развивающихся систем качест­венно отличаются от исходных.

Фазы сменяют друг друга в процессе развития последователь­но, закономерно изменяя уровень организован­ности системы.

Поэтому можно сделать следующий вывод, что развитие есть процесс длительных, накап­ливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в доста­точно больших интервалах времени. Такими про­цессами могут быть эволюция литосферы, эко­системы, организмов на протяжении жизни, историческое развитие человеческих сооб­ществ, орудий и навыков труда, научно-техни­ческий прогресс и т.д.

Качественно различные процессы развития изучаются различными науками, причем каж­дая из них совершенствует свои собственные теории развития. Например, современная космо­логия разрабатывает теории возникновения и развития Вселенной, эволюционная биология — теорию развития живых организмов, история исследует развитие человеческого общества, а языкознание выдвигает и обосновывает тео­рию развития языков.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество— единство раз­личных лиц, живущих в системе правового госу­дарства, т.е. там, где действует принцип за­щищенности прав человека. Каждый человек в гражданском обществе есть высшая ценность. Но человек без взаимодействия с другими людьми не может удовлетворить свои потреб­ности, ведь жизнь каждого человека связана с социальной общностью. Итак, целое — это взаимоотношения людей, такая почва, на кото­рой взращивается свобода всех граждан, раз­виваются их природные дарования.

По Г. В. Ф. Гегелю, гражданское общест­во — это объединение членов как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве сред­ства обеспечения безопасности лиц и собствен­ности и через жизненный порядок для их осо­бенных и общих интересов».

Основополагающий принципграждан­ского общества — обеспечение жизни, благо­получия и достоинства личности как полноправ­ного гражданина общества. Индивидуальные цели и интересы во взаимосвязи с интересами целого определяют систему всесторонней взаи­мосвязи.

Происходит это так, что средства к осуществлению и благо каждого человека, их правовое бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех людей. Это и составляет гражданское общество.

Когда гражданское общество получило неко­торое развитие, люди отказались от своей естественной свободы и подчинились власти

referatxfb.nugaspb.ru rru.deutsch-service.ru professional.radioritual.ru standard.radioritual.ru Главная Страница