Понятие и структура активов коммерческих организаций

Понятие и структура активов коммерческих организаций

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

По форме функционированиявыделяют три основных вида активов - материальные, нематериальные и фи­нансовые.

Материальные активы характеризуют имуществен­ные ценности предприятия, имеющие материальную вещественную форму. К составу материальных активов предприятия относятся: основные средства; незавершенное строительство; производственные запасы сырья и полуфабрикатов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции, предназначенной к реализа­ции; прочие виды материальных активов.

Нематериальные активы характеризуют имущест­венные ценности предприятия, не имеющие вещной фор­мы, но принимающие участие в хозяйственной деятель­ности и генерирующие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся: приобретенные предприятием права пользования от­дельными природными ресурсами; патентные права на использование изобретений; «ноу-хау» - совокупность технических, технологичес­ких, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, опи­сания накопленного производственного опыта, являю­щихся предметом инноваций, но не запатентованых; права на промышленные образцы и модели; товарный знак - эмблема, рисунок или символ, заре­гистрированный в установленном порядке, служащий для отличия товаров данного изготовителя от других ана­логичных товаров; торговая марка - право на исключительное использо­вание фирменного наименования юридического лица; права на использование компьютерных программных продуктов; «гудвилл» - разница между рыночной стоимостью пред­приятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с воз­можностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым ее уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, примене­ния новых технологий и т.п., другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия.

Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К основным финансовым активам предпри­ятия относятся: денежные средства в национальной валюте; денежные средства в иностранной валюте; эквиваленты денежных средств; дебиторская задолженность во всех ее формах; текущие финансовые инвестиции; долгосрочные финансовые инвестиции.

По характеру участия активов в хозяйственном процес­се с позиций особенностей их оборотаони подразделяются на два основных вида - оборотные и внеоборотные.

Оборотные (текущие) активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслу­живающих текущую производственно-коммерческую дея­тельность предприятия и полностью потребляемых (видо­изменяющих свою форму) в течение одного операционно­го цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.

В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы: производственные запасы сырья и полуфабрикатов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции, предназначенной к реализа­ции; текущую дебиторскую задолженность; денежные средства в национальной валюте; денежные средства в иностранной валюте; эквиваленты денежных средств; текущие финансовые инвестиции.

Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использо­ванную стоимость частями. В практике учета к ним отно­сят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.

В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды: основные средства; нематериальные активы; незавершенное строительство; долгосрочные финансовые инвестиции; другие виды внеоборотных активов.

Управление активами подчинено цели роста рыночной стоимости предприятия. В процессе реализации этой цели управление активами предприятия на­правлено на решение следующих основных задач:

1. Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы развития операционной деятельности.

2. Обеспечение максимальной доходности (рентабель­ности) используемых активов при предусматриваемом уровне коммерческого риска.

3. Обеспечение минимизации коммерческого риска использования активов при предусматриваемом уровне их до­ходности (рентабельности).

4. Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвид­ности активов.

5. Оптимизация оборота активов.

referatwnr.nugaspb.ru spr.deutsch-service.ru already.refepic.ru rqn.deutsch-service.ru Главная Страница