Работа коробки перемены передач и механизма переключения

Шестерни коробки перемены передач находятся между собой в постоянном зацеплении и приводятся во вращение одновременно с первичным валом.

При нейтральном положении рычага переключения передач муфты переключения 14 и 15 (рис. 33) не зацеп-

Рис. 33. Работа коробки перемены передач:

13 — барабан переключения; 14и 15 — муфты переключения; 20— вторичный вал; 28— шестерня первой передачи; 29 — шестерня второй передачи; 31— блок шестерен; 44—первичный вал; 51 — вилки переключения

лены с шестернями, и вторичный вал 20 стоит неподвижно.

Для включения первой передачи необходимо рычаг переключения поставить в положение 1 на кулисе. При этом тяга повернёт рычажок и зубчатый сектор. Вместе с зубчатым сектором повернутся шестерня и барабан 13. Барабан своим вырезом сдвинет вилку с муфтой 15 переключения так, что кулачки последней войдут в отверстия шестерни 28 первой передачи и жёстко свяжут её со вторичным валом. Вторичный вал и цепная зубчатка начнут вращаться.

При включении второй передачи барабан выводит из зацепления муфту 15 переключения первой передачи вводит в зацепление муфту 14 переключения второй третьей передач с шестерней 29 второй передачи.

Третья или прямая передача включается, когда муфт переключения второй и третьей передач выходит из зацепления с шестерней второй передачи и зацепляется кулачками первичного вала 44. В этом случае вторичный зал и цепная зубчатка вращаются со скоростью первичного вала. Самопроизвольное выключение передач предупреждается фиксатором, удерживающим барабан в определённом положении.

Работа механизма кикстартера

При нажатии на рычаг кикстартера вал последнего поворачивается вместе с храповиком, выступы которого при этом выходят из-за головок винтов. Тогда, под действием усилия пружины, храповик скользит по шлицованному концу вала, зацепляется с зубцами на торце блока шестерён и поворачивает его.

Вращение вала кикстартера передаётся на первичный вал, муфту сцепления и через переднюю цепь на коленчатый вал двигателя.

Рычаг кикстартера поднимается в верхнее положение возвратной пружиной. При этом храповик своими выступами заходит за головки винтов, отводится влево и от­ключается от блока шестерён.

Регулировка привода коробки перемены передач

Регулировка привода коробки перемены передач произ­водится в том случае, когда включённая передача не со­ответствует положению рычага переключения на кулисе.

Последовательность регулировки следующая:

1. Поставить мотоцикл на заднюю подставку.

2. Отвернуть на 4—5 оборотов контргайку регулировочного наконечника тяги коробки перемены передач.

3. Отвернуть гайку и вынуть болт, соединяющий рычаг кулисы с тягой.

4. Подать тягу вперёд до включения третьей передачи, поставить рычаг переключения на третью передачу.

5. Вращением регулировочного наконечника отрегулировать длину тяги так, чтобы отверстие наконечника совпало с отверстием рычага переключения. Соединить болтом наконечник тяги с рычагом переключения.

6. Проверить правильность включения передач на месте и на ходу мотоцикла.

Цепи и уход за ними

Передача вращающего усилия от коленчатого вала дви­гателя к заднему колесу через коробку перемены пере­дач осуществляется двумя роликовыми цепями. Передняя или моторная цепь передаёт вращающее усилие от ко­ленчатого вала двигателя к муфте сцепления, а задняя — от вторичного вала коробки перемены передач к заднему колесу.

Передняя цепь двухрядная, неразъёмная, шаг её равен 3/8". Задняя цепь однорядная, разъёмная, шаг ее равен 5/8", а ширина 3/8". Цепи работают с большой нагрузкой, и продолжительность их службы зависит главным образом от ухода за ними. Основой ухода за цепями являются своевременная смазка и наблюдение за их правильным натя­жением.

Смазка цепей производится автоматически от маслонасосов двигателя. Несмотря на это, следует через каж­дые 2 000 км пробега мотоцикла (а при езде по грязным дорогам гораздо чаще) снимать цепи, промывать в керосине и после тщательной просушки проваривать в смеси солидола с графитом (10% графита и 90% солидола), в течение 10—15 минут при температуре около 120° С В процессе эксплуатации необходимо следить за подачей масла на цепи. Цепи должны быть покрыты тонким слоем масла. Слишком обильной смазки допускать не следует. Если масло не поступает на цепи, необходимо вывернуть винты, регулирующие его подачу, и продуть маслопроводы насосом.

