Дети принимают в общении традиции приветствия друг друга — похлопывание по плечу, объятия, поцелуи, удары ладонью о ладонь, поднятие руки вверх.

Существуют и рефлективные знаки телесного контакта — удары, толчки, которые носят промежуточный характер, они выражают ассоциативные отношения детей и подростков. Су­ществуют в отдельных коллективных играх (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и т.д.), в коллективных танцах, в коллектив­ном восприятии музыкальных молодежных жанров искусства, в коллективном "болении" за любимые команды знаки и симво­лы, которые реализуются под влиянием и обаянием масскульту-ры: вставания, вскидывание рук, размахивание флагами и т.п. Роль таковых знаковых обрядов в генезисе психики молодежи, в усвоении молодежной культуры досуга значительна.

К кинетическим знакам досуга детей можно отнести:

-знаки внешнего приветствия детей друг друга в досуговом общении (командные приветствия в играх и личные привет­ствия);

-символические жесты (салют, ритуал, отдание чести и др.);

-танцевальные жесты (па, образные движения и т.п.);

-жесты протеста;

-жесты общности, солидарности на массовках и тусовках;

-знаки-симптомы (радость, восторг);

-дискретные знаки и др.;

в) экстралингвистические знаки как выразительное исполь­зование голоса, речи (знаки-звуки, языковые знаки). Чаще все­го они используются детьми в синтетических моделях песни и танца: коллективные выкрики, междометия, свист. Данные зна­ки присущи вокальным показателям, темпоречи детей, паузам и даже дыханию.

.

Д.Б.Эльконин отмечает свойственный речевой игре "двойной символизм", использование в игре знаков-заместителей, заме­щающих действий72.

ВажнОЕ значениЕ речевых знаков социализа­ции мысли детей в их досуговой практике и подражательность, которая свойственна имитационным и другим играм. Речевой знак, воспринимаемый на слух, содержит в себе различную ин­формацию, важную детям. Знания, приобретаемые или через эк­стралингвистические знаки, мобильны, независимы и наиболее обобщены.

К экстралингвистическим досуговым знакам можно отнести:

-разнообразные фольклорные "сигналы" (речевки, дразнил­ки, говорилки, считалки и т.п.);

-прозвища, отражающие имена действительных или вы­мышленных героев сказок, книг, мультфильмов, животных; речевые приветствия детей друг друга;

-сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских имолодежных групп и подгрупп, и др.

3 ПОДХОД . Существуют субстратно-субстанциональные знаки призна­ния успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои сим­волические эквиваленты и используются с точки зрения типа функционирования внутри системы досуга. Это, скорее, знаки символы,, иррациональные предметы:

- знаки различия и памятные знаки(спортивных обществ, творческих коллективов, знаки принадлежности к ученичес­кому классу, школе, году выпуска из школы и т.п.);

- знаки-поощрения (наградные значки, ленты, вымпелы, куб­ки, медали и др.);

- знаки присвоения "званий", классности, разряда, выбора в официальный актив;

- талисманы (предметы, приносящие удачу; предметы, демон­стрирующие посвящение в ту или иную общность) и др.

4 ПОДХОД Существуют также знаковые предметы, обозначающие сферу действия детей в той досуговои области, в которой они ис­пользуются (игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные ин­струменты и др.).

Особую игровую методику использования зна­ков и символов как механизма освоения социального опыта со­здал Л.С.Выготский,

Ребенок, проходя опыт символического представления жиз­ненного опыта, развивает язык, мышление,

Таким образом, в на­учной психологической литературе отмечается, что знаки — это обозначения, свободные от контекста, в то время как символы зависят от него.

Вспомним знаменитую русскую матрешку — игрушка игру­шек, она символизирует то, что каждый из нас живет не ради себя, а ради кого-то и чего-то, существующих вне нашего пони­мания.

. Обряды, обычаи, ритуалы, церемонии как пласт традиций игровой культуры

Традиция— всегда передача (лат— "передаю"). Пе­редача и сохранение значимых элементов социального и куль­турного наследия от поколения к поколению, способствующих развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре в целом.

Традиция — то, что держит равновесие жиз­ни. Приверженность к традиции есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения людей., КОТОРЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ИГРАХ

ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИИ

1. Длительность, повторяемость в общественной практике,
привычность в восприятии коллектива, одобрение коллективом.
Традиция — то, что устоялось, отложилось, приложилось и
постоянновоссоздается в жизни детского коллектива. Никто из
детей специально не думает о том, почему надо шить бальное
платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го

сентября./

2. Своеобразие, самобытность — пафос традиции. Традиции
не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
Прекрасная русская актриса В.Комиссаржевская считала, к
примеру, что настоящее следование традиции заключается в
том, чтобы, владея ею, все делать по-своему.

refaowq.ostref.ru pull.radioritual.ru uyc.deutsch-service.ru referatwle.nugaspb.ru Главная Страница