Лизинговые и факторинговые операции.

Лизинговые и факторинговые операции.

Факторинг-это покупка банком или спец.фактор-фирмой ден. требований поставщиков к покупателям и их инкассация за определенное комиссионное вознагрождение. Суть-фактор фирма покуп. у своих клиентов их плат. требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости поставок. По конвенции о международ. Факторинге опер.считается Ф. если она удволетв. хотя бы 2 из 4 требований: 1) наличие кредитования в форме предвор. оплаты долг/требований. 2) ведение бух учета поставщика. 3) инкассирование его задолжности. 4) страхования кред.риска поставщика. Факторинг бывает: 1) Открытый- если должник уведомл. об участии в сделке ф-фирмы. 2) Закрытый- без уведомл. А так же:внешний и внетренний;с правом регресса с правом обратного требования к поставщику вернуть уплаченную ему сумму) и без права регресса

Лизинг- долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных ср-в и сооружений производст. назначения. Лизинг – весь комплекс возникающих имущественных отношений, связ. с передачей имущ-ва во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачей в долгосрочную аренду. Лиэинг бывает: Л.движимого имущ-ва (Трансп.тех-ка, станки ); Л.недвиж.имущ-ва (здания, сооруж.производственного назначения )1) ФИНАНС.лизинг-Л. имущ-ва с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимости. ОПЕРАТИВ.лизинг- срок договора короче, чем эк.срок службы имущества. (оборуд.с высокими темпами морального старения) 2) ЧИСТЫЙ л.- все обслуживание передаваемого оборуд.берет на себя лизингополучатель. Л.С ПОЛНЫМ НАБОР. УСЛУГ- полное обслуж.имущ-ва возлагается на лизингодателя. 3) ФИКТИВНЫЙ л.-сделка заключена для предоставления налоговых и амортизационных льгот. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ л.-если указ.выше цель не я-ся определяющей.

Платежи в гос-ые внебюджетные фонды (пенс фонд, фонд соц страх, фонд мед страх).

Пенс фонд Рос- это своеобразный механизм гос-ого управления ден-ми ср-ми пенс-ого обеспечения, кот-е находятся в гос-ой собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не под-

лежат. Главными задачамиПенсионного фонда РФ являются:

- выплаты гос-ых пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, атакже пенсий по инвалидности.

- выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

-организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем

категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Фонд гос-ого соц-ого страхованияявляется важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальномуобеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе.

Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом. К основным источникам формирования средств Фонда гос-ого соц. страхования

относятся:

- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

- ср-ва федерального бюджета;

- другие поступления и взносы.

Сущность Фонда обязательного мед страх

Мед страхование в РФ осущ-ся в обязательной и добровольной формах.

Формирование финансовых ресурсов Фонда осуществляется за счет отчислений от средств, аккумулированныхпосредством внесения единого социального налога.

Основными задачами Фонда обязательного мед страх являются:

- обеспечение предусмотренных законодательством мероприятий по всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

-поддержка финансовой устойчивости системы обязательного медицинского обслуживания;

- участие в разработке и осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и др.

В функции фондов включается контроль за своевременным и полным поступлением взносов, а также за рациональным их использованием.

56.Небанковские кредитные организации.

Как правило, к специальным кредитным учреждениям относят организации, предоставляющие те ли иные формы кредитов или занимающиеся выполнением одной из функций коммерческого банка. Специальные кредитные учреждения, как правило, существуют для дополнения банковской системы функциями, которые наиболее требуются в конкретном сегменте экономики.

