Тема 1 Введение в управленческую экономику

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»

Омск, 2016

Тема 1 Введение в управленческую экономику

План:

1) Понятие «управленческая экономика».

2) Экономическая теория и управленческая экономика.

3) Модели и аналитические средства используемые в управленческой экономике.

4) Управленческая экономика в международной обстановке.

Понятие «управленческая экономика»

Авторы трактуют понятие «управленческая экономика» с разных точек зрения:

- это сфера применения микроэкономической теории к проблемам оптимального распределения экономических ресурсов.

- это область микроэкономики, как подход, требующий интеграции принципов и методов других функциональных областей, таких, как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и менеджмент.

- это дисциплина, связывающую экономическую теорию и науку о принятии решений. Ее задачами является обеспечение выработки рациональных решений. Управленческая экономика предоставляет средства, позволяющие выявить наилучшую альтернативу, где существуют альтернативные стратегии распределения ресурсов,

Таким образом, управленческая экономика — это способ применения экономической теории к практическому решению проблем, так как связана с выработкой решений по оптимальному распределению ограниченных ресурсов между конкурентами.

Экономическая теория и управленческая экономика

Природа управленческой экономики

Экономическая теория подразделяется на две области, которые связаны с управленческой экономикой:

- микроэкономику, рассматривающую поведение на рынке продавца и покупателя, принимающих решение в макроэкономической среде. Т.е. имеет дело с вопросами, близко связанными с поведением фирмы при распределении ресурсов

- макроэкономику, изучающую совокупность экономических понятий, таких, как валовый национальный продукт, национальный доход, национальная занятость и национальное потребление. Экономическая обстановка сказывается на доступности и стоимости финансирования, влияет на возможности реализации продукции фирмы.

Однако, управленческая экономика во многом полагается на экономическую методологию и ее аналитические средства, а также на принципы бухгалтерского учета, финансов, маркетинга, управления кадрами и организации производства.

Модели и аналитические средства используемые в управленческой экономике.

Описательные модели базируются на эмпирических наблюдениях. При их помощи объясняются экономические соотношения в упрощенной, абстрактной форме. Упрощение достигается агрегацией деталей, которые не всегда соответствуют фактам реального мира.

Нормативные модели (или оптимизационные) позволяют лицу, принимающему решение, определить оптимальную стратегию с учетом заданных ограничений. Оптимизационная модель выражает целевую функцию в операционных терминах.

В математической экономике экономические отношения представлены в математической форме. Математическое моделирование определяет границы анализа и позволяет отстранить нецелесообразные альтернативы.

В эконометрике статистические методы используются с целью исследования экономических моделей, разработанных для объяснения экономических соотношений.

Подходы и методы могут использоваться раздельно и в сочетании друг с другом.

Лекция 2. Фирма и ее поведение

План:

1. Роль фирмы в обществе

2. Альтернативные модели поведения фирмы

Роль фирмы в обществе

Организация – это хозяйственная единица, в которой комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления и реализации товара, обеспечить достижение целей.

Роль фирмы - она распределяет ограниченные ресурсы труда и капитала и управляет процессом их обработки с тем, чтобы иметь полезные товары и предоставить их членам общества на рынке.

Если фирма эффективно удовлетворяет потребности, то она получает вознаграждение — прибыль.

Таким образом, фирма - это «генератор богатства» общества:

- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения;

- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;

- создает рабочие места;

- обеспечивает собственный рост.

Модель максимизации прибыли

Прибыль рассматривается как разница между общим доходом и издержками производства.

Каждая конкурирующая фирма стремиться максимизировать прибыль, продавая больше, по высоким ценам и производя наиболее экономичным способом, при наиболее минимальных издержках производства.

Исходная модель максимизации прибыли в краткосрочный период, сопоставляет валовой доход и валовые издержки, но цена постоянная.

ТС (валовые) = ТFC (постоянные) + TVC (переменные)

Если Q=0, то убытки сводятся к постоянным издержкам.

Фирма, которая в основу своей производственной деятельности кладет принцип максимизации прибыли, будет пытаться использовать дополнительные затраты на каждый переменный вводимый фактор производства.

