IX. Создание операционной стратегии предприятия на основе ее общего классификатора

Стратегия – это генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения поставленной цели.

Существует большое разнообразие стратегий и признаков их классификации. Примем вариант классификации стратегий, приведенный в таблице 8.

Таблица 8

Классификация стратегий

Признаки классификации Виды стратегий
Организационный уровень принятия стратегических решений Корпоративные Деловые (бизнес-стратегии) Функциональные Операционные
Назначение стратегий Портфельные (продуктово-рыночные) Конкурентные
Способ развития организации Ограниченного роста Роста (концентрированного, интегрированного, диверсифицированного) Сокращения Комбинированные
Позиция, занимаемая организацией на рынке Наступательные Оборонительные
Базовая концепция достижения конкурентных преимуществ Лидерства по издержкам Дифференциации Фокусирования
Степень зрелости отрасли Для новых отраслей Для зрелых отраслей Для застойных и затухающих отраслей
Размер организации Для крупных и средних организаций Для организаций малого бизнеса

Выделение операционной системы требует разработки операционной стратегии, которая относится к одному из функциональных направлений корпоративной стратегии. Принципиально важным является то, что в современном бизнесе все функциональные стратегии (финансовая, маркетинговая, операционная, логистическая, информационная, по управлению человеческими ресурсами) имеют одинаковый паритет и тесно взаимосвязаны друг с другом (рис. 49).

Рис. 49. Место операционной стратегии в корпоративной стратегии организации

Общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны операционной системы через различные функциональные стратегии, усиливая первые и, по возможности, устраняя последние. В свою очередь, операционная стратегия должна быть согласована с общей стратегией и иными функциональными стратегиями.

На разработку операционной стратегии, так же как и иных функциональных стратегий организации, действуют как внешние, так и внутренние факторы. Особенностью операционной стратегии является то, что степень воздействия на нее внутренних факторов организации значительно выше, чем внешних.

Внутренние факторы, воздействующие на операционную стратегию, можно разделить на четыре взаимосвязанные группы:

· факторы, связанные с производственными мощностями организации;

· технологические факторы;

· финансовые факторы;

· факторы, связанные с человеческими ресурсами.

К внешним факторам относят следующие:

· экономические;

· политические;

· юридические;

· рыночные;

· конкуренции;

· технологические.

Операционная стратегия как документ содержит типовые разделы, одинаковые по своему значению и влиянию на результат реализации стратегии:

а) главная операционная функция;

б) размещение производственных мощностей;

в) проектирование продукции и услуг;

г) автоматизация;

д) баланс производства и услуг;

е) номенклатура и ассортимент продукции и услуг;

ж) объем производства продукции и оказания услуг;

з) качество бизнес-процессов, продукции и услуг;

и) цена продукции и услуг;

к) доступность.

Операционные стратегии разделяют на виды по приоритетам функционирования операционной системы бизнеса:

1. Традиционные стратегии:

· минимизация затрат (рис. 59);

· развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска (рис. 60);

2. Современные стратегии:

· развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг (рис. 61);

· минимизация времени выполнения заказов клиентов (рис. 62).

Рис. 59. Характеристика минимизации затрат как приоритета операционной стратегии

Рис. 60. Характеристика гибкости операционной системы

Рис. 61. Качество как приоритет операционной стратегии

Рис. 62. Влияние фокуса времени на иные приоритеты операционной стратегии

Главная Страница