Задачи и принципы и виды психологического

Задачи и принципы и виды психологического

Консультирования

Психологическое консультирование решает важные задачи, направленные на решение психологических проблем клиента.

Задачи психологического консультирования:

- эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

- расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

- изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковое к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

- повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, раз­витие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

- развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

- повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

- развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные кон­фликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

- развитие умения творчески осваивать действительность;

- развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Основные принципы психологического консультирования:

- безоценочность и доброжелательность;

- ориентация на систему ценностей клиента;

- осторожность с советами;

- анонимность;

- разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

- активная позиция клиента.

Классификация видов психологического консультирования

Обзор и анализ литературы по проблеме кон­сультирования позволяет выделить следующие главныеобласти применения:

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоле­ние Эдипова комплекса / комплекса Электры, удовлет­ворение эмоциональных запросов в обретении личност­ной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка и т. д.).

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при пси­хическом и соматическом заболевании, душевном стра­дании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психоло­гической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Психологическая помощь в местах заключения, больни­цах, казармах, студенческих городках (проблемы лично­сти, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасило­вание, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими мень­шинствами.

12. Управленческое консультирование

13. Профориентационное консультирование.

Так же виды психологического консультиро­вания можно по характеру решаемых задач:

- возрастно-психо­логическое,

- профориентационное («профессиональное»),

- психолого-педагогическое,

- семейное и другие виды психологиче­ского консультирования.

Психологическое консультирование– один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

Как пишет Римантас Кочюнас, данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, всё же искали психологическую помощь. Специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной – это оказание психологической помощи.

Содержание профориентационное консультирование

Профориентационное консультирование– это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

Профессиональное (профориентационное) консуль­тирование, в качестве отдельного (самостоятельного, особен­ного) вида психологического консультирования, содержатель­но отражает психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессиональной ориентации лич­ности, профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Именно так по­нимается термин «профессиональное» в названии этого вида консультирования. Психолог-консультант при этом концентри­руется на работе с профессионально важными качествами кли­ента (такими, например, как индивидуальный стиль деятельно­сти, коммуникативно-организаторские склонности и мн. др.).

Профессиональное консультирование может быть:

- индивидуальным,когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы: беседы с профконсультантом; диагностические процедуры; информационные методы; специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

- групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов.

Профессиональное (профориентационное) консультирова­ние, как вид психологического консультирования, связано с ре­шением следующих основных вопросов:

- выбор клиентом профессии (профориентационная пси­хологическая работа, проводимая консультантом), определение профиля профессионального обучения;

- смена клиентом профессии и / или сферы деятельности (вплоть до смены места работы) и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации;

- совершенствование и развитие профессиональных спо­собностей, умений и навыков клиента (психологическая профессиональная помощь и поддержка);

- организация труда клиента (помощь ему в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, раз­витие его индивидуального стиля трудовой деятельности и т. п.);

- повышение (укрепление) личностной работоспособности клиента;

- работа, направленная на развитие социальной «уживчиво­сти» клиента.

Намеренных сменить работу

Иногда к психологу-профконсультанту обращаются взрос­лые (немолодые) люди, которые недовольны избранной сферой профессиональной деятельности, профессией или той работой (условиями работы), которую им приходится выполнять, и у них возникает желание сменить свою профессию / работу. Нередко бывает так, что человек в целом удовлетворен своей профессией (областью профессиональной деятельности), но его не устраива­ют условия работы, место работы, оплата труда, и он изъявляет желание их изменить, а при этом, конечно, сильно тревожится по данным вопросам.

В подобных ситуациях психологу-профконсультанту надо постараться понять, что возможности оказания реальной, пол­ноценной, психологической профориентационной помощи в данном контексте уже взрослому (сформировавшемуся) челове­ку (клиенту) объективно ограничены. В чем же здесь психолог-консультант может поспособствовать клиенту? Психолог-консультант может помочь клиенту объективно разобраться в ситуации и, с учетом всех социальных обстоятельств професси­онального личностного развития клиента, помочь ему принять правильное, разумное и взвешенное решение о его дальнейшей профессиональной самореализации.

Реальная профконсультативная помощь психолога-консультанта клиенту среднего возраста в вышеназванных условиях может заключаться в следующем. Клиенту в подобных обстоятельствах содержательно не­обходимо задать следующие основные вопросы:

В консультировании

В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содер­жания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности мож­но выделить три уровня психологической диагностики: экспресс-, углублен­ная и глубинная диагностика.

Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и само­тестирования, возможностью выявления групп риска. Может включать в себя анкету «Ориентация», характерологическую анкету, анкету профессиональ­ной направленности личности Голланда, индикатор типов личности Майерс-Бриггс, интеллектуальный тест Вандерлика, личностный опросник Айзенка и т. п. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тести­рования с немедленной обработкой предназначена для решения следующих задач:

- оперативное получение информации о некоторых профессионально важ­ных качествах клиента, прежде всего о его профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях;

- выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента;

- выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной ра­боте, включая углубленную диагностику.

Использование методик экспресс-диагностики не следует считать основа­нием для оценки профпригодности и выявления психологических противопо­казаний к конкретным профессиям; оно недопустимо в целях профотбора.

Углубленная диагностика характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возмож­ностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной катего­рии могут быть отнесены Патохарактерологический диагностический опрос­ник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (1ST), тест прогрессивных матриц Равена, Интел­лектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта Гилфорда, тест творческого мышления Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др.

Углубленная психологическая диагностика на основе индивидуального или группового бланкового тестирования с последующей компьютерной обработкой или на основе индивидуального тестирования на компьютере предназначена для решения следующих задач:

- прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности;

- оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий;

- выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии;

- уточнение оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений.

