Специфика социологических подходов к изучению культуры.

Специфика социологических подходов к изучению культуры.

Вопросы по теории культуры

1. Морфология искусства: родовая, видовая.

2. Специфика художественного творчества.

3. Мораль в системе культуры.

4. Основная проблематика философии культуры (обзор).

5. Философия культуры в античности.

6. Философия культуры в религиозных учениях и религиозной философии Средневековья; в западной философии Нового времени.

7. Феномен Священной Книги в мировой культуре. Библия.

8. Философия культуры в неклассической философии XIX–XX вв.

9. Философия культуры в постнеклассической философии.

10. Этнология как наука, её основания и особенности.

11. Основные теории этноса.

12. Классификация этносов.

  • Творческая личность в системе культурологического знания.
  • Классика как культурологическая категория.
  • Социология художественной деятельности.
  • 16. Историко-типологические представления о категории субкультуры.

    17. Предмет и методы социологии культуры.

    Специфика социологических подходов к изучению культуры.

  • Социальные функции культуры.
  • Происхождение и сущность мифа.
  • Своеобразие мифологического мышления.
  • Миф как система.
  • Осевой культурный переворот как парадигма культурного развития. Осевые учителя.
  • Содержание вопросов по теории культуры и литература к ним

    Морфология искусства: родовая, видовая

    Принципы классификации искусства: образ как интегральная структура искусства и художественного произведения; художественное восприятие как основа понимания и характеристики искусства. Структурирование искусств по способам восприятия: изобразительные и неизобразительные; пространственные, временные и пространственно-временные; статические, динамические и синтетические. Качественная определенность видов искусства как проявления специфических возможностей освоения и отражения жизни. Родовая дифференциация видов искусства: внутриродовая (эпос, лирика, драма в литературе; документальный и художественный кинематограф; станковая и декоративная живопись и т. д.); межродовая (живопись, графика, скульптура в изобразительном искусстве; театр, цирк, эстрада в зрелищном искусстве и т. д.). Жанр как категория художественной морфологии.

    Литература:

    1. Куренкова Р.А. Эстетика. Учебник для студентов вузов. М.: Владос, 2004.

    2. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.

    Специфика художественного творчества

    Роль личности художника в творчестве. Особенности взаимодействия объективного и субъективного в художественно-творческом процессе. Талант – важное слагаемое личности художника. Уровни художественного дара. Значение миросозерцания художника в его творчестве и создании художественных произведений. Мастерство – условие практической художественной деятельности. Индивидуальный творческий метод как сознательная творческая деятельность. Процесс художественного творчества: от замысла художественного произведения до его материального воплощения. Образность как отличительная черта художественного замысла. Гармоническая слаженность формы и содержания – основная проблема материального воплощения замысла. Диалог автора и героя – итог длительного художественно-творческого процесса. Специфические формы выражения авторского отношения в художественном произведении. Социальная атрибуция творческих достижений

    Литература:

    1. Куренкова Р.А. Эстетика. Учебник для студентов вузов. М.: Владос, 2004.

    2. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.

    Мораль в системе культуры

    Этика как область философского и культурологического знания о законах регулирования отношений между людьми. Мораль – основной предмет этики. Мораль как совокупность исторически определенных норм и представлений людей конкретной эпохи и конкретного народа. Формирование морали на основе реальных процессов общественной жизни. Нормы морали как духовные ценности и ценностные ориентиры. Нравственная культура и ее ценности. Роль нравственной культуры в социальной жизни общества и личности. Реализация нормативной функции культуры с помощью норм-табу, норм-принципов, норм-ценностей. Особенности нормирования деятельности в различных культурах и сферах жизни. Взаимосвязь морали с искусством. Сходство и различие морали и религии. Нравственный и эстетический идеал.

    Литература:

    1. Основы этических знаний. 2 изд. СПб.: Лань, 2002.

    2. Радугин А.А. Этика. Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2003.

    3. Этика. Учебник. М.: Гардарики, 2004.

    4. Основная проблематика философии культуры (обзор)

    Проблема происхождения и эволюции значений терминов «культура» и «цивилизация» в их соотносительности друг с другом. Культура как самосознание человека-в-мире: позиция устремленности к прошлому (золотому веку) или к будущему (Царству Божьему). Проблема времени возникновения культуры. Проблема способа происхождения культуры. Соотношение культуры и культа. Проблема времени возникновения рефлексии на культуру (философии культуры). Ценности: аксиологический подход к исследованию культуры. Проблема способов символического обоснования культуры в неклассической философии. Символичность культуры. Символ как предмет, знак, образ. Проблема возможности понимания. Традиционные (религиозные) и философские герменевтики. Проблема игры. Эстетические, социологические и психологические концепции игры. Проблема элитарной и массовой культуры. Основные концепции. Проблема судьбы культуры. Культура как набор смыслообразующих парадигм (логических схем).

    Литература:

    1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

    2. Каган М.С. Философия культуры. М., 1996.

    3. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

    4. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. Т.1–2. СПб., 1998.

    5. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1998.

