Методика исследования мотивации учения у первоклассников

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Оцениваемые УУД: личностный компонент, мотивация (внутренняя позиция школьника)

Форма проведения: Возможен инд. и групп. варианты проведения

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы Мотивы, №
I выбор
II выбор
III выбор
Контрольный выбор

§ Внешний мотив - 0 баллов (низкий);

§ учебный мотив – 5 баллов (высокий);

§ позиционный мотив - 3 балла (средний);

§ социальный мотив – 4 балла (высокий);

§ отметка - 2 балла (средний);

§ игровой мотив - 1 балл (низкий);

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели:

1 уровень (высокий) – 10 - 15 баллов;

2 уровень (средний) – 7 - 9 баллов;

3 уровень (низкий) – 6 – 0 баллов

Стимульный материал к методике исследования мотивации учения у первоклассников (1 вариант)

Стимульный материал к методике исследования мотивации учения у первоклассников (2 вариант)

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНIВЕРСИТЕТ
Міжнародні групи громадськості та їх особливості.
Индексы регистрации гигиенического состояния полости рта
V. Права и обязанности и Товарищества
Хотеть большего от жизни хорошо, но хорошего должно быть в меру.
By Peter Ackroyd
Страхование авиатранспорта: основные условия проведения.
Фізико-хімічні показники інуліну
ТЕМА 28 ПРОЕКТУВАННЯ Й РОЗРАХУНОК ЕЛЕМЕНТІВ СИСТЕМИ ЗМАЩЕННЯ
Субъекты медицинского страхования и взаимоотношения между ними.
Основные черты инновационной модели организационной структуры туристской корпорации
Wiederholung und ihre Abarten: der Parallelismus, die Antithese, der Chiasmus.
Напрями, шляхи, види аналізу літературно-художнього твору
Задача №4
ГОСТ Р 53104-2008. Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания
Режиссер: давай-ка камеру здесь на ночь поставим. Техника нынче умная, в определённое время сама включится. Сейчас мы ей установку дадим. На какое время заводить?
Понимание частоты появления счета
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ ГЛАВА ПЕРВАЯ
Види рахунків та порядок відкриття рахунків банками.
Когнитивные подходы к терапии депрессии
ПМ.03 Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.
Основные цели и задачи Комиссии.
Ресурсы, процесс и виды власти
Главная Страница