Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь

Сущность и функции финансов

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят в разнообразных формах в общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств.

Признаки финансов:

- Денежный характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов)

- Распределительный характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте)

- Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов)

- Возможность увеличения стоимости финансовых активов

Функции финансов:

- Распределительная: Сущность заключается в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы.Субъекты:юр. и физ. лица, государство

- Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках

- Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП

- Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства

- Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.


2. Сущность финансовой системы и управление финансами

Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью

которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства.

Выделяют:

- Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь)

- Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации)

- Финансовые средства внебюджетных фондов

- Финансовые средства организаций

- Финансовые средства граждан

Финансовая система РБ состоит из:

- Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды)

- Финансового рынка

- Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций)

- Финансов граждан

Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств

Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам

Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых

за счет страховых взносов

Принципы построения финансовой системы:

- единство;

- сбалансированность всех звеньев финансовой системы;

- самостоятельность каждого звена финансовой системы;

- полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой

- системы.

Органы управления фин-й сист.:

- Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров)

- Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк)

- Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)


Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения

реализации задач и функций государства;

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Бюджетная система РБ:

1. Республиканский бюджет:

- Республ-й фонд охраны природы

- Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

- Фонд национального развития

- Фонд универсального обслуживания

- Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья

- Инновационные фонды

2. Местные бюджеты

2.1.Бюджеты областного уровня

- Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские)

- Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)

Принципы построения бюджетной системы:

- Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);

- сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

- гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год);

- самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета);

- эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);

- достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);

- адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);

- ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)


Сущность и значение бюджета

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства;

Признаки бюджета:

- сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств

- участники отношений, один из которых всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов

- безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением

Основными характеристиками бюджета являются:

- экономическая сущность

- Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов)

- материальное содержание (объемы доходов и расходов бюджета)

Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета:

1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности)

2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая политика правительства)


Виды кредитных операций

Кредитные операции — это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему опред. суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности.

По степени укрупнения объекта кредитованияссуды бывают под единичные, совокупные или укрупненные объекты.

По методу кредитования:

1)цельная (разовая) ссуда, выдаваемая одной суммой по решению банка;

2)кредитная линия – кредит с длительным сроком выделения денег по инициативе клиента, каждый раз устанавливающего объемы в пределах лимита:

• чековый кредит, предусматривающий выписывание заемщиком-чекодателем чеков на банк;

• возобновляемая кредитная линия, т.е. заемщик погашает свою задолженность и получает право опять воспользоваться кредитом;

• кредитная линия с уведомлением заемщика о верхнем пределе кредитования;

• подтверждаемая кредитная линия, означающая, что каждый раз заемщик согласовывает условия предоставляемой суммы в рамках кредитной линии;

• кредитная линия с использованием кредитных банковских карт.

По особенности участия кредита в кругообороте капитала:

1)авансовый кредит, с которого начинается формирование платежного оборота по обязательствам финансово-хозяйственной деятельности, например, оплата счетов за приобретенные товары и услуги;

2)компенсационный кредит, который означает, что использование кредита происходит на стадии возмещения собственных средств заемщика, вложенных в хозяйственный оборот.

По степени обеспечения кредита:

1)гарантированный кредит, т.е. обеспеченный залогом, поручительством, банковской гарантией и т.п.; (например, ипотечный кредит);

2)негарантированный (доверительный, бланковый) кредит; примером данной разновидности может быть выдача кредита под соло-вексель (простой вексель).

По сроку погашения:

1)срочный кредит:

• краткосрочный (до одного года);

• среднесрочный (от одного года до трех лет);

• долгосрочный (свыше трех лет);

2)до востребования (онкольный кредит), т.е. с правом банка потребовать погашения кредита в любой момент.

По способу погашения:

1)прямая ссуда, т.е. весь основной долг по кредиту (без учета процентов) должен быть погашен на одну конечную дату путем единовременного взноса;

2)ссуда в рассрочку, применяемая для долгосрочных кредитов. Сумма ссуды периодически списывается, как правило, равными частями на протяжении срока действия кредитного договора;

3)кредит с участием – ссуда погашается выручкой клиента, зачисляемой на специальный ссудный счет.