    5. Философия культуры в античности

    Опора диалектики истинного бытия и меона (небытия) на мифологические природные образцы. Объективация мифа в умопостигаемом законе. Эйдетический (образный) способ мышления посредством видения. Ранняя греческая натурфилософия. Проблема вещественного самопорождения мира. Введение категорий «логос» и «эйдос». Классическая античная философская антропология. Космичность человека и антропоморфность космоса. Эллинистическая философия: формирование религиозной мировоззренческой предпосылки. Неоплатонизм как теоретический итог античной культуры.

    Литература:

    1. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1–2. М., 1992.

    2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

    3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. СПб., 1997.

    6. Философия культуры в религиозных учениях и религиозной философии Средневековья; в западной философии Нового времени

    Соотношение веры и разума. Восток: малая динамичность культурной модели: единство в многообразии и терпимость. Иранский зороастризм: открытие дуализма и эсхатологии. Предельная динамичность культурной модели. Умеренная динамичность культурной модели: взаимный переход противоположностей. Иудейский монотеизм. Логика обращенной триады (синте-тезис-антитезис) со снятием первого элемента хронологической последовательности. Модель творческого акта. Культурно-философский смысл христианства (евангельское христианство, православие, католицизм, протестантизм). Философия эпохи научной революции XVII в.: радикализм и эмпиризм. Самоконструирование философии как науки наук. Философия Просвещения XVIII в. Культура как инобытие природы, согласной с разумом. Германская классическая философия: рефлексия на тождество субъекта и объекта. Концепция Гегеля как теоретический итог новоевропейской классической культуры.

    Литература:

    1. Померанц Г.С., Миркина З. Великие религии мира. М., 2001.

    2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 2, 3. СПб., 1997.

    3. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

    7. Феномен Священной Книги в мировой культуре. Библия

    Священные книги в истории человечества. Упанишады. Бхагаватгита. Авеста. Дао-дэ-цзин. Луньюй. Ветхий Завет: Проблематичность народной жизни и человеческого существования в контексте отношений народа и человека с Богом. Идеи исхода и остатка.

    Моисей и религиозное самоопределение народа. Идея Обетованной земли. Культура эпох судей и царств. Давид и Соломон, их культурная роль. Иерусалимский храм как религиозный центр и культурный памятник. Пророки, их миссия и культурное значение. Вавилонское пленение и судьбы культуры. Культура эпохи второго храма. Книга и книжники в культуре. Эллинистическое влияние и культурные противоборства. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Утрата храма и проблема сохранения религиозно-культурной целостности. Новый Завет: Новое предназначение человека в мире. Евангелия, их происхождение, духовный смысл и культурное значение. Значение Библии в истории культуры.

    Литература:

    1. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан, М., 1992.

    2. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Paris, 1991.

    3. Мень А. История религии. Т. 2, 5, 6. М., 1991–1992.

    4. Мень А.В. Мир Библии. М., 1990.

    5. Чистяков Г. Над строками Нового Завета. М., 1999, 2000.

    8. Философия культуры в неклассической философии XIX–XX вв.

    Смена естественнонаучной парадигмы философии гуманитарной: антропологический поворот. Романтизм в культурно-философском аспекте. Пессимистическая концепция А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. «Философия жизни». Волюнтаризм Ф.Ницше. Конфликт становления и ставшего. О.Шпенглер о законе судьбы. Интуитивизм А.Бергсона: развертывание в истории «жизненного порыва». Психоанализ З.Фрейда: концепция репрессивной культуры. Аналитическая психология К.Г.Юнга: становление и бытие архетипов как модель культуры. Обоснование культуры в Марбургской и Баденской школах неокантианства. Отказ от «генерализирующего» метода в пользу «индивидуализирующего». Герменевтика как теория и метод: от Ф.Шлейермахера до П.Рикёра. Трансцендентальная феноменология Э.Гуссерля: преодоление дуалистической дихотомии внутреннего и внешнего опыта. Концепция «жизненного мира». Экзистенциализм как учение о смысле человеческой жизни. проблема выбора себя у С.Кьеркегора. Онтологическая феноменология М.Хайдеггера. К.Ясперс о пограничных ситуациях и философской вере. Концепции Ж.-П.Сартра и А.Камю. Философская антропология М.Шелера, персонализм, неотомизм. Структурализм как наука о знаковых системах. Кризис антропоцентризма. Сциентистское направление обоснования культуры. Марксизм и неомарксизм, прагматизм, логический позитивизм, аналитическая философия.

    Литература:

    1. История современной зарубежной философии: компаративистский подход / С.Шапиро, А.Алексеенко. Т.1–2. СПб., 1998.

    2. История философии: Запад–Россия–Восток. В 4 кн. Кн. 3, 4. М., 1999–2000.

    3. Пигулевский В.О., Мирская Л.А. Символ и ирония: опыт характеристики романтического мировоззрения. Кишинев, 1990.

    4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.4. СПб., 1997.

    5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я.Левит. Т.1–2. СПб., 1998.

