Этапы психологического эксперимента (продолжение)

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю сово­купность потенциальных испытуемых, которые могут быть объек­тами данного психологического исследования, обозначают как популяцию,или генеральную совокупность.Множество людей или жи­вотных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку вы­воды, получаемые в эксперименте, распространяются на всех чле­нов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Выбор популяции зависит от целей исследования. Специалист по психогенетике выбирает в качестве испытуемых моно- и дизиготных близнецов, а также их родителей, дедушек и бабушек. Меди­цинский психолог при изучении агрессивного поведения улиц с син­дромом посттравматического стресса исследует выборку ветеранов афганской войны. Исследователь закономерностей оперантного на­учения проводит эксперименты на выборке крыс.

Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоя­нием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными инди­видуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать ре­альными участниками исследования. Техника рандомизациисосто­ит в том, что всем представителям совокупности присваивается ин­декс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1) всю генеральную совокупность; 2) группу рандоми­зации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную ран­домизированную выборку.

Одно из требований к выборке – репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную со­вокупность, основные типы потенциальных испытуемых, сущест­вующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распре­делены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными.

Кроме того, исследователь распределяет группы относительно разных условий эксперимента так, чтобы контролировать или учи­тывать возможные эффекты последовательности, дифференцирован­ного переноса и др.

7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответ­ственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Лю­бой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведе­нием эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), прово­дит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испыту­емого.

Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по оконча­нии эксперимента (постэкспериментальное интервью).

Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимен­та.

а. Подготовка эксперимента. Исследователь готовит эксперимен­тальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. И.А. Бутенко считает, что она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В ин­струкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5–10 испытуемых.

б. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в экс­перименте. Это может быть денежная оплата (характерно для аме­риканской и бывшей советской психологии), информация о своих способностях и личностных чертах, помощь в решении личных про­блем и т.д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства ис­пытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особеннос­тей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых ком­ментариев.

в. Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособ­ности испытуемого, в том, что он здоров, желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ве­дет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемо­го и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры. Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внима­ние ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Пробле­ме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXEL).

В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за учас­тие в исследовании.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и ин­терпретация результатов – следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии плани­рования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экс­периментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразу­ется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного: а) о сходстве или раз­личии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых пере­менных; в) о статистической связи независимых и зависимых пере­менных; г) о структуре латентных переменных (относится к корре­ляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспе­риментальных групп.

Существуют "привязки" определенных методов обработки резуль­татов к экспериментальным планам. Для оценки различий данных, полученных при применении плана для двух групп, используют кри­терии: t, х2 и F. Факторные планы требуют применения дисперси­онного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друг с дру­гом.

Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: "Statistica", "Stadia", "Statgraphics", "SyStat", SPSS, SAS, BMDP. Все пакеты де­лятся на виды: 1) специализированные пакеты; 2) пакеты общего назначения и 3) неполные пакеты общего назначения. Для исследо­вателей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные ста­тистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается до­кументацией. По мнению экспертов, наилучший вариант докумен­тации у пакета SPSS. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программ­ную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Stadia", "Мезозавр", "Эвриста".

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследова­тельский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависи­мости между переменными: "Если А, то В".

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) – решающий аргумент (но не единственный) в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выво­ды с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и результата­ми предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или же опровержением той или иной тео­рии. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он скло­нен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить ре­зультаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса своих данных на другие ситуации, популя­ции и т.д.

10. Конечным продуктом исследования являются научный от­чет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного жур­нала.

Существуют определенные требования к оформлению рукопис­ной научной работы, наглядному представлению результатов и струк­туре изложения.

Подведем итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формули­ровка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методи­ки и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для кон­троля переменных, проведение эксперимента, обработка и интер­претация результатов, подготовка научного отчета.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надеж­ностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.

Вопросы для самоконтроля

1. С чего начинается экспериментальное исследование?

2. В каком случае проводится именно экспериментальное исследование?

3. Какую цель преследует исследователь, обращаясь к научной литературе?

4. Какую форму имеет любая экспериментальная научная гипотеза?

5. Какую цель преследует ученый, планируя исследование?

6. Что означает понятие «генеральная совокупность»?

7. Что означает понятие «выборка»?

8. Требования к формулированию инструкции в экспериментальном исследовании?

9. Что является продуктом научного исследования?

Модуль 3.

Стаття 1247. Загальні вимоги до форми заповіту
Тектоніка плит
Загальні відомості про фільтри
Форма отчёта по педпрактике.
Меры безопасности при подаче напряжения на электровоз от сети депо
Причини виникнення дефіциту бюджету
Развитие основного конфликта
МЕСЯЧНЫЙ ОТЧЕТ КЛУБА СЛЕДОПЫТОВ
Конкурентоспроможність потенціалу підприємства
Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЁННОСТИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ
Нарушение личностного компонента мышления
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
Внешняя политика России во второй половине 1890 - начале 1900-х гг. Русско-японская война.
III. Classification of Consonants
Линейное однородное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами
МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ
XI. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЫПИСКИ ИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЛЕЧЕБНО-
Понятие о силе и системе сил
Организационная структура и функции органов государственной статистики.
Вимоги до змісту курсової роботи (КР).
Право выбирать учебное заведение.
ФАРТУК С СЕРДЕЧКОМ ИЗ МАРГАРИТОК
Главная Страница