типы специальных кредитных и небанковских учреждений:

1) ипотечные компании. Данные организации предоставляют специфический вид кредита, который, как правило, является краткосрочным, берется для приобретения недвижимости;

2) факторинговые компании. В данном случае организацией производится покупка краткосрочных активов у предприятия в обмен на осуществление

своевременного финансирования;

3) трастовые компании: управление собственностью предприятий и частных лиц, а также размещение ценных бумаг клиента у частных инвесторов;

4) страховые компании;

5) брокерские фирмы, занимающиеся торговлей ценными бумагами, иностранной валютой, валютными финансовыми фьючерсами и опционными контрактами;

6) финансовые компании, занимающиеся предоставлением ссуд предприятиям и частным лицам в виде краткосрочного и долгосрочного предоставления капитала;

7) лизинговые компании, осуществляющие покупку и представление в кредит активов предприятия;

8) предприятия, предлагающие услуги по операциям с недвижимостью, ее оценкой и обеспечением финансирования капитальных проектов, связанных с недвижимостью;

9) ссудно-сберегательные ассоциации. Данные организации предлагают предприятиям и частным лицам планы накопления средств на сберегательных депозитах, а также осуществляют выдачу ипотечных кредитов;

10) консультационные предприятия, предоставляющие своим клиентам услуги по консультированию инвестиционных проектов, производящие управление капиталом по заказу клиента.

Таким образом, специальные кредитные учреждения выполняют широкий спектр услуг, связанный с предоставлением специфических кредитов и обслуживанием финансовых вложений клиентов.

Кредитная система России. Механизм кредитной системы.

Кредитная система- совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.

Кредитная система- совокупность банков, иных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду. Включает в себя банковский, потребительский, коммерческий, государственный, межгосударственный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм,представляющий собой:

1) систему связей по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтами иразличными секторами экономики;

2) отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала;

3) отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитный механизм включает в себя также все аспекты ссудной, инвестиционной,учредительской, посреднической, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.

Денежная эмиссия. Спрос и предложение на рынке денег. Закон денежного обращения.

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения формируется следующим образом:

MV=PQ,

существует другой вариант:

M={PQ-K+a-b)!V,

где М - денежная масса в обращении;

PQ - сумма цен реализованных товаров и услуг;

К- сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит;

а - поступившие платежи;

b - взаимопогашаемые обязательства;

V- скорость денежного обращения.

Сбалансированность гос-го бюджета. Дефицит и профицит бюджета и их воздействие на экономику.

Инвестиции и их виды.

Инвестиции- одно из наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности если она находится в процессе трансформации или испытывает подъем. подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику.

Инвестиционная деятельностьимеет исключительно важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики вцелом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов.

Инвестирование капиталаозначает вложение капитала в предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инвестиции бывают:

1) рисковые;2) прямые;3) портфельные;

Рисковые инвестиции- это венчурный капитал.Венчурный капитал представляет собой инвестиции, производимые в форме выпуска акций. Эти инвестиции производятся в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств и высокую норму прибыли.

Прямые инвестициипредставляют собой вложения в уставной капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом.

Портфельные инвестициисвязаны с формированием портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, и др.).

Принципами формирования инвестиционного портфеляявляются:

1) безопасность;

2) доходность;

3) ликвидность вложений.

Основные функции налогов

Налоги как финансовая категория выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции.

1. Фискальная функция- основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Обеспечивает возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

2. Регулирующая функцияозначает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней связана.

3. Контрольнаяфункция - создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

4. Распределительная функция– необходимое дополнение контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

5. Социальная функцияпредставляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения (перераспределение финансовых ресурсов)- это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силуисторически сложившихся условий не обеспеченыдостаточными средствами для осуществления своихполномочий.

Методы бюджетного выравнивания:

1) субвенции(безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов);

2}дотации(безвозмездное нецелевое выделение средств для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);

3) взаимозачеты(выделение средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных функций по решению центрального правительства); ссуды вышестоящих бюджетов;

4) трансферты(оказание финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки регионов).

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

2} разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам) регулирующих доходов по уровню бюджетной системы Российской Федерации;

3) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отмечается равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов РФ в местные бюджеты.

Бюджетный процесс.

Бюджетный процесспредставляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение;

3) исполнение бюджета;

Принципы бюджетной системы

1. Принцип единства бюджетной системы- основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы.

2. Принцип разграничения доходов и расходовмежду уровнями бюджетной системы. Это означаетзакрепление определенных видов доходов за федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением.

