Западный путь происхождения права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

Количество признаков государства может быть различно, однако выделим наиболее важные.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации догосударственного общества, при­ходит территориальное объединение. Целостность общества и взаи­мосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или поддан­ства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законо­дательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управ­ления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, го­сударство обладает таким свойством, как принудительность, которая осуществляется через органы насилия - армию, службы охраны по­рядка и безопасности. В отличие от принципов самоуправления, на которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в догосударственном обществе самим населением, с возникновением го­сударства происходит отделение публичной политической власти от общества, обособление и концентрация политических функций в ру­ках профессионалов-управленцев.

В-третьих, государство представляет собой суверенную органи­зацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри стра­ны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобя­зательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических органи­заций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутст­вующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и ле­гитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании влас­ти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным за­конам. Легальность власти представляет собой юридическое призна­ние права государства на применение принуждения. Формой легаль­ного господства является правовое государство. Однако в условиях демократии, когда правящая группа получает власть из рук населе­ния, не менее важным для государственной власти становится ее ле­гитимность, то есть одобрение власти в силу ее привлекательности, вера в то, что данная власть, ее институты являются самыми лучши­ми. А коль это так, то население, признавшее данную власть, обязано подчиниться ее решениям.

18. Понятие и основные признаки права. Право - это система общеобязательных, формально определен­ных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Существует несколько теорий по поводу понятия права. Сторон­ники нормативистской теории определяют право как совокупность

охраняемых норм. Право — это система норм, где на самом верху нахо­дится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значи­тельной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через признак принятых государством нормативных правовых актов.

В психологической теории наряду с писаными законами, то есть с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психичес­кие переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмо­ций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивиду­альных психических переживаний человека. Таким образом, госу­дарственное принуждение здесь не выступает в качестве существен­ного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Социологическая теория основывается, главным образом, на эмпи­рических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращают­ся, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», ко­торое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, - изучение реального поряд­ка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных дейст­вий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения пра­вовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непрере­каемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотре­ния. Эта теория ведет к фактическому расширению «правотворчес­ких» функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, ос­новываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

В основе социальной концепции права лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимоти совершения определенных поступков, обеспечивающих солидар­ность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социаль­ной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогаю­щих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить по­рядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности - эконо­микой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообуслов­ленности и взаимозависимости. Отсюда - акцент на социальные функ­ции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, рас­пределительного механизма в экономических процессах. Иными сло­вами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемокра­тические ценности.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понима­ется как совокупность прав, которыми все люди обладают от приро­ды в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Го­сударство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые

права человека.

Согласно теории возрожденного естественного права (современ­ная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к выс­шему, естественному праву, вытекающему из человеческой приро­ды. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свобо­ды, равенства, справедливости для всех людей.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и комму­нистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материа­листического понимания истории и классовой природы государства и права. В системе марксистской теории было закономерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, опреде­ляемой материальными условиями жизни этого класса.

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право и поэтому представители данного подхода взяли из различных теорий самые рациональные на их взгляд стороны.

Признаки права.Признаки права делятся на всеобщие и особенные ' (частные). К всеобщим признакам права, прежде всего, относится его социально-историческая природа, т. е. право является продуктом определенной стадии развития общества и государства, конкретной исторической и социальной среды.

Особенные признаки права:' 1нормативность- означающая установ­ление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определя­ют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2системность - право представляет собой не простой набор норм, а целост­ную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной за­кон, которым не должны противоречить все иные нормы права, на­пример нормы, регулирующие имущественные и личные неимущест­венные отношения, то есть нормы гражданского права общеобезательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования: 4) формальная определеность права. означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены; 5) процедурность правапредполагает по­рядок принятия законов, механизм их реализации, средства контро­ля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неотнакратность права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адреса­том; 7) связь права с государством. Нормы права создаются государст­вом и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохра­нительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выра­жается воля общества, государства, определенного класса; 9)_регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомёрного должного и возможного поведения субъектов.