По виду процентной ставки:

1)кредит с фиксированной процентной ставкой;

2)кредит с плавающей процентной ставкой (ролловерный кредит), означающий, что ставка процента пересматривается в зависимости от изменений того финансового актива, к которому она «привязана».

Валютный рынок

Валютный рынок –это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, а также операций по инвестированию капитала в иностранной валюте

Валютные ценности:

1. иностранная валюта (денежные знаки и средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных или расчетных денежных единицах)

2. ценные бумаги, фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в ин.валюте

3. платежные документы в иностранной валюте

Функции валютного рынка:

1. Общерыночные

a. коммерческая - получение прибыли от операций на данном сегменте финансового рынка

b. оценочная - формирование рыночной ценности валютных финансовых активов

c. информационная - доведение до участников рынка необходимой информации о цене валютных финансовых активов

d. контрольная - создание правил торговли на валютном рынке, контроль за деятельностью участников и регулирование рынка.

2. Специфические

a. формирование курса национальной валюты осуществляется через куплю-продажу рублевых и валютных ресурсов и их конверсию банковской системой

b. формирование и диверсификация золотовалютных резервов страны осуществляется Национальным банком посредством взаимодействия с международными финансовыми институтами (МВФ, Мировой банк и др.), государствами (Россия, Венесуэла, Китай), выступающими в качестве кредиторов; выпуск и размещение облигаций на внешних финансовых рынках

c. страхование валютных рисков осуществляется посредством операций, проводимых на валютном рынке

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Курсы национальной валюты

1. официальный (номинальный) обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны

2. реальный - номинальный курс, определяемый с учетом инфляции

Субъекты валютного рынка Беларуси:Национальный банк, коммерческие банки, валютно-фондовая биржа, финансовые и Инвестиционные учреждения, организации реального сектора экономики, население (домашние хозяйства)

Классификация валютного рынка:

1. по месту совершения сделки: Биржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка РБ, на которой валютно-обменные операции совершаются банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа», где установлен единый порядок торговли для всех участников. Внебиржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка РБ, на которой валютно-обменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками-нерезидентами.

2. по форме осуществления валютной операции – наличный (организованный (работает через обменные пункты) и неорганизованный (серый)) и безналичный валютный рынок (организованный (безналичный межбанковский валютный рынок коммерческих банков и валютно-фондовой биржи) и неорганизованный (через нелегальных финансовых посредников))

3. по сроку осуществления операции с валютой - текущий (покупка валюты на условиях «спот») и срочный (фьючерсный и форвардный рынок).

По методам проверки

Проверкапроизводится по отдельным направлениям финансово- хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и других документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, целесообразность использования конкретных методов аккумуляции и расходования финансовых ресурсов.

Обследованиеохватывает отдельные участки деятельности субъектов хозяйствования. В ходе обследования осуществляются контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Ревизия– это глубокое обследование финансово- хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. В процессе ревизии выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Экономический анализ предполагает детальное изучение, как правило, годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности за прошедший период, финансового состояния и обоснования перспектив развития предприятия.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы в законодательном порядке.

1. органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными (органы государственной власти, органы государственного управления)

2. органы, специально созданные для осуществления финансового контроля (Высший специализированный орган финансового контроля – КГК, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк Республики Беларусь, Госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов (проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом), Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций)).


20. Экономическая сущность, функции и состав капитала

Капитал - это свободные от обязательств денежные средства организации, с помощью которых формируются внеоборотные и оборотные активы, покрываются убытки и создаются финансовые резервы Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве, т.е. сумма так называемых капитальных благ. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров. Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи.

Функции капитала: защитная - обеспечение финансовой устойчивости организации, в том числе путем создания резервного фонда на случай необходимости покрытия убытков, возможность выплаты компенсации кредиторам в случае ликвидации организации. Регулирующая - обеспечивает увеличение экономического потенциала организации. Оперативная - обеспечивает возможность формирования и использования внеоборотных и оборотных активов как за счет собственных источников, так и заемных и привлеченных средств.


Цена капитала

Капитал - это свободные от обязательств денежные средства организации, с помощью которых формируются внеоборотные и оборотные активы, покрываются убытки и создаются финансовые резервы

Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала связана с его рентабельностью. Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.


