Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цели — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). Веду­щий по кругу просит ответить на вопрос «Что нового, что хороше­го произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?»

Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хоро­шего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жиз­ни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции мо­жет доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и об­ращать на такие мелочи свое внимание.

2. Повторение правил работы в группе (помимо очевидной цели повторения правил, упражнение преследует цель поддержания атмо­сферы психологической безопасности). Повторение правил, сформулированных на прошлом занятии, можно провести в форме сочи­нения «вредных советов». Например: «Если кто-то из членов груп­пы рассказал на занятии что-то интересненькое, не забудь сообщить об этом всей школе, напиши об этом на всех стенах и расклей объяв­ления на всех заборах». Работу удобнее проводить в малых груп­пах. Также можно предложить участникам подготовить в малых группах и разыграть небольшие сценки, изображающие работу тренинговой группы, в которой не соблюдаются никакие правила. После демонстрации сценки обсуждается, какие именно правила нарушались.

3. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» для снятия мышеч­ных зажимов, активизации участников, развития творческого вооб­ражения. Ведущий предлагает детям представить, что они находят­ся в сказочном лесу, и попревращаться в различных животных (зай­ца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа и т. д.). После окончания упражнения участники обмениваются чув­ствами. Во время выполнения упражнения особенно важно под­держивать атмосферу психологической безопасности и безоценочности.

4. Обсуждение понятия «тревожность» (цель — осознание ребя­тами личностного смысла понятия «тревожность»). Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсужде­ния необходимо подвести участников к представлению о том, что тревожность — это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

5. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?», позволяющий осознать собственный опыт, получить эмо­циональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в назва­ние упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описыва­ли конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

6. Медитация для обучения навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния. Участникам группы предлагается рассла­биться и понаблюдать за своим дыханием. Участники представляют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый, прозрачный воздух, а выдыхают — мутный и коричневый. Это происходит оттого, что все накопившиеся за день неприятности, проблемы, негативные чувства выходят из тела вме­сте с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух ста­новится все чище и чище. Участники наблюдают за этим процес­сом и затем рассказывают о своем опыте.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 3. Школьные страхи

Необходимые материалы:бумага для рисования, цветные каран­даши, фломастеры, краски.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для работы). См. занятие 2.

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...», необходимая для спло­чения группы, получения более глубоких знаний друг о друге. Выбира­ется водящий. Он становится в круг. Остальные участники сидят на стульях. Водящий произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», заканчивая ее каким-то признаком, которым обладает он сам и, предположительно, еще несколько ребят в группе (например: «Поменяйтесь местами те, кто когда-нибудь приходил в шко­лу с несделанными уроками»). Ребята, обладающие названным ка­чеством, меняются местами. Задача водящего — успеть сесть на одно из освобождающихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.

Зачастую игра проходит очень шумно и динамично, ведущему стоит позаботиться о физической безопасности участников. Иног­да ребята сосредотачивают свое внимание исключительно на вне­шних признаках. В таком случае роль водящего может взять на себя психолог и показать, что фраза может заканчиваться и упомина­нием более личностно ориентированных качеств.

3. Обсуждение понятия «страх» (цель — осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов). Задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоци­ации записываются на доске. Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.

4. Информирование (помимо прочего, способствует повышению у участников мотивации на работу с собственными чувствами). Веду­щий рассказывает участникам о том, что все неприятные события вызывают у человека тяжелые чувства. От природы нам дан меха­низм разрядки отрицательных эмоций. Но часто эта разрядка пре­рывается (нас утешают, говорят: «Не плачь, ты уже большой» и так далее). В этом случае боль остается с нами, и у нас возникают пси­хологические проблемы. Задача психологической работы — научить человека разряжать свои чувства безопасным для него и окру­жающих способом. Страх разражается смехом, потоотделением, дрожью.

5. Рассказ о школьном страхе (цель — разрядка страха). По кругу участникам предлагается рассказать о каком-нибудь страшном слу­чае в школе легким тоном. После упражнения производится обмен чувствами. Иногда участники погружаются в тяжелые чувства, в этом случае ведущий должен помочь смоделировать легкий тон.