19. Понятия и основные прзнаки государства. Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, представляя общество, руководящее им. Под государством можно понимать совокупность государственных органов. Основными признаками государства признаются: территория; население; система государственных органов; правовая система; государственный суверенитет; финансовая система; армия и государственный язык. Государство руководит обществом осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой страны цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государства использует налоги, собираемые с населения. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения. Государство – не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе. Есть политические партии, есть профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общества государство отличается рядом признаков. Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население . Каждый человек уже в силу своего рождения имеет определенную связь с государством. Становясь его гражданином или подданным , и обретает, с одной стороны , обязанность подчиняться государственно – властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государств.

20. «Основы права» как учебная дисциплина. Целью освоения дисциплины "Основы права" является приобретение обучающимися профессиональных компетенций в сфере государственного и муниципального управления, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалистов в современных условиях.

Основная цель учебной дисциплины «Основы права» - дать студентам первоначальные знания о праве, выработать позитивное отношение к нему, осознать необходимость соблюдения правовых норм, тем самым обеспечить полную, профессиональную подготовку бакалавра функционирующего в условиях правового государства.

В области воспитания целью изучения учебной дисциплины «Основы права» является формирование личностных качеств: нравственности, общекультурных навыков, способности к социальной адаптации, реализации творческого потенциала личности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданской позиции, коммуникативности, толерантности.

Изучение курса учебной дисциплины "Основы права" имеет своей задачей выработать у студентов ряд профессиональных и личностных качеств, а именно:

- умение правильно понимать государственно-правовые явления;

- выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности;

- привить практические навыки работы с конституционным, гражданским, административным и трудовым законодательством Республики Казахстан;

- обучить студентов правильной ориентации в конституционном, гражданском административном и трудовом праве Республики Казахстан, его применению в повседневной жизни и в практической работе;

- развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

В области обучения цель учебной дисциплины "Основы права" заключается:

- в подготовке в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных, а так же профессиональных знаний в области менеджмента;

- в получение высшего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере государственного и муниципального управления, обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.

Задачами изучения дисциплины также являются познание и формирование навыков толкования правовых категорий и институтов, таких как, признаки и формы государства, основные теории его происхождения, норма права и ее структура, источники права, система права, правоотношение и его элементы, конституционные основы Республики Казахстан и правового статуса гражданина и человека, особенности административно-правовых норм и сфера их действия, федеральные органы власти, субъекты и объекты гражданских прав, понятие и основное содержание права собственности, правонарушение и ответственность, трудовой договор, защита прав работника, охрана труда, государственный и муниципальный служащий и др.

21. Земельно-правовые отношения. Земельное правоотношение — это реальное общественное состояние, в котором между субъектами возникли взаимные права и обязанности относительно защищенного государством земельно-правового блага или интереса. Земельные правоотношения подразделяются на материальные, возникающие на ос ноне материального права, и на процессуальные, представляющие собой реализацию процессуальных норм.

По функциональному назначению, в зависимости от того, направлены на реализацию прав и обязанностей или же на установление ограничений и запретов, либо на применение санкций, земельные правоотношения могут быть регулятивнымиилиохранительными.

В системе земельных правоотношений определяющее значение имеют правоотношения собственности на землю, и они лежат в основе всех иных правоотношений. Поэтому другие виды земельных правоотношений по отношению к ним находятся в подчиненном, служебном положении.

Земельные правоотношения различаются также по характеру взаимодействия сторон земельного правоотношения. По этой классификации отношения могут быть равноправными или субординационными Равноправные земельные отношения складываются в сфере гражданского оборота земель, кооперации усилий и интересов собственников и землепользователей. Субординационные земельные правоотношения выражают административный метод регулирования земельными отношениями. Здесь стороной, как правило, выступает уполномоченный орган или должностное лицо, от которых исходят императивные требования к собственнику или землепользователю.

