Аннотация к развивающей программе

«Как Муравьишка в школу спешил»

Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»,

г. Москва

В настоящее время в школу поступают дети с недостаточным развитием основных психических функций. Диагностика детей, начинающих обучение в школе в возрасте 6-7 лет, показывает несформированоость произвольности и саморегуляции, зрительного восприятия и пространственных представлений, отмечается также снижение общего энергетического тонуса организма. Подходя к началу школьного обучения, маленькие ученики не могут самостоятельно освоить основные учебные навыки, им требуется индивидуальное сопровождение психолога и логопеда.

Возникает необходимость не только в диагностике и развитии отдельных навыков в процессе подготовки к школе, но и выработке такой стратегии формирования функций, которая опиралась бы на системные представления о физиологических законах развития мозга. Нейропсихологический подход А.Р. Лурия, в основе которого лежит учение о трёх блоках мозга, стал основной теоретической базой для развивающей программы «Как Муравьишка в школу спешил». Согласно А.Р. Лурия, первый блок мозга - энергетический, поддерживающий общий тонус организма, в том числе эмоциональный фон, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий. Второй блок - приема, переработки и хранения информации. Третий блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля деятель­ности. В нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы. Таким образом, несформированность любого из трёх блоков мозга влечет за собой множественные трудности в процессе освоения основных умений и навыков в процессе школьного обучения.

Ключевой проектной идеей программы явилось развивающее воздействие на все три функциональных блока мозга в процессе каждого занятия. Для воздействия на первый блок мозга используются упражнения, оптимизирующие общий тонуса организма, в форме специальных двигательных зарядок, растяжек. Кроме этого, все развивающие занятия объединены общим увлекательным сказочным сюжетом, что предполагает эмоциональное вовлечение ребёнка, создание позитивного настроя и высокой мотивации. Для воздействия на второй блок мозга используются задания, развивающие зрительную и слуховую память, различные формы графических упражнений, целью которых является формирование пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Развивающее воздействие на третий блок мозга достигается за счёт введения чётких правил в ходе занятия, а также множества игр с правилами. На каждом занятии используются упражнения на преодоление импульсивности, умение чётко слышать фронтальную инструкцию, действовать по программе, заданной педагогом.

Итак, целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.

Задачами программы являются:

- оптимизация общего энергетического тонуса организма ребёнка;

- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений;

- развитие произвольного внимания и саморегуляции.

Данные задачи реализуются на каждом развивающем занятии.

Содержанием занятий стали игры, графические задания, двигательные упражнения, объединённые общим сказочным сюжетом.

На уроках сказочный герой Муравьишка вместе с ребятами знакомится с обитателями леса, которые помогают ему найти дорогу в школу. Во время своих приключений он учится взаимодействовать, играть по правилам, точно выполнять инструкцию, запоминать, ориентироваться в пространстве, выполнять графические задания в рабочей тетради. Кроме этого, в ходе занятий предполагаются беседы для расширения общего кругозора и представлений об окружающем мире.

Занятия рассчитаны на группу 5-7 человек, проводятся 2 раза в неделю по 25 минут специалистом, имеющим педагогическое или психологическое образование.

Для проведения занятия необходима комната не менее 25 м.кв., разделённая на 2 зоны - игровую и учебную.

В учебной зоне должно присутствовать следующее оснащение - стол и стул для каждого ученика, учебная доска, магнитофон, телевизор. В игровой зоне необходимо ковровое покрытие.

Оценкой эффективности и результативности программы является групповая нейропсихологическая диагностика. После проведения программы отмечается устойчивая положительная динамика в формировании указанных функций более чем у 70% учеников.

referatuvv.nugaspb.ru refapeg.ostref.ru mega.underref.ru information.halmer.ru Главная Страница