6. Рисование школьных страхов (цель — разрядка страхов). На листах бумаги участники рисуют свои страхи. Затем им предлага­ется сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения ребята делятся своим опытом. При выполнении уп­ражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участ­ником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чув­ства.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 4. Школьные страхи

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (цель — снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображе­ния). Ребятам предлагается представить, что они находятся в ска­зочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осен­ним листьям, по болоту и так далее. После окончания упражнения дети отвечают на вопрос: «Что понравилось в этом упражнении, что было трудно?»

3. Повторение теории (помимо актуализации теоретического материала, повышает мотивацию на работу с чувствами). Ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы: «Как возникают у человека проблемы? Что такое разрядка? Зачем она нужна? Как ее прерывают? Какие мы знаем способы разрядки страха?»

4. Ролевая игра «Кошмарный учитель», способствующая разрядке страха. Ведущий рассказывает о том, что один из способов разря­дить свой страх — побыть в роли того, кого ты боишься. Детям по очереди предоставляется такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Остальная группа «пугается».

При выполнении упражнения ведущий задача ведущего — сле­дить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда дети отказываются исполнять эту роль или делают это формально, без эмоций — «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.

5. Медитация «Полет на ковре-самолете» (цель — обучение на­выкам расслабления и саморегуляции психического состояния). Участ­никам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и пред­ставлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький ков­рик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ко­вер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безо­пасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хо­чется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопас­но. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, что­бы у участников было достаточно времени для разворачивания соб­ственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

6. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 5. Школьные страхи

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Превращение в камень», позволяющая развить навыки са­морегуляции. Дети могут бегать, прыгать, то есть активно двигать­ся. По сигналу ведущего они замирают, превращаясь в камень.

3. Сочинение страшилок о школе (цель —разрядка страха). Вна­чале ведущий разговаривает с участниками о том, что такое стра­шилка И чем она отличается от волшебной сказки. Затем каждому участнику предлагается сочинить страшилку на тему своего школь­ного страха и рассказать ее страшным голосом. Задача остальной группы — пугаться. После окончания работы можно попросить детей разделиться на малые группы, выбрать одну из сочиненных страшилок и инсценировать ее.

Для того чтобы упражнение дало максимальный эффект, необ­ходимо создать в помещении для занятий подходящую атмосферу: потушить свет, задернуть занавески. Ведущий должен помогать рассказывающему говорить страшным голосом, а остальной группе — пугаться. Иногда участникам трудно начать рассказывать страшил­ки, в этом случае роль первого рассказчика может взять на себя ве­дущий.

4. Игра «Волшебный магазинчик страхов» (позволяет изменить отношение к собственным страхам). Ведущий рассказывает сказкуД. Соколова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагается пред­ставить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.

5. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 6. Агрессивность

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См.занятие 2.

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.).На этот раз участникампредлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

3. Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личност­ного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон. Ведущий задает участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна чело­веку? А чем она может помешать?»

Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.

4. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружа­ющих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен ста­раться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говори­ли «общими словами».

5. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ре­бята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Веду­щийбеседует с участниками о том, к чему приводит долго сдержи­ваемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие спо­собы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться и прояснить разницу.

6. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрядить агрессив­ные эмоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопас­ности.

7. Медитация (цель — разрядка агрессивных эмоций). Ребята рас­слабляются,закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматри­вают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представ­ляют этого человека. Им предлагается представить, что они гово­рят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники расска­зывают о своем опыте.

8. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 7. Агрессивность

Необходимые материалы: подушки.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См.занятие 2.

2. Игра для развития навыков саморегуляции.Дети бегают, кри­чат.По сигналу ведущего замирают в позах, в которых их застал сигнал.

3. Повторение теории. Обсуждается ряд вопросов: «Что такое аг­рессия? Всем ли она свойственна? Чем агрессивность нам помога­ет, зачем она нам нужна? Как агрессивность может нам помешать? Что такое безопасные способы разрядки гнева? Какие из них вы знаете?»

4. Выполнение техники «И-а» (цель — разрядка агрессии). Длявыполнения упражнения необходим стол с уложенными на нем подушками. Участники по очереди подходят к столу и резко бьют по подушкам рукой с громким криком «И-а». «И» произносится на вдохе, «а» — очень резко, на выдохе.