Данная модель не учитывает фактор времени и риска, носит бухгалтерский, а не экономический характер, а также не учитывает многозначность прибыли (операционная, валовая, нетто-прибыль, нераспределённая и накопленная прибыль).

Модель максимизации продаж

Ее преимущество:

- данный целевой критерий отражает результаты деловой активности предприятия в рыночной среде;

- максимизация объема продаж отражает результаты реализации экономической и социальной миссии предприятия, направленной на обеспечение потребностей покупателей в товарах;

- максимизация продажи интегрирует в своем составе и максимизацию прибыли;

- рост объема продаж требует активизации маркетинговых
усилий предприятия, и постоянных изменений в технологии производства и реализации продукции;

- работники предприятия более чувствительны в
психологическом плане к объемным показателям деятельности предприятия.

Недостатки:

- потребительский выбор товаров и услуг является функцией рыночной среды, которая чувствительна к изменениям множества факторов;

- в рыночных условиях не всегда эффективными являются инновационные усилия предприятия по обеспечению высоких объемов продаж своей продукции;

- целевая функция не увязана с экономией его расходов.

Модель максимизации роста

В составе этой модели присутствуют темпы роста и распределения операционной прибыли предприятия, и важнейшие структурные параметры финансового состояния хозяйствующего субъекта. При достижении фирмой уровня выпуска, устойчиво обеспечивающего максимизацию прибылей, выпуск продукции должен оставаться постоянным до тех пор, пока остаются постоянными затраты и уровень спроса. У фирмы отсутствуют основания для дальнейшего наращивания производства и продаж.

Недостатки:

- в качестве целевой функции модель может функционировать
в условиях устойчивости спроса на продукцию;

- модель фиксирует достигнутый уровень прибыли предприятия, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода.

Среды решения

Для получения эффективного решения необходимо:

1) определить содержание проблемы и поставить цель;

2) установить все относящиеся к делу факторы, ограничения и зависимости;

3) в пределах наложенных ограничений по срокам и стоимости собрать как можно больше необходимых данных;

4) провести анализ этих данных;

5) выявить альтернативные решения и оценить их в терминах затрат и выгод;

6) выбрать оптимальное решение.

Эффективная выработка решений — это искусство выбора лучшей среди имеющихся альтернатив, при трех возможных состояниях: определенность, риск и неопределенность.

Определенность - это когда лицо, принимающее решение, обладает исчерпывающим знанием состояния среды и результатов каждого возможного решения. Свойственно для краткосрочного периода времени.

Риск определяется как состояние знания, когда известны один или несколько исходов по каждой альтернативе и когда вероятность каждого возможного результата можно определить.

Неопределенность — это такое состояние знания, когда одна или более альтернатив имеют ряд возможных исходов, вероятность которых неизвестна и не имеет смысла. Она обусловлена быстрыми изменениями структурных переменных и явлений рынка, определяющих экономическую и социальную среду действия фирмы. Неопределенность будет субъективным явлением.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»

Омск, 2016

Тема 1 Введение в управленческую экономику

План:

1) Понятие «управленческая экономика».

2) Экономическая теория и управленческая экономика.

3) Модели и аналитические средства используемые в управленческой экономике.

4) Управленческая экономика в международной обстановке.

Активные формы работы на уроках
Парные сравнения и сортировка
Типичные ошибки или, за что снижается оценка
Notes to the Text
Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.
Розрахунок обсягів виготовлення пряжі за 1 годину
Методи аналізу беззбитковості
Стратегії спілкування
Страдание святого мученика Крискента
Оценка согласованных движений глазных яблок, анализ содружественных нарушений движений глаз и параличей взора
Расчет процента транспортно-заготовительных расходов
Read the definitions and put the letters in order to make up the words connected with the English judicial system.
Культура харчуванн
Виставки
Чутливість, специфічність, позитивна прогностична цінність і негативна прогностична цінність
Расчет нагрузок подстанций в максимальном режиме и выбор силовых (авто)трансформаторов.
Структура и основные принципы построения системы АКД
Кінець XVIII — початок XX ст.
Средство для лечения миастении
Форми організації навчання
Метафоры вместо геббельсовского молотка
Землепользования крестьянского хозяйства
Центр параллельных сил. Сила тяжести, центр тяжести тела. Координаты центра тяжести плоской фигуры. Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии.
Главная Страница