Право окружающей среды Германии

При характеристике источников права окружающей среды раз-иитых европейских государств следует отметить, что наряду с на­циональным законодательством источниками права являются законодательные акты Евросоюза.

Германия экономически развитая страна, которая отличается иысокой плотностью населения.

Это обуславливает необходимость поддержания на высоком уровне экологического правопорядка и строгих стандартов экологической безопасности.

Большинство на­селения страны отличается развитым экологическим правосозна­нием, а проблема поддержания качественного состояния окружаю­щей среды признается первоочередной задачей государства.

Вместе с тем, как отмечают специалисты в области экологичес­кого права, в последнее время экологические проблемы отходят на иторой план, что связано не только с улучшением экологической обстановки в последние десятилетия, но и с обострившимися соци­альными проблемами и ощутимой мировой конкуренцией.

В эко­логическом законодательстве происходит откат, упрощаются про­цедуры лицензирования и планирования 24. Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Гер­мании // Государство и право. — 2000. — №11. — С. 89-90.

Право окружающей среды Германии базируется на положени­ях Конституции. 27 октября 1994 г. в ст. 20 Конституции ФРГ было внесено дополнение: «Неся ответственность перед будущими поколениями, государство защищает природные основы жизни в пределах конституционного порядка, путем законодательной дея­тельности, а также посредством законного и правового принужде­ния и в судебном порядке».

Это положение обязало всех участни­ков политической жизни охранять природу.

Полномочия государства в области охраны окружающей среды осуществляются на общефедеральном уровне, уровне отдельных зе­мель, а также на местном уровне.

Реализация экологического за­конодательства — предмет ведения земель, правомочия законотвор­чества принадлежат, в основном, федеральным органам 26. См.: Jorn Altmann. Umweltpolitik. - Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997; Winfred Kostners. Umweltpolitik. — Miinchen: Giinter Olzog Verlag, 1997.

Полномочия федерации в области охраны окружающей среды касаются утилизации отходов, поддержания чистоты воздуха, борьбы с шумом, защиты от вредных излучений и от вредных химических веществ (ст. 24, 74 Основного закона).

Статьи 11а и 74 Конститу­ции определяют законотворческие полномочия федеральных орга­нов в области обращения с ядерной энергией.

Немецкий бундестаг — основной законодательный орган госу­дарства.

В его составе действует постоянный комитет бундестага по вопросам окружающей среды, природоохраны и реакторной бе­зопасности.

Бундестагом может создаваться исследовательская ко­миссия для подготовки решений по комплексным вопросам.

В об­ласти экологического права действует комиссия по защите челове­ка и окружающей среды, существующая с 1990 г.

Заседания прохо­дят в среднем 2 раза в месяц.

Приоритетами работы комиссии являются определение задач и целей и создание общих экономи­ческих и социальных условий дальнейшего экологического разви­тия, научные и культурные разработки в сфере окружающей сре­ды, определение мер по долговременному развитию.

Постоянно действует комитет бундесрата по вопросам окружа­ющей среды, природоохраны и реакторной безопасности.

Комитет проводит заседания каждые три недели.

Каждая федеральная зем­ля и министерство могут направлять на рассмотрение комитета законопроекты и запросы по экологическим вопросам.

Поскольку такие обращения чаще всего и определяют направление экологи­ческой политики, комитет выступает одним из важнейших госу­дарственных органов в данной области.

Землям принадлежит право осуществлять регулирование на ос­новании федеральных законов, примером чего могут служить зако­ны земель об отходах.

Нередко федеральными землями также ис­пользуются возможности по определению экологических нормативов.

Исключительно федерации принадлежат полномочия по обра­щению к международным экологическим организациям и нормам.

Ограничительное законотворчество предусматривает, что феде­рация осуществляет общее и основополагающее руководство в об­ласти водных ресурсов, природоохраны и защиты ландшафтов.

Зем­ли обладают широкими административными полномочиями в об­ласти охраны окружающей среды. Они устанавливают правовые предписания, конкретизирующие федеральное законодательство и регулируют конкретные коллизии.

Лишь по согласию земель воз­можно применение всеобщих принудительных мер, которые могут быть использованы федерацией на основании законодательных пред­писаний.

Что касается атомного законодательства, земли выступа­ют лишь исполнителями, а законодательная компетенция принад­лежит федерации.

Федеральное министерство окружающей среды, природоохраны и реакторной безопасности создано в 1987 г. и характеризуется чрезвычайно активной нормотворческой деятельностью.

Структурно министерство состоит из шести отделов:

- отдел С: центральный отдел;

- отдел G: конституционные и экономические вопросы, а так­же международное сотрудничество;

- отдел WA: водное хозяйство, отходы, защита почв;

- отдел IG: окружающая среда и здоровье, защита от вредных выбросов, химическая и безопасность дорожного движения;

- отдел N: природоохрана и экология;

- отдел RS: безопасность ядерных объектов, защита от вред­ных излучений, утилизация ядерных отходов.

