Древний (нижний) палеолит (2 млн.-140 тыс. лет до н.э.)

КАмЕнный ВЕК

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по веще­ственным историческим источникам. Человек существует на земле более 2 миллионов лет. Останки ископа­емого человека найдены на юге Африки. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна» - связующее звено между вы­сшей обезьяной и низшим человеком.

Формирование современного чело­века происходило в Северо-Восточной Африке и Юго-За­падной Азии. В Кении между горой Килиманджаро и оз. Виктория в Олдовайском ущелье сохранились останки «человека умелого», возраст которых 1 млн. 750 тысяч лет. Объем мозга этого человека был 652 куб. см (больше, чем у человекообраз­ных обезьян). Прародиной человека является южная и юго-во­сточная Африка.

Дальнейший шаг развития человека - «человек выпрямленный». Представителями его были питекантроп и синантроп. На острове Ява найдены останки питекантропа, который жил около 1 млн. лет тому назад. По сравнению с «человекомумелым», питекантроп имел больший объем мозга - 950 куб. см, череп и челюсти его были менее массивными, ноги стали длиннее, а руки короче. Синантроп («китайский человек») был найден в 1927 году недалеко от Пекина.

Следующей ступенькой в эволюции человека был неандерталец. Первая находка такого человека была сде­лана в местечке Неандерталь в Германии. Объем мозга­ 1300-1400 куб. сантиметров. В 1938 г. в пещере Тешик-Таш в Южном Узбекистане был найден скелет маль­чика-неандертальца 8-9 лет.

В Южном Казахстане (хребет Каратау вблизи Жамбыла) археолог Х.А. Алпысбаев в 1958 г. нашел стоянки первобытного человека древнекаменного века (около 1 млн. лет).

Каменный век получил свое название от каменных орудий, первых орудий, которые сделал чело­век. Каменный век подразделяется на палеолит – древний каменный век и неолит - новый каменный век. Палеолит делится на нижний (ран­ний), средний (мустье) и верхний (поздний). Переходная эпоха между палеолитом и неолитом называется мезолит. Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными орудиями труда, производи­тельностью труда, уровнем развития ма­териальной и духовной культуры.

Средний палеолит (мустье, 140-40 тыс. лет до н.э.)

Основными способами добычи пищи для человека оставались охота и собирательство. Люди этого периода жили большими общинами, т.к. загон­ная охота на крупных животных требовала участия боль­шого количества охотников.

Крупнейшим достижением мустьерского человека бы­ло открытие способа добывания огня трением. Он уже строил себе жилище из костей крупных животных.

В этот период появилась начальная форма матриархальной родовой общины. Появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований (в захороне­ниях умерших клали набок с подогнутыми нога­ми, а в гроте Тешик-Таш умерший мальчик был положен в яму, огражденную рогами козла).

Древние люди мустьерского времени, жившие на тер­ритории Казахстана, были современниками неандер­тальцев.

Получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов(ядрищ). Пластины с таких нукле­усов (заготовок) получались посредством сколов, направ­ленных от краев к центру. Широкие отщепы, отколотые таким путем, затем оббивались по краям, из­готавливались остроконечники и скребла, которые стали ве­дущими типами орудий.

Одним из центров расселения человека оставались горы Кара­тау в Южном Казахстане. Стоянки: в урочище Токалы, Кзылрысбек (оз. Аккуль). Наиболее изученным памятником мустьерского времени является стоянка в урочище Арыстанды (им. Ч. Валиханова). В урочище Ушбулак обнаружены разра­ботки поделочного камня - халцедона.

Стоянки: сопка Обалысай (Жезказганская обл.), в местности Музбель (среднее течение р. Са­рысу), в урочище Батпак (в верховьях р. Ишим, севернее Караган­ды), в районе аула Канай (в верховьях Иртыша).

Саки

В начале I тысячелетия до н.э. люди освоили казахстанские степи. VIII - VII вв. до н.э.для племен, населявших террито­рию Казахстана, началась эпоха от­крытия и широкого использования железа. В Казахстане были богатые месторождения меди и олова, и железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу.

