Тема 6 Федеративное устройство России

Цель семинарского занятия:уяснение современного понятия федерализма и его своеобразия в России, углубленное изучение проблем взаимоотношений федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

Вопросы к теме:

1. Своеобразие правовой природы Российской Федерации.

2. Общая характеристика Федеративного Договора 1992 года.

3. Территория и государственная граница России.

4. Суверенные права России на континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

5. Предметы ведения Российской Федерации.

6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

7. Правовой статус субъектов Российской Федерации. Закрепление статуса Кемеровской области в её Уставе.

8. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования нового субъекта РФ.

9. Закрытые административно-территориальные образования.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Глава 3.

2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года.

3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 года.

4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г.

5. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

6. Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года.

Основная литература:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В.Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – с. 347 - 391.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – с. 258 - 318.

Дополнительная литература:

1. Ким Ю.В. Федеративный режим. – М.: Формула права, 2007. – с. 186 – 235.

2. Ким Ю.В. Федеративная государственность: сущность, генезис, проблемы развития (теоретико-методологические основы): монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – с. 223 – 275.

3. Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов в составе края или области: цепь решений «как лучше» // Конституционное и муниципальное право. – 2009, № 21. – с. 15 – 22.

4. Юсубов Э.С. Модернизация федеративных отношений и субъекты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2010, № 8. – с. 23 – 27.

5. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. - 1998, № 12. – с. 27 – 39.

Тема 7 Правовое обеспечение свободы информации и

Массовой информации

Цель семинарского занятия:уяснение роли средств массовой информации в демократическом государстве, изучение гарантий свободы мысли и слова в России.

Вопросы к теме:

1. Понятие информации и массовой информации. Гарантии их свободы.

2. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

3. Освещение деятельности государственных органов в государственных СМИ.

4. Понятие государственной тайны. Сведения её составляющие.

Задача 1

Главный редактор газеты «Новый путь» запретил опубликование статьи журналиста этой газеты Некрасова, рассказывающей о злоупотреблениях ряда чиновников областной администрации. Главный редактор объяснил свое решение тем, что статья написана неубедительно и не содержит достаточных доказательств. Журналист Некрасов счел, что главный редактор ввел цензуру и тем самым превысил свои полномочия.

Что понимается под цензурой? Вправе ли редактор (главный редактор) снимать статьи журналистов с опубликования?

Задача 2

Журналист Квашнин в телепередаче «Общество без наркотиков» показал два подземных перехода на улице Осенней, где торговцы наркотиками сбывают свой товар подросткам. Он сообщил имена двух несовершеннолетних правонарушителей, которые распространяли наркотики в общежитии колледжа и привлечены за это к уголовной ответственности.

Оцените действия журналиста Квашнина с точки зрения действующего законодательства.

Задача 3

Инспектор ГАИ Пауков обратился в газету «Слово народа» с требованием опубликовать опровержение и принести ему извинения, так как газета обвинила его в злоупотреблении служебным положением. Редакция отказалась удовлетворить требования Паукова, сославшись на то, что эти обвинения высказал вице-губернатор в беседе с корреспондентом газеты. Редакция считает, что не несет ответственности за распространение данной информации, так как информация получена от официального должностного лица.

Дайте правовую оценку аргументам редакции газеты.

Задача 4

Газета «Свежие новости» опубликовала статью о банде рэкетиров, занимающихся вымогательством на оптовом рынке. В статье сообщалось, что информация о вымогателях получена от предпринимателей Дубского и Скворцова. Через два дня предприниматель Скворцов обратился в суд с иском к газете «Свежие новости», в котором указал, что предоставил информацию журналистам при условии, что они не разгласят его имя.

Что понимается под конфиденциальной информацией?

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Статьи 23, 24, 29.

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года.

3. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 года.

4. Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» от 12 мая 2009 года.

5. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года.

6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года.

7. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года.

Основная литература:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В.Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – с. 241 - 245.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – с. 224 - 225.

Дополнительная литература:

1. Шевердяев С.Н. Преимущества и недостатки Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Конституционное и муниципальное право. – 2009, №14. – с. 20 – 22.

2. Талимончик В.П. Право человека на информацию: международно-правовые аспекты // Правоведение. – 2009, № 5. – с. 13 – 23.

3. Бережная Т.В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека // Конституционное и муниципальное право. – 2009, №22. – с. 14 – 16.

4. Устинович Е.С., Бледнова Е.М. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты // Конституционное и муниципальное право. – 2009, № 16. – с. 18 – 20.

5. Арефьева Л.В., Магомедов Г.А. Прецеденты ограничения конституционных свобод в СМИ // Конституционное и муниципальное право. – 2011, № 4. – с. 36 – 38.

tvo.deutsch-service.ru wik.deutsch-service.ru refanld.ostref.ru mother.mfk-millenium.ru Главная Страница