Основные темы ранней лирики Лермонтова

Ранние поэмы М. Лермонтова

В ранних поэмах Лермонтова (конец 1820-х – начало 1830-х гг.) преобладает историческая («Олег», «Литвинка», «Последний сын вольности») и экзотическая кавказская тематика («Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи»). Поэмы написаны под сильным влиянием Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина.

Поэма «Черкесы» (1828)

Первая из всех написанных Лермонтовым поэм.

В качестве эпиграфа ей предпослана строка из эпилога пушкинской поэмы «Кавказский пленник». Наличие эпиграфа указывает на возможную связь поэм Лермонтова и Пушкина, однако в данном случае связь прослеживается только на уровне тематическом – Лермонтов избрал в качестве основы сюжета эпизод из Кавказской войны, нападение черкесов на русскую крепость с целью освобождения взятого в плен брата черкесского князя. В точности такой сюжет у Пушкина нигде не встречается, однако тема кавказской войны присутствует в «Кавказском пленнике».

Явное влияние байронизма прослеживается в изображении боя русских и черкесов: сражение показано как вспышка безудержных страстей, как апогей человеческого существования.

Поэма «Кавказский пленник» (1828)

Название поэмы четко указывает на источник, из которого Лермонтов черпал вдохновение – это одна из «южных поэм» А. С. Пушкина. Если в «Черкесах» влияние пушкинского «Пленника» выразилось лишь косвенно, то «Кавказский пленник» повторяет, с небольшими изменениями, пушкинский сюжет. Внесенные Лермонтовым изменения представляют интерес с тех позиций, что эти модификации усиливают общее романтическое звучание поэмы, уничтожая присутствующий у Пушкина намек на разрушение романтической традиции, и одновременно делают сюжет более шаблонным, сходным с другими образцами жанра. Если у Пушкина поэма завершается гибелью Черкешенки и спасением Пленника, отказавшегося умереть вслед за возлюбленной, то Лермонтов, следуя романтическому шаблону, описывает смерть пленника от руки отца черкешенки и последовавшее за этим самоубийство девушки. Кроме того, Лермонтов исключает из своей поэмы эпилог – его поэма заканчивается типично романтическим мотивом скорби: отец черкешенки сокрушается по поводу смерти дочери.

Поэма «Корсар» (1829)

Название поэмы заимствовано у Дж. Г. Байрона – в состав «Восточных поэм» входит одноименное произведение. Байрон подсказал Лермонтову концепцию характера главного героя, который после смерти любимого младшего брата ушел к пиратам, воевал с турками и влюбился в прекрасную девушку, спасенную с тонущего корабля. Образ жизни главного героя, столкновение с турками и мотив любви заимствованы у Байрона. В то же время в поэме прослеживается связь с поэмой Пушкина «Братья-разбойники» – за счет наличия мотива братской любви и бегства от общества.

Поэма «Две невольницы» (1830)

Первоисточником послужила поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», откуда Лермонтов позаимствовал сюжетную схему (любовный треугольник в стенах гарема). Также можно отметить отголоски поэмы Байрона «Гяур», где действие тоже разворачивается в гареме на Востоке. Лермонтов практически не видоизменял пушкинский сюжет, только сменил национальность героев (крымский хан превратился в султана, полячка в гречанку, грузинка в испанку) и несколько уточнил мотивы их поступков (Заира отказывает султану Ахмету в любви из-за того, что верна своему предыдущему возлюбленному, оставшемуся на родине). В целом, близость данной поэмы к пушкинскому оригиналу достаточно велика, несмотря на другое название, однако у Лермонтова, как и в «Кавказском пленнике», полностью отсутствуют признаки разрушения романтизма, представленные у Пушкина.

Южные поэмы» Пушкина

«Южные поэмы» (1820-24).

Написаны под сильным влиянием «Восточных поэм» Дж. Г. Байрона (1813-1816 гг.) «Южные поэмы» представляют собой цикл, т.е. произведения, входящие в состав цикла, объединены достаточно тесно.

В состав «южных поэм» традиционно включают «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Написанные на юге в то же время «Гавриилиада» (1821) и «Братья-разбойники» (1821-22) в состав цикла не включаются, потому что им не присущи все те черты, которые характерны для цикла как художественного единства.

