Натурфилософское направление эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; число миров во Вселенной бесконечно; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп; с помощью телескопа исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

4. Этические и политические идеи Н. Макиавелли. Социально-политические идеи эпохи Возрождения (Т.Мор, Т. Кампанелла).

Н. Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация — государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Т. Мор (1478-1535) считается основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Согласно Т. Мору в Утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья"; все должностные лица избираются; мужчины и женщины имеют равные права и обязанности.

Другой проект идеального общества был дан Т. Кампанеллой (1568- 1639) в произведении "Город Солнца". В Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе; большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный избираемый правитель — Метафизик.

Основные понятия и категории:Патристика, схоластика, креационизм, иррационализм, номинализм, концептуализм, персонализм, антропоцентризм, Возрождение, гелиоцентризм, геоцентризм, гуманизм, пантеизм, протестантизм, Ренессанс, Реформация, утопия.

Список литературы:

1. Августин Блаженный. Творения: в 4 т. – СПб: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.

2. Аквинский Ф. Сумма теологии I – II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

3. Боэций. Утешение философией. М., 1990.

4. Антология мировой философии: Возрождение. Минск; М.: Харвест: АСТ, 2001.

5. Монтень М. Об искусстве жить достойно: философские очерки. – М., 1975.

6. Мор Т. Утопия. М.: Ладомир Наука, 1998.

7. Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 1991.

8. Рассел Б. История западной философии: в 3 т. М., 1993. – Т. 1–2.

Главная Страница