Использование методов углубленной психодиагностики для профориента­ции клиента целесообразно в случаях, когда:

- профессиональные интересы и склонности клиента слабо выражены или недостаточно дифференцированы;

- существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями клиента о своих профессиональных способностях;

- клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку;

- нужна объективная информация о клиенте для оказания ему психологи­ческой поддержки;

- специалист испытывает затруднения в работе с клиентом, вызванные теми или иными психологическими барьерами в общении или излиш­ним эмоциональным напряжением клиента.

Глубинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор. В частности, методика ПДСМ позволяет получать точную количественную информацию о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений конкретного человека. Методика в достаточной мере защищена от неискренности испытуемого. Она дает возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также которое от скрывает от других или даже от самого себя. Если традиционно психологические тесты и анкеты позволяют получить ответы на вопросы о том как человек ведет себя в разных ситуациях, что он говорит о себе и другим, то методика ПДСМ дает возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, планов, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. При этом методики цветовых и рисуночных метафор сочетают в себе свойства экспресс-диагностики и глубинной диагностики. С одной стороны, они требуют незначительных временных затрат на проведение, с другой стороны – ориентированы на выявление глубинных переживаний и отношений.

Все этапы профориентационной консультации служат цели – активизиро­вать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспекти­вах их развития.

Приложения

Профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

• принцип ответственности.Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

• принцип компетентности,предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

В связи с этим профконсультант обязан:

- постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

- выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования.

• принцип добровольности,предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

• принцип конфиденциальности,означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

• принцип активности,предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта — оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

• принцип позитивности,означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

• принцип лояльности,предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

· принцип системности,предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента

Схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

• подготовительный этап,где главная задача консультанта – составление общего представления о проблеме клиента.

Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

- анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

- подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;

- продумывает общую стратегию работы;

• первый этап,в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

Данный этап имеет следующие характеристики:

- должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

- консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

= в чем заключается проблема клиента;

= каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

= каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

= каков внутренний мотив обращения к консультанту;

= каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

= насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

• второй этаппредполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

- уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

- определение пути совместного решения проблемы;

- разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

• третий этаппредполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

- информационно-справочной;

- диагностико-рекомендательной;

- диагностико-корректирующей;

- формирующей;

• четвертый этап,предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

- психодиагностические методики;

- наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

- постановку профориентационных задач;

- совместное обсуждение различных ситуаций;

- профориентационные игры и упражнения;

• пятый этаппредполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

- каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

- достигнуты ли поставленные вначале цели;

- какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

- в случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

- в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

• завершающий этаппредполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

- анкетные данные клиента;

- общие выводы по предварительным данным;

- первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

- гипотезу профконсультанта;

- совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

- итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

- примечания.

Задачи и принципы и виды психологического

Консультирования

Психологическое консультирование решает важные задачи, направленные на решение психологических проблем клиента.

Задачи психологического консультирования:

- эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

- расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

- изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковое к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

- повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, раз­витие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

- развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

- повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

- развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные кон­фликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

- развитие умения творчески осваивать действительность;

- развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Основные принципы психологического консультирования:

- безоценочность и доброжелательность;

- ориентация на систему ценностей клиента;

- осторожность с советами;

- анонимность;

- разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

- активная позиция клиента.

Классификация видов психологического консультирования

Обзор и анализ литературы по проблеме кон­сультирования позволяет выделить следующие главныеобласти применения:

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоле­ние Эдипова комплекса / комплекса Электры, удовлет­ворение эмоциональных запросов в обретении личност­ной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка и т. д.).

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при пси­хическом и соматическом заболевании, душевном стра­дании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психоло­гической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Психологическая помощь в местах заключения, больни­цах, казармах, студенческих городках (проблемы лично­сти, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасило­вание, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими мень­шинствами.

12. Управленческое консультирование

13. Профориентационное консультирование.

Так же виды психологического консультиро­вания можно по характеру решаемых задач:

- возрастно-психо­логическое,

- профориентационное («профессиональное»),

- психолого-педагогическое,

- семейное и другие виды психологиче­ского консультирования.

Психологическое консультирование– один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

Как пишет Римантас Кочюнас, данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, всё же искали психологическую помощь. Специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной – это оказание психологической помощи.

Виды и способы систематизации российского законодательства
Условия развития детского коллектива
Лечебно-диагностические отделения
Тема № 5. Філософія Нового часу.
Бюджет движения денежных средств
Особливості змісту педагогічної технології «Будинок вільної дитини»
Для данной транспортной задачи подготовим форму для ввода условий
Шлюбно-сімейні відносини та спадкове право за Законами Хаммурапі
Общая характеристика эмоций и чувств
Различна: ради избегания проигрыша готовы рисковать больше
Расчеты платежными треб-ями.
Додатки
Апгар шкаласы нарестенин жагдайын багалау
I. КАРТИНА «УДАЧНАЯ РЫБАЛКА»
Поняття про ряди динаміки, їх види та правила побудови
Изучение особенностей понимания пословиц
Он решил, что выгонять Ринну было бы бессмысленно, однако, к этому выводу его привели мысли только когда они подходили к Ансверу.
В чем важность таких рисунков?
ЗМ7. Інформаційна технологія автоматизація офісу
Параметричний тест Гольдфельда-Квандта
Общая характеристика творчества Шекспира и елизаветинской эпохи
Інформаційні взаємозв’язки ДПС України
Для детей: Продолжение урока феи Шен-Ци
Главная Страница