Обследование артикуляционного аппарата

В первую очередь обращается внимание на строение губ, нёба, челюстей, зубов, языка.Логопед смотрит, нет ли дефектов в строении губ, не являются ли они толстыми или укороченными, что нередко затрудняет произношение губных и зубно-губных зву­ков, нет ли расщелины верхней губы и т.д.

Знакомясь с анатомическим строением твердого нёба у обследуемого, следует учитывать, нет ли разнообразных расщелин, не является ли оно слишком высоким и узким или чрезмерно низким и плоским.

При обследовании зубов выясняется, каковы они по форме и размерам (нормальные, мелкие, крупные и т.д.), по количеству (лишние и недостающие), по расположе­нию в челюсти (редкие, частые, вне челюстной дуги и т.д.). Учитывается, каков прикус (правильный, откры­тый передний, открытый боковой и т.д.), каково строение челюстей, не слишком ли выдвинуты вперед нижняя или верхняя челюсти.

При обследовании языка отмечается, нормальный он, или большой и мясистый, длинный и узкий, какова подъ­язычная связка (нормальная, короткая, приращенная, на­тянутая), каково строение маленького язычка – не отсут­ствует ли он, не укорочен ли, не раздвоен ли. Иногда не­большое раздвоение кончика язычка может быть симпто­мом того, что у ребенка имеется скрытая расщелина нёба. Грубая патология – парез, асимметрия, анатомиче­ские дефекты артикуляционного аппарата и т.д. – требу­ет тщательного и подробного обследования.

В ряде других случаев обследование может быть огра­ничено в зависимости от характера нарушения речи, в ча­стности произношения звуков. Особенно следует отметить отклонения, создающие резкие препятствия для образо­вания правильных звуков.

Так, например, при нарушении в произношений звука р следует выяснить, не связано ли оно с анатомическим строением языка, нёба или подъязычной связки. 36

Известно, что слишком большой и мясистый язык, вследствие своей малоподвижности, может явиться при­чиной неправильного произношения звуков, требующих верхнего положения языка, например шипящих и звука р. Слишком высокое и узкое нёбо может служить предпо­сылкой для дефектного произношения р. В этих условиях кончику языка трудно образовать смычку с нёбом. Дела­ет невозможным формирование правильного звука р так-же слишком короткая или чрезмерно натянутая уздечка. Неправильный прикус или дефект в строении зубов предрасполагает к межзубному или боковому и другим дефектам произношения звуков.Наряду с обследованием строения артикуляционного аппарата в детальном изучении нуждается двигатель­ная функция речевого аппарата, его подвижность. Особое значение имеет выявление подвижности языка. С этой целью ребенку пред­лагается воспроизвести по показу или речевой инструкции ряд заданий, например: положить кончик языка на верх­нюю губу, нижнюю, коснуться высунутым языком правой и левой сторон губ, высунуть язык как можно дальше, затем втянуть его глубоко в рот, показать язык широким, распластанным, узким и т.д. Малая подвижность языка создает трудности артикулирования, лишает ре­бенка возможности правильно произносить некоторые звуки.

Нарушения двигательной функции языка могут быть незначительными, а могут наблюдаться и более массив­ные отклонения. Особенно часто они проявляются у де­тей, страдающих параличами, парезами, а также у не­которой части детей с моторной алалией. В указанных случаях дети с трудом воспроизводят по речевой инструк­ции и по показу нужное движение, заменяют его другими или производят недифференцированные движения, иногда долго ищут нужное положение языка. Характерным яв­ляется также неумение быстро выполнить одно движение или невозможность сразу переключиться на второе; при этом наблюдается инертность, упорное застревание на одном движении; отсутствует плавность движения, необ­ходимая для речевого акта.

Даже незначительные отклонения в двигательной функции языка могут привести к речевым отклонениям, например, могут способствовать боковому произношению

звуков. Все это должно быть выявлено в процессе иссле­дования.Недостаточно внятной и выразительной могут сделать речь трудности в двигательной функции губ.

При выявлении подвижности губ можно предъявить задания вытянуть губы широкой трубкой, растянуть их в улыбку, сделать попеременное движение губ – растя­нуть и вытянуть вперед.

Обследование движения мягкого нёба можно произ­вести при помощи произношения звука а. При этом учи­тывается, как подымается и опускается нёбо при энер­гичном произношении данного звука.

При обследовании двигательной функции челюстей обращается внимание на движение нижней челюсти впе­ред, на оттягивание челюсти назад, па смыкание, сжатие челюстей. Эти функции бывают нарушены в основном тогда, когда у ребенка наблюдаются симптомы псевдобульбарной дизартрии. Исследование артикуляции мо­жет обнаружить дефекты, имеющие различный характер и сложность.

Признаки эффективности реанимации
Оцінювання стійкості об’єкта до дії повітряної ударної хвилі під час вибухів
Гілки грудного відділу блукаючого нерва
Data collection and analysis
Апробація результатів магістерської роботи
Об отказе от идентификационного номера новорожденному
Процесс участия туристской фирмы в работе выставки
Інквізиція
Какая среда является проводником электрического тока?
Система резервной перекачки топлива
Вкажіть номер правильної відповіді. Якщо дозиметричний контроль показує, що евакуація людей супроводжуватиметься опроміненням в дозах, які перевищують рівні, що приймаються
Февраля 2016 г.- день соревнований
Придаточные обстоятельственные
Основные классификации государства
Тема 13. Моделі процесу мотивації
SYSTEMS OF LANGUAGE UNDERSTANDING
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЖЕЙ ПО СТЕПЕНИ ВРЕДНОСТИ 4 часть
Положення про порядок організації та проведення клініко-патологоанатомічних конференцій в лікувально-профілактичних закладах
Принципи законності
ОВОЧЕВІ КУЛЬТУРИ
Особенности туберкулеза у детей
Управленческие и коммерческие затраты
II – 41. Непосредственно перед принятием решения в мозге наблюдается высо-кочастотная (гамма-) активность все в той же передней части верхней височной извилины правого полушария.
Главная Страница