Развивалось кочевое скотоводство. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в дру­гие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйст­венного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.

Уникальные памятники раннежелезного века – курганы (долина Чиликты, южнее оз. Зайсан; на правом берегу р. Или; Тасмола в Центральном Казахстане).

Сведения об эпохе раннего железа на территории Казахстана встречаются в священной книге древних иранцев – Авесте, греческих и латинских трудах Геродота, Страбона, Птолемея. Наиболее интересны тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса

Территории Казахста­на в VII - IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточ­ного и Центрального Казахстана. Были и другие племена, но о них нет исторических сведений.

Саки говорили на вос­точно-иранских и протюркских языках, имели монголоид­ные черты. Многие греческие авторы называли их восточ­ными скифами. Материальная культура и об­щественный строй сакских племен имеет сходство со скифами, населявшими степные районы ев­ропейской части России и Украины.

Древние персидские письменные источники называют саков «могучие мужи», иранские источники - «туры с быст­рыми конями».

Сакские племена делились на три группы:

1. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи).

2. Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки - в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Их изображение встречается на рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.

3. Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, рас­селялись в долине Мургаба.

Господствующее место в хозяйстве саков занимало ско­товодство, в сочетании с земледелием, образ жизни: оседло-кочевой.

Существовало три вида скотоводства:

1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.

2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казах­стан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).

3. Оседлое (юг Казахстана, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земле­делие, а в стаде было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Важную роль играли бараны, верблюды разводились в Западном и Южном Казахстане. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ре­месла и торговля.

Высокого уровня развития у сак­ских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, нако­нечники стрел и копий, предметы конской упряжи, укра­шения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произведениями искусства. Саки совершенствовали обработку железа и производ­ство железных изделий.

В Чиликтинском кургане (Восточный Казах­стан) найдены бронзо­вые наконечников стрел, колчан, украшенный золотыми бляшками в виде оленей. Ранние кочевники пользовались деревянной, ко­жаной, глиняной посудой. Сакская керамика ­небольших размеров, округлых, шаровидных форм. Вся посуда изготовлялась вруч­ную. Археологи часто находят на терри­тории Семиречья - в Илийской долине и Прииссыккулье медные и бронзовые котлы и жертвенники.

В I тысячелетии до н.э. саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути: «лазуритовый», «нефритовый». Лазурит, добывае­мый на Памире, вывозился в Иран и Месопотамию, а не­фрит - из Кашгарии в Китай. В середине I тысячелетия до н.э. стал функционировать «степнойпуть». Начинаясь в большой излучине р. Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерно­морья, достигал земель греков и этрусков. По этому пути к сакам попадали китайский шелк, иранские ковры.

В эпоху саков в обществе происходят большие изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Появляются небольшие группы курганов, в которых захоронены члены семейной общины. В VII- III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Вождь избирался всеми членами племени. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, следил, чтобы не было столкновений между родами и племенами, руководил объединенными войсками во время военных походов.

Сакские женщины пользовались большими правами. Они участво­вали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верхов­ными вождями. Массагетами в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской ца­рицы Зарины.

Пленников превращали в рабов и исполь­зовали в домашнем хозяйстве, рабство носило патриархальный характер. У саков развивается воен­ная демократия, сложившаяся еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земле­дельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней тради­ции получал право повелевать людьми.

Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процве­тания, его отождествляли с солнечным божеством. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. В 1969 г. в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «зо­лотой человек» - юноша-воин, царь саков. Погребение датировано V ве­ком до н.э. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, жрецом (на голове надет островерхий колпак, рядом лежит зер­кало), пастухом, о чем свидетельствует плеть.

Могильник Бесшатыр в долине реки Или. Он со­стоит из многочисленных курганов, самый большой из ко­торых достигает высоты пятиэтажного дома. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шаньских елей.

Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами, о побе­де саков над ахеменидским царем Киром. Царица Томирис приказала бросить голову Кира в бурдюк, наполненный кровью: «Насыться же теперь кровью, которую ты всегда жаждал». В 519-518 гг. до н.э. поход против саков-тиграхау­да предпринял Дарий I. Чтобы спасти свою землю, ца­рицу и народ от персов, пастух Ширак завел персов в пустыню, и они оказались на грани гибели. Однако, в результате длительной войны с персами, часть саков все же была покорена ими. Они стали платить Дарию дань, а также посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки вое­вали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах.

ВIV в. до н.э.АлександрМакедонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330-327 гг. до н. э.Александр Македонский захватил левобережье Сырдарьи. Греко-маке­донское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьин­ских городов, всех мужчин истребили, женщин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким образом. На Сырдарье был построен го­род, названный Александрия Эсхата (Александрия Край­няя). Сакские племена, живущие за Сыр­дарьей остановили продвижение великого завоевателя на Восток. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. держава его распалась, Александрия Эсхата была разрушена.

Главным у саков был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском кургане вождя или царя союза племен. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изо­бражения на головном уборе имели символическое значе­ние. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнеч­ному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон. Но «золотой человек» еще и воин, защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его оружие и регалии. Спереди шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из их спин «выра­стают четыре золотые стрелы». Эта эмблема - «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром: птица - ­небо, конь - земля, козел - подземный мир, четыре стре­лы - четыре части света.

У саков был культ предков и культ огня. Археологи определи­ли, что у саков Семиречья существовали «храмы огня». Саки поклонялись силам природы. Боги перевоплощались в различ­ных животных и птиц, в фантастиче­ских зверей, таких, как крылатые кони, кони-грифоны. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и ог­нем, кабан - с культом бога грома.

С VII в. до н.э. возник «звериный стиль» в искусстве. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзо­вые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Археолог Эдинг писал, что он вышел «из лесов и долин». Основой искусства «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхожде­нии людей от различных животных. Предком племе­ни обязательно выступал какой-либо зверь. Вещи с изо­бражением зверей считались священными, играли роль та­лисманов и амулетов. «Звериный стиль» в III-II вв. до н.э. пре­вратился в орнамент, в начале нашей эры исчезает.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера были знакомы с литьем, штамповкой золота. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивались резьба по дереву, кости, камню. Использовались сердолик, халцедон, агат, бирюза.

Часть сакских памятников Приаралья - Чирик-рабат, Ба­биш-мулла, Баланды - оставлена апасиаками – водными саками. О них сообщает греческий географ Страбон. Городище Чирик-рабат (возле Кзыл-Орды) было столицей апасиаков. Цитадель Чирик-рабата служила храмом и местом захоронения знатных особ.

Усуни

Земли саков-тиграхауда в Семи­речье заняли племена усуней, которые пришли во II в. до н.э. Говорили усуни на древнетюркском языке. Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до Иссык-Куля на юге. (Населения 630 тыс., человек, 120 тыс. дворов, 180 тыс. воинов.) Столица усуней город Чугучэн (го­род Красной долины) находилась на бе­регу Иссык-Куля. Усуни вели упорные войны с кангюями и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родст­венные связи с Китаем.

Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо­-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Оседлые уйсуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах. Ювелирные изделия украшались зернью (напаивание золотых шариков).

В усуньском обществе существовало имущественное неравенство, имелись богатые, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Общество усуней достигло уровня государственности. Глава государства носил титул гуньмо. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Знатные усуни одевались в одежду из шелковых и тон­ких шерстяных тканей, рядовые - из грубошерстных тканей, кожи, овчины.

Объем и размер кургана, возведенного над могилой че­ловека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представле­ния и взгляды на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э.-II н.э.), найденная в Каргалин­ском ущелье, недалеко от г. Алматы, на высоте 2300 м. Главной идеей диадемы было изображе­ние модели вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы - небо, крылатые кони - солнце. Сведения об усунях оставил китайский историк Сыма-Цянь.

Кангюи

В III в. до н.э. на юге Казахстана сфор­мировалось объединение Кангюй. Оно находилось в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау. Это было ко­чевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюр­кских языках. Кангюев насчитывалось 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Ставка называлась Би­тянь.

Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закав­казьем, вел войны с гуннами, усунями и подчинило Бухару, Хорезм и другие области Средней Азии. Через территорию государства проходил Великий Шел­ковый путь, который оно стремилось сохранить под контролем.

Население занималось скотоводством и по­ливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодст­во и овцеводство, также разводили коров, верблюдов, яков. Земля обрабатывалась каменными и металличе­скими кетменями (мотыгами). Строили множество водохра­нилищ и прудов. Большую роль играла охота.

Из гли­ны делали посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Использовали хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Материалом для изготовле­ния ювелирных изделий были хрусталь, сердолик, агат, янтарь, коралл.

У кангюев существовало имущественное неравенство. Власть у племен кангюй стала переходить по на­следству - от отца к сыну. Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов. На земле кангюев были города. Один из них - Кок­-мардан.

Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков, обожествля­ли они также солнце, луну, звезды. Приносили в жертву сверхъестественным силам домашних животных. Небесные светила слу­жили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.

Особый инте­рес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе.

Гунны

Хунну (гунны) положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римский империи. Племена гуннов во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Хунну пришли из Центральной Азии в последних веках до нашей эры - первых веках нашей эры.

ВIII в. до н.э. во главе хуннских племен стал шаньюй (правитель) по имени Модэ. Он осуществил ряд завоеваний, заключил с ханьским (китайским) императором договор «о мире и родстве», получил в жены китайскую царевну и обязал китайцев выплатить хунну дань. Под властью хун­ну оказалась огромная территория от Забайкалья до Тибета, от восточного Туркестана на западе до реки Хуанхэ.

В 55 г. до н.э. хуннское государство разделилось на две части - южную и северную. Правитель северных гуннов Чжи-Чжи за­ключил союз с Кангюем против государства Усунь. В войске Чжи-Чжи воевали римские наемники из ар­мии Марка Красса. Чжи-Чжи был разгромлен китайцами.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. В IV в. н.э. хунну с другими кочевыми племенами достигли южно­русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.

Хунну были прототюрками, и с их проникновением в Казахстан началась тюркизация восточно-иранских племен кангюев. В первой половине I тысячелетия н.э. меняется антропо­логический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.

Главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Хунну ве­ли кочевой образ жизни, а также оседлый. Занимались и земледелием. Важную роль играла охота. Высокого развития достигло военное дело. Основу вой­ска составляла подвижная маневренная конница. На воо­ружении конника были лук и стрелы. Жили в войлочной юрте.

В хуннском обществе бы­ли сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на 24 рода, во главе стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное соб­рание, которое собиралось три раза в год, и совет старей­шин решали государственные дела. Появи­лись частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. Рабы из военнопленных использовались в каче­стве домашней прислуги.

Во главе страны стоял шаньюй, неограничен­ный монарх. Ему подчинялись князья-темники (близ­кие родственники шаньюя). Их было 24 по количеству родов. Темники назна­чали тысячников, сотников. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Таким образом, появление у хунну част­ной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение на­лога как формы эксплуатации, наличие права свидетель­ствовали о переходе хунну к классовому обществу и государству.

В III-V вв. н.э. сакский звериный стиль вытеснен полихромным стилем, для которого характерно разнообразие технических приемов - инкрустация (вставки цветных камней),зернь(напаивание золотых шариков),скань(напаивание витой проволочки),шнуровое плетение золотых проволочек, перегородча­тая эмаль. Изделия в полихромном стиле найдены в курганах Чиликты, Жиланды, Бесоба, Алакульской впадины. Полихромный стиль достиг расцвета в IV - V вв. н.э. О гуннах писал древнеримский историк Аммиа­н Марцелин.

Сарматы

По сведениям Диодора с III в. до н.э. племенные союзы сарматов, занимавшие районы Западного Казахстана, начинают завоевание скиф­ских территорий. К сарматам относились роксоланы, ала­ны, сираки. Сарматы были ираноязычными племенами, но с приходом гуннов начинается их тюркизация.

