Декабрьские события 1986 года в Алматы.

Глубинной причиной конфликта было нарастание экономических трудностей советской системы в условиях разных этнодемографических тенденций развития двух основных этносов Казахской ССР — русских и казахов, что вело к росту социальной и межнациональной напряженности. Рождаемость казахов, особенно в сельских регионах юга страны, продолжала оставаться на очень высоком уровне при том что детская смертность существенно снизилась. Параллельно в крупных городах страны, в том числе Алма-Ате, где имелось русское большинство, несмотря на объявленный процесс коренизации, продолжалась реализация политики русификации. На высшие руководящие посты здесь назначались как этнические казахи, так и русские, не имеющие никакого отношения к Казахстану, так участились случаи назначения руководящих кадров, ранее не работавших в Казахстане и не знающих местной специфики. Высокий естественный прирост казахов приводил к тому что представители коренного населения выезжали в города, где возрастала конкуренция за жильё и рабочие места. Этническим казахам из сельской местности стало сложнее трудоустроиться вследствие плохого знания русского языка. Помимо личных качеств было обязательное требование знание русского языка. В то же время для назначения этнического русского на руководящую работу в Казахстане не требовалось знание казахского языка, даже если он назначался в регионе, где преобладало казахское население. Среди населения росло недовольство.

«6 января 1987 года состоялась расширенная Коллегия КГБ республики, посвящённая казахскому национализму. Отчитывался начальник 5 Управления КГБ КазССР полковник Т. Н. Нурахметов, так как вопросы межнациональных взаимоотношений, массовых беспорядков входили в компетенцию 5 Управления. В своём выступлении он отметил, что в декабрьских Алма-Атинских событиях 1986 года виноваты прежнее руководство 5 Управления и Комитета. Приводились различные цифровые выкладки, в которых, по мнению Нурахметова, таилась причина нарастания в республике национализма. Осуждающим тоном докладчик рассказывал о том, что в КазГУ количество студентов коренной национальности составляет 70 процентов, преподавателей — 80 процентов, в других вузах — обстановка и того ужасней. Тщательно анализировалось процентное соотношение по национальностям агентуры и доверенных лиц», — пишет Темирбулат Ахметов в своей документальной повести «Анатомия молчания».

По его словам, другие выступления мало чем отличались от основного доклада.

«И лишь заместитель начальника Управления КГБ по Алма-Атинской области полковник Турсун Айжулов отметил: „Мы объявили крестовый поход только против казахского национализма, но ведь нередки и факты проявления великорусского шовинизма, во многих случаях провоцирующие первое, а об этом почему-то никто не задумывается“».

Провозглашение Казахстана суверенным и независимым государством.

В начале декабря 1991 г. лидеры трех республик: России - Б.Ельцин, Украины Л.Кравчук и Беларуси – С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации союзного договора 1922 г. Фактически распад СССР был юридически оформлен.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Начался новый этап в истории республики.

Процесс рождения нового государства правопреемствующего Казахской ССР и Союзу СССР, пошел.

Особым этапом этого процесса стал Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 г. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство. Узаконивалось провозглашенное Декларацией многообразие форм собственности, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплялся курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово- кредитной, налоговой и таможенной политикой.

Для защиты независимости и территориальной целостности Республики Казахстан Конституционный Закон также впервые предусматривал создание собственных Вооруженных сил. Новым, по сравнению с нормами Декларации явилось то, что высшим органом судебной защиты Конституции признавался Конституционный Суд Республики Казахстан.

По существу этот Закон стал Временной Конституцией независимости Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета де-юре, т.к. нормы Конституции Казахской ССР 1978 г. и иных законодательных актов признавались действующими на территории Республики, поскольку они не противоречили Конституционному Закону от 16 декабря 1991 г. Само же его содержание было непосредственно положено в основу Конституции Республики Казахстан 1993 г.

На ашхабадской встрече лидеры республик Средней Азии и Казахстана, проанализировали беловежское соглашение, правовые аспекты проблемы и выразили готовность к полнокровному участию в формировании нового государства. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза, был подписан протокол соглашения о создании Союза Независимых Государств (СНГ).

В Казахстане начался динамичный процесс развития суверенной государственности.

В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. Проведено обсуждение проекта новой Конституции республики, реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на места

Первые шаги независимости Казахстана

1 этап на пути к независимости охватил период с сентября 1989 года до апреля 1990 года.

2 этап охватил период с 25 октября 1990 года до 10 декабря 1991 года. На этом этапе важнейшим событием стало принятие «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР».

3 этап длился с 16 декабря 1991 года до конца 1992 года.

4 этап продлился с начала 1993 года до марта 1995 года.

С принятия новой Конституции 30 августа 1995 года начался новый 5 этап, он продлился до осени 1997 года.

Важным на этом этапе стало принятие стратегической программы «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

Последний этап связан с процессом демократизации общества и дальнейшего наращивания потенциала суверенным Казахстаном. На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

В 1998 году были внесены поправки в Конституцию Республики, по которым политические партии получили возможность участвовать на выборах в Мажилис. Это решение привело к активизации политической жизни, партийного строительства. На выборах, состоявшихся осенью 1999 года, 10 мест получили партии «Отан», Гражданская, Аграрная, Коммунистическая. Процесс партийного строительства продолжается, мелкие партии, не имевшие широкой социальной базы, четкой программы действий ушли с политической арены, появились новые.

2000 год был объявлен Годом поддержки культуры в Казахстане, а в 2004 году 13 января была утверждена Государственная программа «Культурное наследие», где были определены основные приоритеты сохранения и развития культурного наследия Казахстана: изучение национальной культуры, обобщение многовекового культурного опыта, воссоздание исторических и архитектурных памятников, развитие образовательной сферы и.т.д.

twq.deutsch-service.ru ust.deutsch-service.ru refapmh.ostref.ru referatwif.nugaspb.ru Главная Страница