Политика как общ-ное явление. Возникновение и сущность политики.

Политика как общ-ное явление. Возникновение и сущность политики.

Политика – деят-ть по управлению общ-вом, с исп-нием механизмов властей и деят-ть по завоеванию власти.

Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры). Полит. деят-ть – глав. содержание полит. сферы общ-ва. Структурой полит. сферы явл-ся полит. отношения.

Полит. отношения – взаимодействие соц. групп, гос-в, полит. и общ. орг-ций, складывающиеся в процессе решения полит. проблем. Ср-ва решения проблем – революция, война, реформы,…

Глав. субъект власти – гос-во, т.к. оно обладает: правом издавать законы, применять насилие.

Пол-ка неразрывно связана с эк-кой и соц. сис-й. Она их защищает пока они прогрессивны и она же их заменяет новыми, когда они устаревают.

Частью пол-ки явл-ся полит. идеология, кот. создается по закону субъекта пол-ки, поэтому пол-ка неразрывна связана с дуф. сферой, где она создается. Без идеологии нельзя управлять общ-вом и нельзя прийти к власти.

Возникновение пол-ки - 2 идеологии: 1.борьба за власть возникла в праобщине, где избирался вожак. 2.пол-ка возникает в раннем классовом общ-ве, кот. разделено на неравные соц. группы, м/д кот. и началась борьба за власть.

Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории.

Политология – наука о пол-ке и власти. Предмет - закономерность возникновения и развития полит. отношений, процессов и институтов, а так же методы и формы полит. власти. Глав. категории - политика и власть.

Власть – система отношений, господства и подчинения, система принуждения чел-ка к чему-либо с пом. влияния авторитета, санкций и прямого насилия. Принципы: командование, исполнение, а проявляются они в отношении господства – подчинения. Это двусторонние отношения, ни одна из них не м/б отброшена. Команда еще не создает власти, необходимо и подчинение команды, нет власти без повиновения. Отношения господство-подчинение – структура власти, кот. объединяет эл-ты власти: 1.не менее 2-х партнеров. 2.приказ (выражение воли одного партнера угрозой применения санкций в случае неповиновения). 3.желание 2-ого партнера подчиниться. 4.Общ. нормы, кот. устанавливают, что один партнер имеет право отдавать приказы, а второй обязан подчиниться.

Составные части политологии:

- полит. социология, кот. изучает соц. основу власти и взаимоотношения общ-ва и гос-ва.

- полит. фил-я – изучает сущность политики, мотивы полит. деят-ти.

- полит. антропология – связь м/д политикой и культурой отдельного народа.

- геополитика – изучает взаимосвязь политики с географ. факторами.

Методы и ф-ции полит-и. Фундаментальные и прикладные исследования в полит-и.

Общенауч. полит. методы:

- системный (политика изучается как система).

- исторический (изучение полит. явлений в хронологической последовательности).

- структурно-функц-ный (изучается полит. стр-ра общ-ва и ф-ции выполняемые каждым эл-том системы).

Частнонауч. теоретич. методы:

- бихевнористский (изучает поведения индивида в разн. полит. ситуациях).

- психологический (изучение субъективных факторов полит. поведения).

- сравнительный (направлен на сравнит. анализ разл. полит систем, а также эл-тов этих систем: парламентов, партийных и избират. систем, форм правления и полит режимов).

- метод групп (выявляются группы людей и сравниваются их взаимоотношения с органами власти).

- Имперический метод: наблюдение, анкетный опрос, метод интервью, метод экспертных оценок.

Функции:

- познавательная

- аксиологическая, оценка полит. явлений, институтов и поведения людей.

- мировоззренческая (формирование полит. культуры и влияние на полит. поведение людей).

- прогностическая (определение перспектив полит. развития конкр. страны, моделирования полит. процессов, разработка рекомендаций для политиков).

Место политологии в сис-ме общ. наук.

Пол-я развивается в тесной взаимосвязи с историей, фил-ей, соц-ей, правоведением, экон. науками.

Связь с историей – история дает ключ к пониманию полит жизни общ-ва. Пол-я изучает полит опыт развития общ-ва. Предмет пол-гии - история развития полит мысли. Пол-я отличается от истории тем, что история изучает все стороны жизни общ-ва, а пол-я – только ее полит жизнь. История изучает хронологию, пол-я абстрагируется от дат.

Фил-я и пол-я – основополагающие положения фил-и выступают в кач-ве методологических принципов исследования полит явлений.

