Задачи и принципы и виды психологического

Задачи и принципы и виды психологического

Консультирования

Психологическое консультирование решает важные задачи, направленные на решение психологических проблем клиента.

Задачи психологического консультирования:

- эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

- расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

- изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковое к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

- повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, раз­витие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

- развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

- повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

- развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные кон­фликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

- развитие умения творчески осваивать действительность;

- развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Основные принципы психологического консультирования:

- безоценочность и доброжелательность;

- ориентация на систему ценностей клиента;

- осторожность с советами;

- анонимность;

- разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

- активная позиция клиента.

Классификация видов психологического консультирования

Обзор и анализ литературы по проблеме кон­сультирования позволяет выделить следующие главныеобласти применения:

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоле­ние Эдипова комплекса / комплекса Электры, удовлет­ворение эмоциональных запросов в обретении личност­ной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка и т. д.).

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при пси­хическом и соматическом заболевании, душевном стра­дании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психоло­гической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Психологическая помощь в местах заключения, больни­цах, казармах, студенческих городках (проблемы лично­сти, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасило­вание, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими мень­шинствами.

12. Управленческое консультирование

13. Профориентационное консультирование.

Так же виды психологического консультиро­вания можно по характеру решаемых задач:

- возрастно-психо­логическое,

- профориентационное («профессиональное»),

- психолого-педагогическое,

- семейное и другие виды психологиче­ского консультирования.

Психологическое консультирование– один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

Как пишет Римантас Кочюнас, данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, всё же искали психологическую помощь. Специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной – это оказание психологической помощи.

Содержание профориентационное консультирование

Профориентационное консультирование– это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

Профессиональное (профориентационное) консуль­тирование, в качестве отдельного (самостоятельного, особен­ного) вида психологического консультирования, содержатель­но отражает психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессиональной ориентации лич­ности, профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Именно так по­нимается термин «профессиональное» в названии этого вида консультирования. Психолог-консультант при этом концентри­руется на работе с профессионально важными качествами кли­ента (такими, например, как индивидуальный стиль деятельно­сти, коммуникативно-организаторские склонности и мн. др.).

Профессиональное консультирование может быть:

- индивидуальным,когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы: беседы с профконсультантом; диагностические процедуры; информационные методы; специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

- групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов.

Профессиональное (профориентационное) консультирова­ние, как вид психологического консультирования, связано с ре­шением следующих основных вопросов:

- выбор клиентом профессии (профориентационная пси­хологическая работа, проводимая консультантом), определение профиля профессионального обучения;

- смена клиентом профессии и / или сферы деятельности (вплоть до смены места работы) и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации;

- совершенствование и развитие профессиональных спо­собностей, умений и навыков клиента (психологическая профессиональная помощь и поддержка);

- организация труда клиента (помощь ему в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, раз­витие его индивидуального стиля трудовой деятельности и т. п.);

- повышение (укрепление) личностной работоспособности клиента;

- работа, направленная на развитие социальной «уживчиво­сти» клиента.

Намеренных сменить работу

Иногда к психологу-профконсультанту обращаются взрос­лые (немолодые) люди, которые недовольны избранной сферой профессиональной деятельности, профессией или той работой (условиями работы), которую им приходится выполнять, и у них возникает желание сменить свою профессию / работу. Нередко бывает так, что человек в целом удовлетворен своей профессией (областью профессиональной деятельности), но его не устраива­ют условия работы, место работы, оплата труда, и он изъявляет желание их изменить, а при этом, конечно, сильно тревожится по данным вопросам.

В подобных ситуациях психологу-профконсультанту надо постараться понять, что возможности оказания реальной, пол­ноценной, психологической профориентационной помощи в данном контексте уже взрослому (сформировавшемуся) челове­ку (клиенту) объективно ограничены. В чем же здесь психолог-консультант может поспособствовать клиенту? Психолог-консультант может помочь клиенту объективно разобраться в ситуации и, с учетом всех социальных обстоятельств професси­онального личностного развития клиента, помочь ему принять правильное, разумное и взвешенное решение о его дальнейшей профессиональной самореализации.

Реальная профконсультативная помощь психолога-консультанта клиенту среднего возраста в вышеназванных условиях может заключаться в следующем. Клиенту в подобных обстоятельствах содержательно не­обходимо задать следующие основные вопросы:

В консультировании

В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содер­жания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности мож­но выделить три уровня психологической диагностики: экспресс-, углублен­ная и глубинная диагностика.

Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и само­тестирования, возможностью выявления групп риска. Может включать в себя анкету «Ориентация», характерологическую анкету, анкету профессиональ­ной направленности личности Голланда, индикатор типов личности Майерс-Бриггс, интеллектуальный тест Вандерлика, личностный опросник Айзенка и т. п. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тести­рования с немедленной обработкой предназначена для решения следующих задач:

- оперативное получение информации о некоторых профессионально важ­ных качествах клиента, прежде всего о его профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях;

- выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента;

- выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной ра­боте, включая углубленную диагностику.

