Олигополия: характерные черты, условие максимизации прибыли

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция).

Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом. Сговор - это явное или молчаливое согласие между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними. Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли.

Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

Поскольку олигополистический рынок характеризуется взаимосвязью, взаимореакцией производителей, на что в свое время обратил внимание французский экономист К. Курно, так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен учитывать поведение соперников, оценивая потенциальные последствия своих решений при определении цены, объема выпуска или характеристик товара. Олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. А это значит, что олигополист, стремящийся к максимизации прибыли не может использовать способ уравнивания предельных затрат и предельной выручки, рассмотренный ранее, так как величина предельной выручки зависит от характера функции спроса, которая для него заранее неизвестна.

Производный характер спроса на факторы производства

Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.

В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.

Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег.

Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:

– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;

–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;

– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:

- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;

- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.

Рынок труда: спрос, предложение, рыночное равновесие. Эффект дохода и эффект замены

Рынок труда– специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца, но и цена труда – для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

Спрос на рынке труда

Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд (рис. 26.1).


Рис. 26.1. Кривая спроса на труд
L – труд; W – заработная плата; LD – спрос на труд

Кривая спроса на труд специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Именно эту ситуацию и иллюстрирует верхнее LD ограничение кривой LD. Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).

Предложение на рынке труда

Предложение труда на рынке также зависит от размера заработной платы, но эта зависимость противоположна спросу: с ростом зарплаты увеличивается предложение (рис. 26.2).


Рис. 26.2. Кривая предложения труда
L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда.

На стороне предложения труда проявляются два эффекта – замещения и дохода.

Совместное действие этих эффектов приводит к тому, что кривая предложения модифицируется и принимает необычную форму (рис. 26.3).


Рис. 26.3. Модификация предложения труда кривой предложения труда
L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда; AC – эффект дохода; BC – эффект замещения.

Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми.

Равновесие на рынке труда (equilibrium in labor market) — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.

Равновесие на рынке труда

На графике по вертикальной оси откладывается уровень ставки заработной платы (W), а по горизонтальной — количество предложения труда (L). Как на товарном, так и на рынке труда присутствуют спрос (DL) и предложение труда (SL). Точка пересечения кривых спроса и предложения труда (точка E) соответсвует уровню ставки заработной платы WE и количеству предложения труда LE. В данной точке спрос на труд равен предложению труда. Это означает, что все работодатели, которые готовы платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое им количество работников и их спрос на труд, таким образом, удовлетворен полностью. Также в данной точке все наемные работники трудоустроены и согласны работать при ставке заработной платы WE. Именно в точке E наступает равновесие на рынке труда и достигается полная занятость.

referatskd.nugaspb.ru referatuyl.nugaspb.ru referatxaw.nugaspb.ru rsp.deutsch-service.ru Главная Страница