Пол-я и соц-я – соц-я предоставляет конкретные данные в распоряжении политологии, связанные с функционированием общ-ва как целостной соц системы.

Пол-я и экон. наука – отражение диалектического хар-ра связи реальных экон и полит явлений.

Изучение пол-ии с помощью др. наук позволяет понять сложные процессы современного общ-ного развития.

Полит. мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).

Платон создал теорию идеал. гос-ва, кот назвал сравнительной, т.к. каждый гражданин вносит пассивный вклад в общее дело в соотв. со своими способностями, это аристократич. гос-во, власть в кот принадлежит лучшим от природы.

Аристотель «Политика». Предложил свою модель гос-ва и назвал ее полития, власть в этом гос-ве принадлежит сред. Слоям населения и форма гос-ва тоже нечто среднее м/д олигархией и демократией, лишенная их недостатков. Он впервые объяснил происхождение гос-ва естеств. Развитием. Чел-к – полит. животное, кот. живет только в общ-ве и нуждается ву управлении. Сначала им управляет семья, затем община, затем гос-во. Гос-во – полит. орг-ция управляющая людьми.

Цицерон. Разделил форму госва на: простые и смешанные. Простые – монархия, алигархия, демократия. Смешанная – республика. Рес-ка включает в себя лучшие из простых форм: высшая власть принадлежит царям, но они правят с пом. аристократич. совета, кот. выражает волю народного собрания. Все граждане свободны и равны, все участвуют в полит. деят-ти.

Полит. идеи Средневековья (А.Августин, Фома Аквинский).

А.Августин. в своем труде «О граде божьем» определил гос-во как мно-во людей, кот. управляют государи или государь соблюдает моральные и религиозная нормы, то ему нужно подчиняться. Если он забывает о религии и опирается на силу, то он помощник дьявола. Развивал взгляды божественного предопределения развития общества. Гос-во выступает в виде Града Земного, противостоящего Граду Божьему. У одного любовь к самому себе, у др. к Богу. Из этого и проявлялись взаимоотношения властвующих и подчиненных. Он всегда указывал, что чел-к рождается свободным. Решение проблемы чел-кой воли занимает важное место в учении Августина. Обосновывая разделение власти на церковную и светскую, он говорил о безусловном приоритете церковной власти. Власть гос. является временной, т.к. регулируется поведением и действиями людей.

Ф.Аквинский. «О правлении властителей», утвердил тезис, что власть от бога, поэтому власть римского папы выше власти монарха. Папа – глава республики Христа, наместник божий и от имени бога он может благословить или отлучить от монарха. Он может освободить подданных от присяги монархов и подданные могут восстать против своего государя, но восстание против власти вообще смертный грех. Подданные должны повиноваться правителям и в этом зак-ся их долг перед богом. Пытался осмыслить роль и значение монархии, аристократии, олигархии, демократии и тирании в жизни людей. При этом считал, что ни одна из форм не явл-ся идеальной, ибо не может создать всех необходимых условия для существования людей. Хотя предпочитал монархию. Но утверждал, что наилучшей явл-ся форма гос-ва сочетающая элементы монархические, аристократические и демократические. Выступал против идеи соц. рав-ва.

Политика как общ-ное явление. Возникновение и сущность политики.

Политика – деят-ть по управлению общ-вом, с исп-нием механизмов властей и деят-ть по завоеванию власти.

Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры). Полит. деят-ть – глав. содержание полит. сферы общ-ва. Структурой полит. сферы явл-ся полит. отношения.

Полит. отношения – взаимодействие соц. групп, гос-в, полит. и общ. орг-ций, складывающиеся в процессе решения полит. проблем. Ср-ва решения проблем – революция, война, реформы,…

Глав. субъект власти – гос-во, т.к. оно обладает: правом издавать законы, применять насилие.

Пол-ка неразрывно связана с эк-кой и соц. сис-й. Она их защищает пока они прогрессивны и она же их заменяет новыми, когда они устаревают.

Частью пол-ки явл-ся полит. идеология, кот. создается по закону субъекта пол-ки, поэтому пол-ка неразрывна связана с дуф. сферой, где она создается. Без идеологии нельзя управлять общ-вом и нельзя прийти к власти.

Возникновение пол-ки - 2 идеологии: 1.борьба за власть возникла в праобщине, где избирался вожак. 2.пол-ка возникает в раннем классовом общ-ве, кот. разделено на неравные соц. группы, м/д кот. и началась борьба за власть.

referatxqv.nugaspb.ru refamdw.ostref.ru refamdr.ostref.ru wdu.deutsch-service.ru Главная Страница