Министерству подчиняются федеральная служба окружающей среды, федеральная служба природоохраны, а также федеральная служба защиты от вредных излучений.

Федеральная служба окружающей среды действует на основа­нии закона от 1974 г.

Основные ее задачи: планирование в области охраны окружающей среды; исследование и квалификация окру­жающей среды; согласование техник, процессов и продуктов в об­ласти окружающей среды; оценка материалов; гигиена вод, грун­тов и воздуха; отчетность, информация и документация.

Федеральная служба природоохраны действует на основании за­кона от 1993 г., состоит из федерального исследовательского института по вопросам окружающей среды и экологии и подразделе­ний, занимающихся защитой отдельных видов, федеральной служ­бы животного и лесного хозяйства.

В ее структуре выделены:

- отдел Z: правление и центральные информационные службы;

- отдел I: защита видов;

- отдел II: исследование и консультирование.

К задачам службы относится исполнение задач федерации в области природоохраны и заботы о земле, а также отраслевое и научное содействие отраслевым министерствам в вопросах приро­доохраны.

Федеральная служба защиты от вредных излучений действует на основании закона от 1989 г. и состоит из:

- центрального отдела;

- ведомства по ядерной энергии;

- ведомства ядерной безопасности;

- ведомства транспортировки и захоронения;

- ведомства защиты от излучений

К задачам относятся научная и административная поддержка федерального правительства по вопросам ядерной безопасности, ис­следований радиоактивных веществ, захоронения ядерных отхо­дов, ведения федерального надзора.

Кроме государственных органов, министерству подчиняются от­дельные консультационные корпорации с четко очерченным кру­гом задач.

Эти консультационные группы состоят из известных общественных деятелей и обязаны совместно проводить мероприя­тия, подготавливающие политические процессы в отраслевом и кон­сультационном плане.

К ним относятся специализированный со­вет по вопросам окружающей среды; комиссия по природоохране и защите ландшафтов; комиссия по защите от вредных излуче­ний; комиссия по реакторной безопасности; научная комиссии федерального правительства «Глобальные изменения окружающей среды».

Полученные с помощью указанных органов данные и фак­ты учитываются при формировании экологической политики.

Основная задача федеральных земель — обеспечение надлежа­щего исполнения федерального законодательства на своей терри­тории.

Они издают собственные правовые акты, конкретизирую­щие положения федеральных законов.

При этом земля может расставлять собственные акценты, позволяющие вести собственную эко­логическую политику.

Примером регулирования на уровне земель ниляется выдача разрешений на строительство и эксплуатацию про­мышленных сооружений и электростанций, а также на сбор отхо­дов.

Земли контролируют соблюдение экологических нормативов.

Нередко земли принимают собственные экологические законы на основе федеральных.

На основе общефедерального закона о земле принято 16 законов земель об отходах.

Правительство земли несет полную ответственность за проводи­мую в пределах земли экологическую политику.

В некоторых зем­лях, например Гессене и Шлезвинг-Голынтейне, экологическая по­литика признана ключевым направлением работы правительства.

Правительство наделено правомочием представления экологических законопроектов в бундестаг.

Экологические министерства земель определяют экологическую политику земли, формулируют экологические нормы.

Ограничен­ность в средствах принуждает министерства стремиться к сокра­щению расходов и повышению эффективности, что часто достига­ется путем совмещения функций различных министерств в одном органе.

В Баден-Вюртемберге сформировано единое министерство окружающей среды и транспорта.

Основная задача экологических комитетов земель — консуль­тирование по вопросам охраны окружающей среды и использова­ния природных ресурсов, гарантирование экологических прав граж­дан.

Экологические проекты могут вноситься в комитеты отдель­ными депутатами или целыми фракциями и могут выноситься на открытое обсуждение.

Количество членов в таких комитетах варь­ируется от 9 в Мекленбурге до 19 в Гессене.

Число рассматривае­мых экологических законопроектов достаточно велико, и может доходить до полутысячи за период полномочий ландтага.

Охраной окружающей среды от имени государства на уровне иомель занимаются различные службы, которые в отраслевом пла­не поддерживают центральное министерство, проводя исследова­ния и разработки, представляя отчеты, контролируя деятельность нижестоящих служб.

В Тюрингии действует организация геологии и Тюрингская организация окружающей среды, в Саксонии — глужба окружающей среды и геологии и т. д.

Основная задача органов местного самоуправления — исполнение требований федерального и земельного законодательства в об­ласти охраны окружающей среды и реализация государственных программ в области экологии на местном уровне.