Проверку натяжения цепей надо производить ежедневно и, если требуется, регулировать их. Степень натяжения цепей определяется по их провисанию. Передняя нормально . натянутая цепь провисает на б—8 мм, а задняя на 10—12 мм (в одну сторону).

Регулировка натяжения передней цепи производится в такой последовательности:

1. Отвернуть двавинта, снять крышку контрольного от­верстия на кожухе передней цепи.

2. Отвернуть гайку, вынуть болт и отделить тягу ко­робки перемены передач от рычага переключения.

3. Отвернуть гайки и вынуть болты крепления предо­хранительного щита двигателя к раме (слева и сзади), опустить щит.

4. Ослабить гайки крепления коробки перемены передач к раме.

5. Завёртывая регулировочный болт, подать коробку перемены передач назад, насколько это окажется необ­ходимым для нормального натяжения цепи. Степень натя­жения цепи проверять через контрольное отверстие.

6. Затянуть гайки крепления коробки перемены пере­дач к раме, проверить натяжение цепи. Поставить на место крышку контрольного отверстия и предохранитель­ный щит двигателя,

7. Отвернуть контргайку регулировочного наконечника тяги. Поворачивая регулировочный наконечник влево удлинить тягу до совмещения отверстия наконечника с отверстием рычага переключения. Поставить на место болт с гайкой, затянуть контргайку регулировочного на­конечника.

8. Проверить работу сцепления и, если нужно, отрегу­лировать его.

9. Отрегулировать натяжение задней цепи.

Регулировка натяжения задней цепи производится в такой последовательности:

1. Поставить мотоцикл на заднюю подставку.

2. Отвернуть гайку оси колеса, снять стопорную шайбу

3. Ослабить гайку втулки опорного диска тормоза,

4. Отвернуть контргайки регулировочных болтов на

5-6 оборотов.

5. Равномерно завёртывать регулировочные болты до тех пор, пока натяжение цепи не дойдёт до нормы.

6. Затянуть контргайки регулировочных болтов, затя­нуть гайку втулки опорного диска тормоза, поставить на место стопорную шайбу, поставить и затянуть гайку оси колеса.

7. Проверить натяжение цепи.

8. Отрегулировать задний тормоз.

В процессе регулировки надо следить, чтобы зубчатки колёс и коробки перемены передач были в одной плоскости, а колесо в вилке стояло без перекоса. Несоблюдение этих условий вызывает преждевременный износ зубчаток и цепи.

Глава IV

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ МОТОЦИКЛА

РАМА

Рама служит основой всего мотоцикла, на ней укреп ляются отдельные агрегаты и механизмы. Рама мотоцикла «Харлей-Давидсон» одинарная, трубчатая, неразборная.

Рама состоит из головки 1 (рис. 34), передней трубы 3, верхней трубы 13, горизонтальной 20 и подседельной 18 труб, задней вилки 6, раскосов задней вилки 9. Все эти части жёстко соединены между собой при помощи головки 1, соединительной муфты 10, подмоторной части

Рис. 34. Рама:

1-головка рамы; 2,11,14-отверстия; 3-передняя труба; 4- подмоторная часть рамы; 5-салазки; 6-задняя вилка; 7,12,17- хомуты; 8-наконечники задней вилки; 9-раскосы задней вилки; 10-соединительная муфта; 13- верхняя труба; 15-кронштейн; 16-фланец; 18-подседельная труба; 19-лапы; 20-горизонтальная труба

рамы 4 и наконечников задней вилки 8. Лапы 19, прива­ренные к трубам, служат для крепления двигателя к раме. Отверстия 2, 11, 14 в головке рамы и соединительной муфте предназначены для болтов крепления масляного и топливного баков к раме.

Продолжением подмоторной части рамы являются са­лазки 5, на которых устанавливается коробка перемены передач. В выступы салазок вмонтированы передние концы труб задней вилки, оканчивающиеся наконечни­ками 8 с вырезами для оси заднего колеса.

К подседельной трубе приварены фланец 16 и крон­штейн 15. К первому крепится направляющая троса сцепле­ния, ко второму — ящик аккумуляторной батареи. В по­лости подседельной трубы помещается шток переднего седла с пружинами. Хомутик 12, приваренный к верхней трубе, служит для крепления переднего седла.

ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА

Передняя вилка типа «Харлей-Давидсон» состоит из следующих частей: жёсткой вилки, подвижной вилки с рабочими пружинами и пружинными амортизаторами и демпфера руля.

Жесткая вилка состоит из двух перьев 29 (рис. 35), представляющих изогнутые стальные трубы, соединенные между собой траверсой 25 с тройником 13 со стержнем. В верхней части к перьям жёстко крепится руль. К ле­вому перу дополнительно привёртывается кронштейн маскировочной фары. В нижней части перья сочленяются с двумя серьгами, а к левому перу приварена проушина 26, с которой соединяется планка опорного диска переднего тормоза.

Жесткая вилка крепится в головке рамы при помощи полого стержня 31 на двух опорных шариковых подшип­никах. Стержень, запрессованный в тройник, зажимается я головке 35 рамы при помощи специальной гайки 6, стя­гивающей подшипники.

Тройник 13 имеет два выступа 30, к которым болтами привёртывается щиток переднего колеса.

Подвижная вилка мотоцикла состоит из двух труб 28, соединённых между собой мостиком 32. Нижние концы труб шарнирно сочленены с перьями жёсткой вилки при помощи серёг. В мостик ввёрнуты два направляющие стержня 22 пружин. На каждый стержень надевается по

две рабочие пружины 33 и 34. Рабочие пружины 33 являются основными, а пружины 34—дополнительными. Дополнительные пружины несколько короче основных и помещаются внутри последних. Нижним концом основные рабочие пружины плотно надеты нанаконечники мо­стика 32, аверхним концом на направляющие втулки, за­прессованные в отверстия траверсы 25. Концы дополни­тельных пружин не закреплены.

Выше траверсы на стержнях попарно закреплены пружины амортизатора, причем наружные пружины 24 яв­ляются основными; а более короткие, внутренние пру­жины 23 дополнительными. Основные пружины амортиза­тора нижними концами плотно надеты на направляющие втулки в траверсе, а верхними концами — на выступы специальных гаек 21, навёрнутых на стержень. Гайки удер­живаются от самоотвинчивания контргайками 20. Концы дополнительных пружин амортизатора не закреплены.

Работа вилки

При ударе колеса о какое-либо препятствие подвижная вилка перемещается, относительно неподвижной, связывающие их рабочие пружины, сжимаясь, смягчают удар, затем возвращают её в первоначальное положение. В этот момент для гашения колебаний рабочих пружин вступают в работу пружинные амортизаторы одностороннего действия. Все пружины передней вилки работают на сжатие.

Дополнительные рабочие пружины и пружины амортизатора вступают в работу при очень сильных толчках колеса о неровности дороги.

Демпфер руля

Демпфер руля служит для поглощения боковых толч­ков получаемых колесом при езде по неровной дороге. Демпфер мотоцикла «Харлей-Давидсон» фрикционного типа. Он состоит из двух дисков: подвижного 8 (рис. 35) и неподвижного 7, двух фибровых дисков 12, нажимной пружины 11, стержня 10 с наконечником 9 и распорной

пружиной 15, регулировочной муфты 16 с рычагом 17 демпфера, фибровой 18 и алюминиевой 19 шайб.

Взаимное расположение и устройство деталей демпфера показано на рис. 35. При вывинчивании регулировочной муфты рычагом демпфера или завинчивании регулировоч­ной гайки 2 стержень 10 демпфера перемещается, и наконечником 9 давит на нажимную пружину 11. Пружина

плотно прижимает диски к тройнику 13, Неподвижны диск 7 своим хвостовиком жёстко закреплён в раме мотоцикла.

При повороте вилки тройник 13 жёсткой вилки и соединённый с ним подвижный диск 8 перемещаются относительно неподвижного диска 7, вследствие чего между дисками возникает трение. Чем сильнее затянут демпфер тем больше он поглощает боковые удары колеса. Для увеличения трения между стальными дисками 7 и 8 и тройником жёсткий вилки проложены фибровые диски 12 В эксплоатационных условиях демпфер затягивается вра щением рычага 17 по часовой стрелке, а отпускается вра щением того же рычага в обратном направлении. Регули ровка демпфера производится на ходу мотоцикла.

ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! Демпфер помогает управлению мотоциклом только при значительной скорости движения или при езде по плохой дороге. Затягивать демпфер в условиях городского движения не только бесполезно, на даже опасно, так как это ухудшает маневренность мотоцикла.

Главная Страница