Многие дети вначале очень стесняются выполнять это упраж­нение. Особенно тяжело дается громкий крик. Здесь может помочь поддержка ведущего и всей группы (например, порепетировать крик всем вместе, хором).

5. Упражнение «Спустим пары». См. занятие 6.

6. Медитация. См. занятие 6.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 8. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См.занятие 2.

2. Игра «Растение» (игра помогает учиться произвольно чередо­вать состояния мышечного напряжения и расслабления). Дети посте­пенно«вырастают» из семечек, затем «ломаются».

3. Игра «Изобрази чувство» (цель — развитие атмосферы спло­ченности в группе, повышение чувствительности к невербальным сред­ствам общения). Один участник выходит из комнаты. Ведущий на­зывает ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника — пока­зать это чувство невербально. Группа отгадывает. Иногда ребенок говорит, что не знает, как показать доставшееся ему чувство. В этом случае ведущий может помочь.

4. Игра «Передача чувства прикосновением» (цель — развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Водящий участник садится спи­нойк группе. К нему по очереди подходят остальные и передают прикосновением одно из четырех чувств: страх, радость, любопыт­ство или грусть. Водящий должен сказать, какое чувство ему пе­редали.

5. Игра «Пип» для развития атмосферы сплоченности в группе, повышения чувствительности к невербальным средствам общения. Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами нахо­дится в центре круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориен­тацию, и одновременно все меняются местами. Задача ведущего — подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащу­пать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Пип!» А водя­щий должен определить, у кого на коленях он сидит.

6. Информирование (помимо получения теоретических знаний, спо­собствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недоста­точно хорош(а)»). Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Ведущий говорит о том, что часто возникает проблема «Я недостаточно хорош(а)». Как возникает эта проблема? Как воспринимают себя маленькие дети? Важно подчеркнуть следующее: то, что мы называем неуверенно­стью в себе или скромностью, это не черта характера, а хроничес­кая психологическая проблема.

7. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хорош(а)» (цель — осознание источников проблемы, получение эмоцио­нальной поддержки). Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?». Важно просить участников вспоми­нать конкретные случаи и высказывания окружающих.

8. Медитация (цель — осознание собственного тела, принятие его). Участники расслабляются, закрывают глаза. Следуя словам веду­щего, они «путешествуют» по своему телу, стараясь осознать, что происходит в разных его частях. В конце участникам предлагается произнести про себя фразу: «Это я. Я —... (называется имя). Я здесь живу». После окончания упражнения участники отвечают на во­прос о том, что нового им удалось узнать о собственном теле.

9. Упражнение «Что мне нравится в себе?» (цель — принятие сво­его физического «Я»). Участники письменно отвечают на вопрос:

«Что мне нравится в своей внешности, своем физическом облике?«, затем зачитывают эти списки вслух.

Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый участник, ведущему стоит проявить здесь мягкую настойчивость.

10. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 9. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Открытые вопросы» для получения поддержки от окру­жающих, повышения самооценки. Ведущий говорит: «Встаньте те, кто хотя бы один раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как нас много! А теперь встаньте те, кто хотя бы раз в жизни грубил роди­телям». Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни.."

Иногда задающий вопрос может пытаться «проверить» осталь­ных участников группы, называя поступок, который сам он не совершал. Важно подчеркнуть, что задавать можно только такой во­прос, на который ты сам должен встать.

3. Повторение теории с целью актуализации теоретических зна­ний, повышения мотивации на работу. Обсуждаются следующие во­просы:

□Что такое самооценка?

□ Какая самооценка обычно у тревожных людей?

□ Что такое принятие себя? Зачем оно нужно?

4. Упражнение «Похвальное слово самому себе», создающее усло­вия для повышения самооценки. В течение 5 минут с закрытыми гла­зами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспомина­ниями по кругу.

5. Упражнение «Комплименты», которое позволяет расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку. Каждому уча­стнику группа рассказывает о том, что в нем нравится. Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты говорят­ся искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь про­тиворечить или благодарить.

6. Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ре­сурсов, повышению уверенности в себе). Участники представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориенти­ром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутрен­ний источник света.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

referatwhl.nugaspb.ru slf.deutsch-service.ru sug.deutsch-service.ru referatqvg.nugaspb.ru Главная Страница