Функция и классификация налогов

Налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

- распределительную (социальную);

- фискальную;

- регулирующую;

- контрольную;

- поощрительную.

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются: по субъекту уплаты, по объекту обложения, по принадлежности к звеньям бюджетной системы, по назначению, по источникам, по способу взимания, по срокам уплаты и по уровню управления.

По субъекту

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:

- налоги с организаций, то есть налог на прибыль, налог на имущество организаций;

- налоги с физических лиц, то есть налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;

- смешанные налоги, то есть земельный налог, транспортный налог. Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По объекту обложения

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, то есть на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Такими налогами являются подоходный налог и налог на имущество. В свою очередь прямые налоги подразделяются на:

- реальные, которые взимаются с действительно полученной налогоплательщиком прибыли или дохода (налог на прибыль предприятий);

- личные, которые уплачиваются с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги - это налоги, которые взимаются в результате расходования материальных благ. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д. Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды, это:

- универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги. Классическим примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж;

- индивидуальные, то есть акцизы;

- фискальные монопольные - это косвенные налоги на товары, производство и реализацию, которых монополизировало государство. Этот вид налога возник из исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером таких налогов может служить винная монополия в России.

- таможенные пошлины - это налоги, которые взимаются за перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.

По принадлежности к звеньям бюджетной системы

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:

- закрепленные налоги - это налоги, которые непосредственно поступают в определенный бюджет. Например, налог на добавленную стоимость поступает в федеральный бюджет в размере 100 %, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты;

- регулирующие налоги - это налоги, которые перераспределяются ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и т.д.

По назначению

По назначению использования налоги делятся на:

- общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единую казну

государства. Преимущество таких налогов состоит в том, что они обеспечивают

гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов.

- специальные налоги, которые имеют строго целевое назначение.

- чрезвычайные налоги. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или

иной страны.

По источникам

По источнику налоги делятся на:

- налоги, которые относятся на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);

- налоги, которые включаются в продажную цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизы);

- налоги, которые относятся на финансовые результаты, на дебет счета (налог на имущество организаций);

- налоги на прибыль и за счет прибыли.

По способу взимания

Налоги могут взиматься следующими способами:

- кадастровым (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога

дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп

и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельца транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

- на основе декларации. Декларация - это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является, то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером такого налога может служить налог на прибыль.

- по источнику. Это налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится для получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Это налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо, то есть из заработной платы физического лица, до выплаты ему зарплаты, вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

По уровню управления

По уровню управления, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

2.1. Федеральные налоги - это налоги, которые устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Вопрос 28.

Социальная политика государства: сущность, задачи, направления.

Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому задачами социальной политики являются: - распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. - ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, - обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, - предоставление медицинских и образовательных услуг, - расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, - оздоровление окружающей среды. Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его посильное участие в этом. Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования. С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным. Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Вопрос 29.

Приклад побудови завдань для модульної контрольної роботи
Історичні чергування
Queen Anne style
Государственный характер юридической профессии.
Політика сторін щодо України
Чинники та причини невизначеності і врахування їх при прийнятті господарських рішень.
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Возможности запросов и инструментальные средства разработки прикладных программ
ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Субкультура молодежи как социологическое понятие
Робота і пересування в гірських і високогірних районах
Техника эстрадного вокала / Теория вокала / Роль дыхания
Forward difference table
Тема 6. ПРИЙНЯТТЯ УПРАВЛІНСЬКИХ РІШЕНЬ
Вибір і перевірка на дію струмів короткого замикання електрообладнання високої напруги
Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
Сегментация туристских рынков
Рівновага на ринку капіталу. Формування процентної ставки як рівноважної ціни капіталу.
THE UNITED KINGDOM
Стаття 1
Метод правового регулювання, принципи та інші системоутворювальні елементи господарського права
Стадия 3: акцентирование сгибания
Модель горячего большого взрыва
Главная Страница