3. Принцип самостоятельности бюджета.4. Принцип сбалансированности бюджета- доходы бюджета должны соответствовать расходам бюджетов.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежатотражению в бюджетах всех уровней в полном объеме.

6. Принцип достоверности бюджета,из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

7. Принцип гласности.8. Принцип эффективности и экономности расходования средств.Означает, что при составлениии исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджета.

Функции финансов

1. Функция формирования денежных доходов государствапроисходит на предприятиях сферыматериального производства, а сфера обращения

только опосредует эти отношения.

2. Распределительная функция финансовреализуется при любом экономическом строе ввиду того, что она органически им присуща.

3. Контрольная функцияреализуется посредством финансового контроля. Проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

4. Регулирующая функциясвязана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Опред-е типов ден. S

Типы ден. S опред-ся прежде всего в завис-ти от формы ден.матер-ла:

1. Тов. ден.S– формир-ся на самых ранних этапах разв-я тов. хоз-ва и гос.строит-ва. Содер-е тов.ден. S в значит.мере обусловливается природной средой обитания.

2.Метал.ден.S- классиф-ся в завис-ти от того, какой металл играет роль денег. Они подразд-ся на монометаллические (один металл занимает господ.положение, служит осн. всеобщим эквивалентом и доминирует в ден. обращении) и биметаллические (за двумя металлами – зол-м и сер-м – законод-но закреп-ся ден. функции).

3.Фидуциарные(собственно бумаж. и кред.-бум., электронные ден.знаки не явл-ся представителями общ.матер-го богатства, в частности не размен-ся на золото).

Меры по снижению инфл-и.

Инфляция– э. болез. Состоян-е эк-ки,сопровожд-ся ростом цен.Э.состояние эк-ки при кот.кач-во ден.массы не соотв-т требов-м тов.обмена.

КБ в банк.S, их

Организ-правов. устр-во.

В Рос. банки м-т созд-ся на основе люб.формы собственности- частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с привлечением иностранного капитала).На нач. этапе формир-я банк. системы КБ созд-сь гл. образом на паевой основе..

Паевые КБсобствен-ми своего кап-ла не явл-ся, т. к. пайщики не перед. ему право собствен-ти на свою долю кап-ла, а сохр-т ее за собой. Ответ-ть кажд. уч-ка ограничена пределами его вклада в общ.кап-л банка. Банки, созд. в форме обществ с огран.ответ-ю, к. правило, не имеют права выпуска акций.

Акционерные КБвыст-т собствен-ми кап-ла основателей банка (акционеров). Акц. банки м-т быть закрыт. и открыт.типов. Высш. органом управ-я банка акц.типа явл-ся общее собрание акционеров, кот. реш-т все стратег.задачи банка.Акц.банки откр. типа имеют право на выпуск акций, кот.могут распростр-ся среди уч-в без согласия др. акционеров в форме откр. подписки. Подписка на цен. бумаги банка счит-ся открытой, е.список покупателей цен.бумаг не утвер-ся заранее учред-ми или рук-ми органами банка-эмитента и в рез-те эти бумаги может приобрести люб лицо. Откр. подписка требует от банка шир.информации о своей деят-ти.

Акционерные банки закр.типатакже вып-т акции, но их перемещение среди учредителей возможно лишь с согласия бол-ва акционеров. Общ.руководство деят-ю банка осущ-т совет банка. Совет банкаопред-т общие направления деят-ти банка, рассм-т проекты кред. и др. планов банка, утвер-т планы доходов и расходов и прибыли банка, рассм-т вопросы об откр.и закр.филиалов банка и др. вопр., связан. с деят-ю банка.

Непосредственно деят-ю КБ руководит правление.Оно несет ответ-ть перёд общ.собранием акционеров и советом банка.

