Познание. Типология познания

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. В познавательной деятельности раскрываются сущностные силы человека, его неисчерпаемая духовная энергия. Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных.

Познавательное действие – это проявление творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний. Совокупность познавательных действий делят на:

  • Вненаучные – это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Исходной формой вненаучного познания является обыденное познание– форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в рамках повседневных неспециализированных или не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности.
  • Научные – познавательные действия, направленные на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Здесь выделяют четыре основных вида познавательных действий:
  • · Эмпирические

    · Теоретические

    · Методологические

    · Репродуктивные

    Средства регуляции познавательных действийопределяют их содержание и последовательность. Процессы рефлексии качественно отличаются от процессов, выполняющих сугубо регулятивные функции. Рефлексия – это обращение познания на осмысление собственных форм и предпосылок, рассмотрение структуры знания, критический анализ его содержания и методов исследования.

    Решающим событием, определившим развитие рефлексии в этом направлении, было возникновение в русле философии «учений о познании» - наиболее общих представлений о познавательной деятельности, впоследствии систематизированных в одном из ее разделов – теории познания (гносеологии).

    В русле гносеологии зародились представления, имеющие более узкую направленность и сферу применения, а именно, формы рефлексии над научным познанием. Внутринаучная рефлексия – это осмысление предпосылок и форм научного знания на основе тех методов, которые регулируют осуществляемые в науке познавательные действия.

    Методологии:

    Общенаучная методологиявключает представления об общенаучных методах и формах знания и особенностях стиля научного мышления.

    Конкретно-научная методология – форма внутринаучной рефлексии, исследующая оптимальные варианты организации познавательных действий.

    Философская методологиясодержит регулятивы, определенным образом ориентирующие познающего субъекта.

    ***************************************************************************

    №44

    Предмет и основные понятия теории познания

    Предмет теории познаниясоставляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизируется он в основных понятиях теории познания и содержании исследуемых ею проблем.

    Субъект познания – это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.

    Познавательное отношение – это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний.

    Познавательна деятельность – это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальнсти в форме знаний.

    Объект познания – это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное.

    Отражение – это всеобщее свойство объектов реальности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих в ними объектов.

    Информация – это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы, которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться.

    Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.

    ***************************************************************************

    №45

    Место и роль практики в познании

    Наиболее существенное влияние на характер познавательных процессов оказывает практика, понимаемая как способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем целесообразного преобразования предметов, процессов и явлений этого мира. Особенно значима материальная практика.

    Смысл характеристики практики как источника познания состоит в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности необходимо связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение. В связи с усложнением практических задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в «обслуживающих» практику познавательных действиях многократно воспроизводится и усиливается. В этом плане практика выступает как движущая сила познания.

    Результаты практической деятельности показывают, насколько реализованный, практически идеальный план деятельности был эффективным и оптимальным. А поскольку этот план был основан на знаниях, то в итоге результаты практической деятельности показывают, насколько истинными были знания, полученные ранее в процессе познавательной деятельности. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.

    ***************************************************************************

    №46

    Формы познания. Интуиция

    Чувственное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека. Формы:

    Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс.

    Восприятие – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

    Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемы предметов.

    Воображение – форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом.

    Рациональное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы:

    Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.

    Суждение – форма мысли, в которой посредством связи и понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.

    Умозаключение, посредством которого из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

    Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании – интуиция. Рациональное познание включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. К основным видам интуиции относят чувственную и интеллектуальную интуициюэ

    Таким образом, интуиция – это сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме знания. Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории научного, технического и художественного творчества.

    ***************************************************************************

    №47

    rsv.deutsch-service.ru referattwy.nugaspb.ru refamkq.ostref.ru vjm.deutsch-service.ru Главная Страница