Вопрос 19/25. Правовое положение населения Афин в V-IV вв. до н.э.

Все свободные люди в правовом положении делились на граждан и метеков. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от родителей афинян, владельцы земельного участка, участвующие в народном собрании, имеющие ряд других политических прав и свое место в войске. С 18 до 20 лет юноши проходили военную подготовку. С 20 лет участвовали в народном собрании. С 30 лет могли занимать государственные должности. Гражданский коллектив полиса не был однороден и включал несколько прослоек – богатую землевладельческую знать, владельцев крупных ремесленных мастерских, среднеремесленное и земледельческое население, бедноту. Вместе с тем, в классический период отсутствовала резкая имущественная дифференциация, а наиболее массовый слой населения и социальную опору государства составляли граждане средней зажиточности. В Афинах впервые в истории происходило формирование понятия гражданин, что являлось высочайшим достижением полисного мировоззрения, поскольку Древневосточные государства знали только подданных, права которых слабо защищались законом.

Вторую категорию населения составляли метеки. Они не имели афинского гражданства и не обладали политическими правами, но несли повинности в пользу государства. Они не могли самостоятельно выступать в суде, не могли приобретать недвижимую собственность, а землю брали в аренду. Метеки занимались в основном ремеслом и торговлей и составляли 15-20% населения.

Рабы в Афинах составляли 35% населения, это приблизительно 150 тысяч человек. Основными источниками рабства были войны и пиратство. Рабство принимает античный, или классический характер. Раб находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.

Вопрос 20/27. Право Древних Афин.

В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая катификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. Архонт Драконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отмечались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились:

Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц.

Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.

Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.

Обязательственное право.

Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.

Брачно-семейные отношения.

Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:

Обычный договор жениха с отцом.

Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).

Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей не требовалось.

Женщина должна была обратиться к архонту, где излагались основания для развода. Женщина была ограничена не только в политических, но и гражданских правах: она не могла быть субъектом договорных обязательств, полноправной наследницей недвижимого имущества.

Преступление и наказание.

В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного. Наиболее тяжкими преступлениями считались:

Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.

Преступления против личности и имущества.

При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.

Судебный процесс.

Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.

Вопрос 21/28. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

Древний Рим был самым крупным государством античного мира. В период расцвета территория Рима простиралась от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке и от Британских островов на севере до Северной Африки на юге. Сейчас на этой территории располагается около 30 государств. Древний Рим образовался в виде античного полиса. История государства делится на следующие периоды:

1. Царский период. Этот период длился от основания Рима в середине 8 века до нашей эры (753 год до.н.э.) по 509 год до.н.э.

2. Республиканский период, который длился с 509 по 27 год до.н.э.

3. Имперский период (27 год до.н.э – 476 год), который делится на 2 подпериода: Принципат (с 27 года до.н.э по 284 год) и Доминат (с 284 по 476 год до падения западной Римской Империи).

Реформы царя Сервия Туллия.

1. Были созданы 21 территориальная триба. Внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин – патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати.

2. Каждые 4 года проводилась перепись граждан и их имущества. На основании переписи население делилось на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий (сотен):

Первый разряд формировал 80 центурий тяжеловооруженной пехоты.

Второй и третий разряды – по 20 центурий с облегченным вооружением.

Четвертый разряд – 20 центурий.

Пятый разряд – 30 центурий легковооруженной пехоты.

Шестой разряд формировал 5 центурий ремесленников, музыкантов.

Наиболее богатые жители формировали 18 центурий всадников.

3. Появляются новые виды народных собраний:

Трибутные комиции. К их ведению относились взимание податей и набор войска.

Центуриатные комиции. Они становятся основным видом народных собраний после провозглашения республики. На них избирались все должностные лица, утверждались законы и объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнения совпадали, то вопрос считался решенным.

Реформы Сервия Туллия нанесли серьезный удар по родовому строю Рима и способствовали дальнейшему формированию государства.

wew.deutsch-service.ru refanpa.ostref.ru refapln.ostref.ru referatxwm.nugaspb.ru Главная Страница