Субъектыземельных правоотношений наделены правомочиями, объем и содержание которых определяются: правовым статусом, видом субъекта; характером и направленностью его действий; особенностями объекта правоотношения; условиями и обстановкой, в которых возникают соответствующие правоотношения.

Все граждане РК обладают земельной правоспособностью с момента рождения, а земельная дееспособность возникает, как правило, по достижении совершеннолетия. Граждане вправе: получать в собственность или пользование земельные участки для различных производственных, хозяйственных и социальных целей; самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке итак далее.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации его учредительных документов. Объем и содержание земельной правоспособности юридического лица определяются целями и задачами его деятельности, закрепленными учредительными документами. Поэтому в отношении юридических лиц необходимо говорить о специальной земельной правоспособности.

Объектами правоотношений являются материальные и иные ценности по поводу которых между субъектами возникают соответствующие земельные правоотношения. Общим объектом земельных правоотношений выступает весь земельный фонд, земельные ресурсы страны, земля, которая используется или может быть использована в отраслях экономики. Родовым объектом могут являться земли: сельскохозяйственного назначения; водного фонда; населенных пунктов; особо охраняемых природных территорий; других категорий земельного фонда; а так же земли различных угодий. Конкретным объектомправоотношений собственности, использования и охраны, отчуждения или изъятия всегда выступает индивидуально определенный земельный участок — выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепленная в установленном законом порядке за субъектами земельных правоотношении.

Содержаниеземельных правоотношений составляют взаимосвязанные между собой права и обязанности, определяющие поведение субъектов земельных правоотношений. Права и обязанности субъектов земельных правоотношений в своей совокупности отражают содержание соответствующего правоотношения.

Объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, их содержание и соотношение зависит от следующих обстоятельств:

§ от форм, видов собственности на землю и землепользования Наибольший объем прав и обязанностей принадлежит собственникам земельных участков.

§ от правового статуса, вида субъекта.

§ от категориальной принадлежности, конкретного целевого назначения и правового режима земельного участка.

§ от обстановки, в которой осуществляет свои функции субъект права собственности или землепользования.

22. Понятие административного права.Административное право как самостоятельная отрасль правовой системы Казахстана, несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач.

Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения права в административное право.

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы Казахстана. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в Казахстане очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и “ обслуживает” сферу государственного управления.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РК.

Административное право как самостоятельная отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе организации и осуществления государственного управления.

Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями.

Значительна роль административных средств правоохранительного характера, т.е. контрольно - надзорной деятельности за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Административное право широко использует эти средства в целях профилактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечения должного порядка управленческих общественных отношений, охраны конституционных прав и свобод граждан.

Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются и прекращаются в сфере управления. Все подобного рода общественные отношения, так или иначе, связаны с процессом осуществления исполнительно - распорядительной деятельностью общественного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально - культурным и административно - политическим строительством. Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно - распорядительных функций. Следовательно, предмет административного права составляют фактически управленческие общественные отношения.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

Административное право - юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. Административно - правовые отношениячаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организацииВ управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры и другое.

Административное право - целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно - правовой режим регулирования.

Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность прав.

23. Гражданские правоотношени В результате урегулирования нормами гражданского права общественных отношений они приобретают правовую форму и становятся гражданскими правоотношениями. Гражданское правоотношение — это не что иное, как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения.

В результате регулирования гражданским правом имущественных отношений возникают гражданские имущественные правоотношения. Если же урегулированы гражданско-правовыми нормами личные неимущественные отношения, устанавливаются личные неимущественные правоотношения

Понятие гражданского правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормой гражданского права, в равной мере подходит и к личным неимущественным правоотношениям. Правовое регулирование не приводит к созданию каких-либо новых общественных отношений, а лишь придает определенную форму уже существующим личным неимущественным отношениям, которые становятся одним из видов гражданских правоотношений.