Использование методик экспресс-диагностики не следует считать основа­нием для оценки профпригодности и выявления психологических противопо­казаний к конкретным профессиям; оно недопустимо в целях профотбора.

Углубленная диагностика характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возмож­ностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной катего­рии могут быть отнесены Патохарактерологический диагностический опрос­ник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (1ST), тест прогрессивных матриц Равена, Интел­лектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта Гилфорда, тест творческого мышления Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др.

Углубленная психологическая диагностика на основе индивидуального или группового бланкового тестирования с последующей компьютерной обработкой или на основе индивидуального тестирования на компьютере предназначена для решения следующих задач:

- прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности;

- оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий;

- выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии;

- уточнение оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений.

Использование методов углубленной психодиагностики для профориента­ции клиента целесообразно в случаях, когда:

- профессиональные интересы и склонности клиента слабо выражены или недостаточно дифференцированы;

- существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями клиента о своих профессиональных способностях;

- клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку;

- нужна объективная информация о клиенте для оказания ему психологи­ческой поддержки;

- специалист испытывает затруднения в работе с клиентом, вызванные теми или иными психологическими барьерами в общении или излиш­ним эмоциональным напряжением клиента.

Глубинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор. В частности, методика ПДСМ позволяет получать точную количественную информацию о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений конкретного человека. Методика в достаточной мере защищена от неискренности испытуемого. Она дает возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также которое от скрывает от других или даже от самого себя. Если традиционно психологические тесты и анкеты позволяют получить ответы на вопросы о том как человек ведет себя в разных ситуациях, что он говорит о себе и другим, то методика ПДСМ дает возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, планов, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. При этом методики цветовых и рисуночных метафор сочетают в себе свойства экспресс-диагностики и глубинной диагностики. С одной стороны, они требуют незначительных временных затрат на проведение, с другой стороны – ориентированы на выявление глубинных переживаний и отношений.

Все этапы профориентационной консультации служат цели – активизиро­вать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспекти­вах их развития.

Приложения

Профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

• принцип ответственности.Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

• принцип компетентности,предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

В связи с этим профконсультант обязан:

- постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

- выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования.

• принцип добровольности,предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

• принцип конфиденциальности,означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

• принцип активности,предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта — оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

• принцип позитивности,означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

• принцип лояльности,предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

· принцип системности,предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента

Схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

• подготовительный этап,где главная задача консультанта – составление общего представления о проблеме клиента.

Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

- анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

- подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;

- продумывает общую стратегию работы;

• первый этап,в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

Данный этап имеет следующие характеристики:

- должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

- консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

= в чем заключается проблема клиента;

= каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

= каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

= каков внутренний мотив обращения к консультанту;

= каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

= насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

• второй этаппредполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

- уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

- определение пути совместного решения проблемы;

- разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

• третий этаппредполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

- информационно-справочной;

- диагностико-рекомендательной;

- диагностико-корректирующей;

- формирующей;

• четвертый этап,предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

- психодиагностические методики;

- наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

- постановку профориентационных задач;

- совместное обсуждение различных ситуаций;

- профориентационные игры и упражнения;

• пятый этаппредполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

- каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

- достигнуты ли поставленные вначале цели;

- какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

- в случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

- в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

• завершающий этаппредполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

- анкетные данные клиента;

- общие выводы по предварительным данным;

- первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

- гипотезу профконсультанта;

- совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

- итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

- примечания.

Задачи и принципы и виды психологического

Консультирования

Психологическое консультирование решает важные задачи, направленные на решение психологических проблем клиента.

Задачи психологического консультирования:

- эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

- расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

- изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковое к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

- повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, раз­витие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

- развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

- повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

- развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные кон­фликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

- развитие умения творчески осваивать действительность;

- развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Основные принципы психологического консультирования:

- безоценочность и доброжелательность;

- ориентация на систему ценностей клиента;

- осторожность с советами;

- анонимность;

- разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

- активная позиция клиента.

Классификация видов психологического консультирования

Обзор и анализ литературы по проблеме кон­сультирования позволяет выделить следующие главныеобласти применения:

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоле­ние Эдипова комплекса / комплекса Электры, удовлет­ворение эмоциональных запросов в обретении личност­ной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка и т. д.).

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при пси­хическом и соматическом заболевании, душевном стра­дании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психоло­гической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Психологическая помощь в местах заключения, больни­цах, казармах, студенческих городках (проблемы лично­сти, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасило­вание, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими мень­шинствами.

12. Управленческое консультирование

13. Профориентационное консультирование.

Так же виды психологического консультиро­вания можно по характеру решаемых задач:

- возрастно-психо­логическое,

- профориентационное («профессиональное»),

- психолого-педагогическое,

- семейное и другие виды психологиче­ского консультирования.

Психологическое консультирование– один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

Как пишет Римантас Кочюнас, данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, всё же искали психологическую помощь. Специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной – это оказание психологической помощи.

Главная Страница