Уставный фонд банкаформ-ся в завис-ти от формы орган-ии банка. Если банк созд-ся к. акц.общ-во, то его уставный фонд обр-ся за счет средств акционеров, поступив. от реализации акций либо путем открытой подписки на них (АООТ), либо в порядке распред-я акций м/учред-ми в соответствии с размером их доли в уставном фонде (АОЗТ). Банк, являющийся ООО, формирует устав. фонд за счет паевых взносов уч-в. Независимо от орг-правовой формы банка его уставный фонд фор-ся полностью за счет вкладов уч-в юр.и физ.лиц. Размер устав.фонда, порядок его формир-я и изменения опред-ся уставом банка. Увел. уставного кап-ла м-т осущ-ся путем привлечения нов.пайщиков (акционеров) или за счет выпуска доп.количества акций.

Возникновение денег.

Первые деньги возниклив государствах Средиземноморья: Лидии, Эгине, Китае. Их возникновение обусловила необходимость дальнейшего развития хозяйственной жизни стран. Развитие товарообмена и увеличение специализации в процессе производства товаров и услуг привело к необходимости обменивать большие объемы продукции и возрастанию количества участников самого процесса обмена, что делало практически невозможным прямой обмен и постоянное соотнесение с различными видами товаров.

Деньги- инструмент, с помощью которого строятся экономические отношения в обществе.

Деньги- это экономическое благо, обладающее реальной и представительной стоимостью.

Функции денег

1. Средство обращения и платежа- деньги вэтой функции должны присутствовать реально. (Т - Д - Т) В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене.2. Мера стоимости- измеряют стоимость всех товаров. 3. Средство накопления - деньги должныобладать способностью сохранять стоимость хотябы на определенный период и обязательно быть реальными. 4. Мировые деньги- деньги в этом качестве выступают в расчетах по международным балансам.

Виды денег

Видом денегназывается подразделение денег по природно-функциональному признаку.

Действительные деньги- это деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.

Заместители действительных денег(знаки стоимости) - это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. Различают:

- металлические знаки стоимости(монеты, изготовленные из дешевых металлов);

-бумажные знаки стоимости,сделанные, как правило, из бумаги (бумажные деньги икредитные деньги).

К кредитным деньгамотносятся: электронные деньги (используемые для межбанковских операций), кредитные карточки, банкноты, векселя (долговые обязательства), чеки.

Лизинговые и факторинговые операции.

Факторинг-это покупка банком или спец.фактор-фирмой ден. требований поставщиков к покупателям и их инкассация за определенное комиссионное вознагрождение. Суть-фактор фирма покуп. у своих клиентов их плат. требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости поставок. По конвенции о международ. Факторинге опер.считается Ф. если она удволетв. хотя бы 2 из 4 требований: 1) наличие кредитования в форме предвор. оплаты долг/требований. 2) ведение бух учета поставщика. 3) инкассирование его задолжности. 4) страхования кред.риска поставщика. Факторинг бывает: 1) Открытый- если должник уведомл. об участии в сделке ф-фирмы. 2) Закрытый- без уведомл. А так же:внешний и внетренний;с правом регресса с правом обратного требования к поставщику вернуть уплаченную ему сумму) и без права регресса

Лизинг- долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных ср-в и сооружений производст. назначения. Лизинг – весь комплекс возникающих имущественных отношений, связ. с передачей имущ-ва во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачей в долгосрочную аренду. Лиэинг бывает: Л.движимого имущ-ва (Трансп.тех-ка, станки ); Л.недвиж.имущ-ва (здания, сооруж.производственного назначения )1) ФИНАНС.лизинг-Л. имущ-ва с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимости. ОПЕРАТИВ.лизинг- срок договора короче, чем эк.срок службы имущества. (оборуд.с высокими темпами морального старения) 2) ЧИСТЫЙ л.- все обслуживание передаваемого оборуд.берет на себя лизингополучатель. Л.С ПОЛНЫМ НАБОР. УСЛУГ- полное обслуж.имущ-ва возлагается на лизингодателя. 3) ФИКТИВНЫЙ л.-сделка заключена для предоставления налоговых и амортизационных льгот. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ л.-если указ.выше цель не я-ся определяющей.

Главная Страница