    9. Философия культуры в постнеклассической философии

    Замена репрезентативной модели симулятивной в постструктурализме. Критика модели присутствия как основного способа западного мышления. Деконструкция: методологическая стратегия преодоления метафизики. Замена вертикальной модели отношения между философией и наукой на горизонтальную. Постмодернизм как деконструкция проекта Просвещения посредством риторических стратегий. Классификация основных признаков постмодернизма. Древовидная ветвящаяся графика как модель постнеклассической картины мира. Постмодернизм как открытие инновации внутри традиции.

    Литература:

    1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

    2. Маньковская Н.Ю. Эстетика постмодернизма. М.,

    3. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1998.

    4. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я.Левит. Т.1–2. СПб., 1998.

    10. Этнология как наука, её основания и особенности

    Предмет этнологии. Методы этнологии: полевые исследования, изучение письменных источников, устных преданий, описание антропологических и археологических материалов, анализ статистических источников, полевые исследования. Становление этнологии как науки. Происхождение понятия «этнология». Эволюция науки. Становление этнологии в Германии, в Франции, в России, англоязычных странах. Связь этнологии с другими науками: с антропологией, этнографией, культурной и социальной антропологией, социологией, психологией и т.д.

    Литература:

    1. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

    2. Cервье Ж. Этнология. М., 2004.

    3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

    4. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

    Основные теории этноса

    Понятия «этнос» и «этничность». Структура этноса. Теории примордиалистского подхода: природное направление (концепция Л.Н. Гумилёва); эволюционно-историческое направление (теория этноса Ю.В. Бромлея). Инструменталистский подход: информационная концепция Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Особенности конструктивистского подхода к понятию «этнос».

    Литература:

    1. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

    2. Cервье Ж. Этнология. М., 2004.

    3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

    4. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

    Классификация этносов

    Географическая классификация.

    Антропологическая классификация. Понятия «раса» и «расовые признаки»; основные расовые признаки применяемы при классификации – форма волос, третичный волосяной покров, цвет волос, цвет кожи и глаз, рост, пропорции тела, параметры головы, параметры носа и губ, прогнатизм, эпикантус. Большие расы и их основные признаки. Ареалы распространения рас.

    Лингвистическая классификация. Два критерия лингвистической классификации. Этнологический смысл лингвистической классификации. Основные языковые семьи.

    Хозяйственно-культурная классификация. Особенности классификации по хозяйственно культурным типам. Основные ХКТ. Историко-этнографические области.

    Литература:

    1. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

    2. Cервье Ж. Этнология. М., 2004.

    3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

    4. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.

    5. Рыбаков С.Е. Философия этноса. М., 2001.

    6. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

    Социальные функции культуры

    Принципы классификации функций культуры. Основные социальные функции культуры. Человек и общество в контексте социального функционирования культуры.

    Литература:

    1. Дондурей Д. Особенности взаимодействия художественной культуры и личности (Некоторые современные буржуазные концепции). М., 1978.

    2. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.

    3. Злотникова Т. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.

    4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1999.

    5. Каган М. Социальные функции искусства. Л., 1978.

    6. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992.

    7. Плеханов Г. Эстетика и социология искусства. В 2 т. М., 1978.

    8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

    9. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

    10. Столович Л. Жизнь – творчество – человек. М., 1985.

    Миф как система

    Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа). Пантеон, принципы его организации. Космогония. Способы космогонии: стихийное порождение и осмысленное творение. Виды космогонии. Теогония. Антропогония. Цели, последовательность, материал творения человека. Предназначение человека. Этногония. Социогония. Пространство в мифе, его признаки, свойства и строение. Теменос как священное место. Смысловое содержание мифологем мирового древа, мировой горы и др. Пространственные области бытия. Время в мифе, его признаки, свойства и символика. Событийное наполнение мифического времени. Иерархия времени. Священное время вечности и профанное время. Тот и этот свет в мифе. Временные циклы. Судьба человека и человечества в мифе. Основные моменты человеческого существования в мифе.

    Литература:

    Вопросы по теории культуры

    1. Морфология искусства: родовая, видовая.

    2. Специфика художественного творчества.

    3. Мораль в системе культуры.

    4. Основная проблематика философии культуры (обзор).

    5. Философия культуры в античности.

    6. Философия культуры в религиозных учениях и религиозной философии Средневековья; в западной философии Нового времени.

    7. Феномен Священной Книги в мировой культуре. Библия.

    8. Философия культуры в неклассической философии XIX–XX вв.

    9. Философия культуры в постнеклассической философии.

    10. Этнология как наука, её основания и особенности.

    11. Основные теории этноса.

    12. Классификация этносов.

  • Творческая личность в системе культурологического знания.
  • Классика как культурологическая категория.
  • Социология художественной деятельности.
  • 16. Историко-типологические представления о категории субкультуры.

    17. Предмет и методы социологии культуры.

    Специфика социологических подходов к изучению культуры.

  • Социальные функции культуры.
  • Происхождение и сущность мифа.
  • Своеобразие мифологического мышления.
  • Миф как система.
  • Осевой культурный переворот как парадигма культурного развития. Осевые учителя.
  • Содержание вопросов по теории культуры и литература к ним

    referatrvi.nugaspb.ru referattgo.nugaspb.ru refaoyf.ostref.ru referatwbq.nugaspb.ru Главная Страница