В некоторых землях для координации действий органов местного самоуправле­ния создаются координационные комитеты.

Замечания органов ме­стного самоуправления учитываются при составлении проектов фе­деральных и земельных законов.

Основная проблема экологической политики на местном уров­не — определение норм выбросов и платы за них, норм вывоза и утилизации мусора, очистки воды и содержание канализационных сооружений.

С 1996 г. в Германии происходит соревнование между местными субъектами управления в области достижения наиболь­шего экологического благополучия, от результатов которого зависит инвестиционная привлекательность конкретной местности, а также внимание правительства к конкретным местным проблемам.

Тем не менее экологическая политика на местном уровне орга­низована хуже всего.

Не наблюдается систематических и взаимо­связанных мероприятий.

При этом наибольшие сложности связа­ны с финансированием и отсутствием квалифицированного персо­нала.

В этой связи, начиная с конца 1980-х гг., функции экологи­ческих комитетов в органах местного самоуправления стали объе­диняться с функциями других комитетов, что привело к ухудшению качества их работы.

Не решена проблема взаимодействия и совместного планирования в сфере экологии, поскольку отдельные местные природоохранные органы действуют преимущественно изолированно друг от друга.

На общефедеральном уровне наибольшая необходимость во вза­имодействии существует между министерством экологии, мини­стерством экономики, министерством транспорта.

В ФРГ дважды в год собирается конференция министров по воп­росам экологии, целью которой является формирование экологи­ческой политики, обсуждение общих экологических проблем.

Фе­дерация и земли выступают как равноправные партнеры.

Конфе­ренция служит цели обмена мнениями относительно законо­творческого процесса, однако не допускается обсуждение вопросов, находящихся на рассмотрении бундесрата.

Наряду с координационными органами между федерацией и зем­лями действуют органы, согласующие действия 16 земель между собой.

Ими могут считаться многочисленные рабочие группы (об­щества) земель, задачей которых является формирование выводов из федеральных законов в отношении конкретных земель.

Эти же органы могут вырабатывать решения по специфическим местным вопросам.

В их работе могут принимать участие представители фе­дерации.

Старейшим из таких комитетов является земельная ра­бочая группа «Вода», существующая с 1956 г. Группа работает в Берлине, а с 1997 г. ее деятельностью охвачен и Бранденбург. В 1967 г. была образована земельная рабочая группа «Отходы».

С 1971 г. действует земельная рабочая группа по природоохране, заботе о ландшафтах и рекреации.

На территории Баден-Вюртем-берга, Баварии, Гессена, Вестфалии, Пфальца и Саарланда действует рабочая группа «Рейн», созданная одновременно с «Международ­ной комиссией по охране Рейна».

Также создана рабочая группа «Эльба», действующая совместно с соответствующим международ­ным комитетом.

По инициативе экологического министерства была создана рабочая группа «Везер».

Развитие программы по Везеру предполагает решение следующих вопросов:

- наиболее полное воспроизводство всех видов флоры и фауны;

- ведение водного хозяйства, которое обеспечит местным ви­дам рыбы возможность прохода на нерест в верховья реки;

- защита от половодий.

Проводятся мероприятия по очистке воды от азота и соедине­ний фосфора, очистке русла от захламления гравием.

Промышлен­ные предприятия строятся с таким расчетом, чтобы обеспечивать беспрепятственный проход рыбы, осуществляются меры по защите и восстановлению заливных лугов.

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации.
Рассмотрение трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМ МИЛАРЕПЫ РЕЧУНГОМ
Определение постоянной Стефана-Больцмана
ОТ НЕСОВМЕСТИМОСТИ К НЕОТРАЗИМОСТИ
Комерціалізація прав на об'єкти інтелекту­альної власності
Вимірювання товщини шкірно-жирової складки
От индивидуальной - к супружеской и семейной терапии
Поведінкові та адміністративні моделі організації
Предмет,ст-ра,специфика философии
Тема 3. Поняття злочину та його види.
Розвиток фізичного виховання і спорту у Російській імперії у другій половині XIX — на початку XX ст.
Что в соответствии с ГОСТом Р 51141-98 под унифицированной системой
Очень много патологий кишечника возникает по причине повышенного давления на стенки кишечника в процессе дефекации
Экономический рост. Факторы и показатели экономического роста
Становлення педагогічної психології як науки.
Умови ефективного використання азотних добрив
III. III. Психология как наука о поведении
Характеристика пропускной способности
При якому з перелічених станів не збільшується загальна активність КК та КК-МВ?
УГОЛОВНОЕ ПРАВО ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649г.
Которой сертификат специалиста заменяется на свидетельство об аккредитациимедицинского работника.
Агальна характеристика підтипу хребетні, як прогресивної гілки хордових, поділ на класи.
Главная Страница