Черты, объединяющие «южные поэмы»:

1. Байронический герой.

2. Идея свободы.

3. Экзотическое место действия.

4. Любовный треугольник.

5. Трагический финал.

6. Незавершенность сюжета.

7. Противопоставление дикости и цивилизации.

8. Разрушение романтизма.

«Кавказский пленник»

«Бахчисарайский фонтан»

«Цыганы»

Пленник – одинокий, разочарованный в жизни человек, ищущий свободы, его прошлое неопределенно, на него в тексте поэмы содержатся лишь намеки.

Хан Гирей – страстная натура в байроническом духе (по сравнению с остальными поэмами здесь байронический герой явно отодвинут на второй план).

Алеко – одинокий, разочарованный, с темным прошлым (сообщается, что «его преследовал закон», однако так и остается тайной причина преследования), ищет свободы, ради чего даже бежит в цыганский табор.

Свобода – единственная цель Пленника («ее одной он искал в подлунном мире»). В поисках свободы Пленник оказывается в плену (мотив плена противопоставлен мотиву свободы).

Идея свободы реализуется через ее противоположность – Мария пленница в гареме.

Алеко, как и Пленник, ищет свободу и находит ее у цыган, в живущем по естественным законам цыганском таборе.

Кавказ, черкесская деревня.

Бахчисарай (Крым), ханский дворец.

Бессарабия, цыганский табор.

Треугольник: Пленник –Черкешенка – северная красавица.

Гирей – Зарема – Мария.

Алеко – Земфира - молодой цыган.

Черкешенка бросается в реку и погибает.

Пушкин не уточняет, чьей смертью заканчивается поэма, однако мотив смерти в произведении представлен весьма выразительно – за счет того, что повествование ведется о далеком прошлом, в эпилоге сообщается, что все действующие лица мертвы за давностию лет.

Алеко убивает Земфиру и молодого цыгана, своего соперника.

Судьба Пленника неопределенна, известно, что он выбрался к своим, но как сложится его судьба в дальнейшем – неизвестно.

Неизвестно, что случилось со всеми персонажами, потому что в тексте поэмы содержатся только намеки на их дальнейшую судьбу. Убила ли Зарема Марию? Отмстил ли хан Гирей Зареме за смерть любимой наложницы? Умерла ли Мария своей смертью?

Неизвестна дальнейшая судьба Алеко: табор уходит, оставляя его сидящим в одиночестве посреди степи. Куда он планирует податься дальше – остается тайной.

Противопоставлены Пленник (христианская цивилизация) и Черкешенка (мусульманская культура).

Противостоят два мира: Мария (христианский Запад) – Зарема и Гирей (мусульманский Восток).

Сталкиваются Алеко (цивилизованный мир) и цыгане (дикий народ).

Разрушение романтизма на сюжетном уровне: неромантический поступок Пленника (он не бросился спасать Черкешенку или топиться за ней следом). Разрушение на структурно-композиционном уровне: в поэму включены дополнительные материалы (эпилог, написанный в жанре оды и противопоставленный основной части – элегии; отрывки из стихотворений Г. Р. Державина и В. А. Жуковского о Кавказе)

Разрушение на структурном уровне: в поэму включены отрывки из «Путешествия по Тавриде» (1823) И. М. Муравьева-Апостола и отрывок из письма Пушкина к А. А. Дельвигу от 1820 г., дающие реалистическое описание Бахчисарайского дворца.

Разрушение на сюжетном уровне: Алеко дискредитирован как романтический герой, ибо совершает преступление, руководствуясь принципом абсолютной свободы. Подчеркивается эгоистичность романтических ценностей – Алеко, как романтический герой, признает право на абсолютную свободу только за самим собой, лишая этого права всех остальных.

Цикл имеет обрамляющую композицию – первая и последняя поэмы похожи между собой за счет одного и того же типа героя, близости героя к автору, связи с настоящим временем, относительной завершенности, ведущей роли, которую играет герой в разворачивающемся конфликте. «Бахчисарайский фонтан» занимает центральное положение, т.к. это поэма абсолютно незавершенная с сюжетной точки зрения, описывающая прошлое вместо настоящего, конфликт в ней смещен в сторону от байронического героя и разворачивается между женскими образами.

Главная Страница