Особенности гражданско-правовых отношений. Входящие в предмет гражданского права общественные отношения регулируются методом юридического равенства сторон. Поэтому в большинстве случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор. Это с неизбежностью отражается и в характере гражданских правоотношений.

Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга. Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной и диктовать ей свои условия только в силу занимаемого ею положения. Если управомоченная в гражданском правоотношении сторона вправе требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Так, заказчик вправе требовать от подрядчика выполнения работы, но той, которую последний согласится выполнить в соответствии с заключенным между ними договором. Даже в тех случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, последние также находятся в юридически равном положении, например, в случае причинения вреда деликтное обязательство зачастую возникает независимо от желания причинителя вреда. Однако и в этом гражданском правоотношении стороны находятся в юридически равном положении и подчиняются только закону. Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского правоотношения. С утратой этого свойства меняется и природа правоотношения. Из гражданского оно превращается в иное правоотношение.

Так, приобретая в собственность квартиру у местной администрации, гражданин вступает в гражданское правоотношение и находится в юридически равном с местной администрацией положении. Однако ситуация меняется, если местная администрация распределяет жилье между гражданами, пострадавшими от землетрясения. В возникающем здесь правоотношении местная администрация выступает уже как орган обладающий властными полномочиями по отношению к гражданину, исключающими юридическое равенство сторон. Поэтому данное правоотношение по своей юридической природе является не гражданско-правовым, а административным.

Содержание и форма гражданского правоотношения. В процессе гражданско-правового регулирования общественных отношений их участники наделяются субъективными правами и обязанностями, которые в дальнейшем и предопределяют поведение участников в рамках существующих между ними правоотношений. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается в результате взаимодействия между людьми. В правоотношении взаимодействие его участников осуществляется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями. Так, в правоотношении купли-продажи продавец передает проданную вещь покупателю в собственность на условиях и в сроки, определяемые договором между ними, а покупатель уплачивает продавцу деньги в размере и в сроки, установленные этим же договором. Входящие в предмет гражданского права общественные отношения в результате их правового регулирования не исчезают, а лишь приобретают правовую форму, с помощью которой упорядочивается их содержание. Поэтому содержание гражданских правоотношений образует взаимодействие их участников, осуществляемое в соответствии с их субъективными правами и обязанностями.

Субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам гражданского правоотношения, образуют его правовую форму. Под субъективным правом понимается юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица, а под субъективной обязанностью — юридически обусловленная мера необходимого поведения обязанного лица в гражданском правоотношении. Особенностью субъективных гражданских прав и обязанностей является то, что они носят либо имущественный, либо личный неимущественный характер. Так, право собственности — это имущественное право, предоставляющее его обладателю юридически обеспеченную возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации - личное неимущественное право, которое предоставляет управомоченному лицу юридически обеспеченную возможность требовать опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений.

24. Понятие экологического права. Экологическое правоэто самостоятельная отрасль казахстанского право, которое призвано изучать направление деятельности государства в области правого регулирования природопользования и охраны окружающей среды.Предметомэкологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права.

Общая часть экологического права включает понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; право природопользования; государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение экологического законодательства. В особенной части расположены институты эколого-правового режима использования и охраны природных ресурсов.

Классификация источников экологического права:

§ по юридической силе: законы и подзаконные акты;

§ в соответствии с законом РК о нормативно-правовых актах (24.03.98г): основные и производные;

§ по предмету регулирования: общие и специальные;

§ по отраслям законодательства (нормы земельного, водного т.д.);

§ по характеру правового регулирования (материальные и процессуальные);

§ по содержанию (комплексные, природоохранные, природно-ресурсовые, средозащитные);

§ по степени значимости (основные и вспомогательные).

Конституция РК и ГК РК определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В экологическом законодательстве закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особе

who.deutsch-service.ru refalmx.ostref.ru suj.deutsch-service.ru referatswn.nugaspb.ru Главная Страница