Операционный рычаг.

Ключевые элементы операционного анализа : операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия .

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли .

СВОР = М в / ПР где: М в - валовая маржа; ПР – прибыль.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами : Мв=Вр – Ипер , Вр – выручка, Ипер – переменные затраты.

Зависимость СВОР от цены единицы товара, переменных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных затрат

СВОР = М в / ПР = (В р – И пер) / (В р - И пер - И пост )

где Ц – цена единицы продукции; И пер.ед –переменные затраты на единицу продукции; И пост - суммарные постоянные затраты.

Формула СВОР показывает, насколько чувствительна валовая маржа, либо финансовый результат к изменению физического объема сбыта продукции.

1.чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль,тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот

2. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает.Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли

3. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли

4. Вывод: при пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага.

5. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск


Сущность и функции финансов

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят в разнообразных формах в общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств.

Признаки финансов:

- Денежный характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов)

- Распределительный характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте)

- Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов)

- Возможность увеличения стоимости финансовых активов

Функции финансов:

- Распределительная: Сущность заключается в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы.Субъекты:юр. и физ. лица, государство

- Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках

- Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП

- Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства

- Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.


2. Сущность финансовой системы и управление финансами

Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью

которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства.

Выделяют:

- Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь)

- Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации)

- Финансовые средства внебюджетных фондов

- Финансовые средства организаций

- Финансовые средства граждан

Финансовая система РБ состоит из:

- Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды)

- Финансового рынка

- Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций)

- Финансов граждан

Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств

Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам

Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых

за счет страховых взносов

Принципы построения финансовой системы:

- единство;

- сбалансированность всех звеньев финансовой системы;

- самостоятельность каждого звена финансовой системы;

- полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой

- системы.

Органы управления фин-й сист.:

- Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров)

- Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк)

- Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)


Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения

реализации задач и функций государства;

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Бюджетная система РБ:

1. Республиканский бюджет:

- Республ-й фонд охраны природы

- Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

- Фонд национального развития

- Фонд универсального обслуживания

- Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья

- Инновационные фонды

2. Местные бюджеты

2.1.Бюджеты областного уровня

- Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские)

- Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)

Принципы построения бюджетной системы:

- Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);

- сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

- гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год);

- самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета);

- эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);

- достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);

- адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);

- ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)


Сущность и значение бюджета

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства;

Признаки бюджета:

- сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств

- участники отношений, один из которых всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов

- безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением

Основными характеристиками бюджета являются:

- экономическая сущность

- Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов)

- материальное содержание (объемы доходов и расходов бюджета)

Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета:

1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности)

2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая политика правительства)


Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь

государственный внебюджетный фонд - составная часть государственных финансовых средств и представляет собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению;

целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

ЦФ – это фонды, создаваемые в республиканском бюджете для обеспечения целевого

Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ)
Взаємодія простих речовин з киснем
Значение животных в биосфере
Три качества друзей и врагов Рамы
Психологічні механізми міжособистісних стосунків
ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ И ВИДЫ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО СЧЕТА
Моніторинг інвестиційних проектів
Раздел Германии. Оккупационный режим
Причины возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Пути возникновения правовых норм.
Під банківським кредитом розуміються кошти, що надаються банком у борг клієнтові для цільового використання на встановлений термін під певний відсоток.
Преодоление кризиса в 7 шагов
РОЗВИНЕНИХ КРАЇНАХ У 80-90-х рр. ХХ СТОЛІТТЯ
Решение о структуре комплекса маркетинга
Культура речи. Основные аспекты культуры речи
Вопрос №5. Международное движение ссудного капитала. Основные инструменты международного заимствования и кредитования.
Вопрос 9. Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ качественного состава и движения рабочей силы
Система центральных газет и журналов в 1920 годы. Пропаганда в печати и радио новой экономической политики.
Особливості товарного ринку
Енергетичний обмін
Поняття, значення і підстави притягнення як обвинуваченого.
Поняття життєвого циклу проекту
Понятие об ощущениях. Виды и свойства.
Актуальні проблеми хроногігієни
Главная Страница