В концеII в. до н.э. сарматы выступают на стороне скифов в их войне с Митридатом. В I в. до н.э. в союзе с Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н.э. римляне вместе с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя - сираков. Аланы дохо­дят до северного Причерноморья, вместе с хунну достигают Испании. Задолго до приходов хунну сарматы приняли их подданство.

Главную роль в хозяйстве сарматов играло кочевое скотоводство. Глиняные сосуды имели яйцевидное или шаровидное тулово. Главным оружием был лук со стрелами. Луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева. Сарматы объединялись в союзы и государства. Сведения письменных источников о сарматах отрывочны, и основные сведения об их жизни нам дает археология. Богатые захоронения сарматов найдены в Чингирлауском районе Западно-Казахстанс­кой области вблизи села Лебедевка. Сохранившиеся погребения с вещами греческой работы свидетельствуют о тесных торговых свя­зях сарматов с городами-колониями греков на Черномор­ском побережье, о влиянии греческой культуры на развитие сарматского общества.

Хозяйство каганатов

Хозяйство в каганах представляло собой смешанный тип: кочевое и полукочевое скотоводство и осёдло-земледельческое хозяйство. Пастбища находились в руках аристократической верхушки. Каган был верховным собственником и распорядителем всех земель государства. Члены каганской семьи, предводители племен получали от него в собственность пастбища. Знать сосредоточила в своих руках огромное количество скота, который был основным капиталом.

У рядовых кочевников хозяйство было общинным. Основой хозяйства тюркских и тюргешских племен было скотоводство с разведением преимущественно лошадей и овец. Охотились на семиреченских тигров, барсов, лис, добывали выдру, горностая, куницу, сурка, на мускусную газель - кабаргу. Мускус применялся как ценное арома­тическое вещество в парфюмерии, кулинарии, для приготовления лекарств.

Города

Главной функцией городов VII- VIII вв. была административная. Свою независимость владетели городов подчеркивали выпуском монет. Выделяются два района формирования городской культуры. В Южном Казахстане оседло-земледельческая культура имеет древние традиции эпохи саков и кангюев. Распространяются и новые элементы городской культуры Согда, которые вошли как компонент в раннесредневековую городскую культуру Южного Казахстана. Одной из главных функций городов в Юго-Западном Семиречье была транзитная торговля.

Важную роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы, которые расселялись по всей трассе Шелкового пути, в том числе, и в Семиречье. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и способствовали распространению согдийских культурных эталонов. Однако основное население, в том числе и городское, здесь было тюркское, о чем свидетельствуют тюркские названия большинства городов, а также указания источников. Например, крупнейший город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чаруков». Процесс формирования получил название «среднеазиатско-тюркского синтеза».

В большинстве могил останки человека лежат вместе с останками боевого коня. Этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - ­кентавра. Чаще всего из предметов вооружения в погребениях встречаются стрелы. Луки были составные (сложные) с костяными накладками.

Торговля была одним из важнейших факторов развития городов. В городе сходились три основных направления товарообмена: между странами, между городами и округами, между городами и кочевой степью.

По югу Казахстана и через Семиречье проходил Великий Шелковый путь. Один из его участков шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В 567 году Истеми-каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли. Посольства успеха не имели. Тогда каган направил посольства в Византию, и был заключен торгово-политический союз.

Большую роль в торговле играли согдийцы. Они производили и продавали такие товары, как шелк, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные и красящие вещества, ковры. Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. О наличии денежной торговли говорят находки монет.

Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы.

В IX - начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры. Растет количество городов, они территориально расширяются, в них развиваются ремесла и торговля. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) появляется новый район городской культуры где в XI - XII вв. уже насчитывалось около 70 городищ, тогда как в IX-X вв. их было всего 12. Начало формирования городов относится к VIII в., в IХ – XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов - пригородной территории.

В IX - XII вв. проживало в Испиджабе - 40тыс, в Отраре - 16тыс, в Таразе­ - 10тыс, в Баласагуне - около 10тыс, в Каялыке - 10 тыс. человек. Однако было больше городов с населением от 1 до 3 тыс. человек.

Рост городов шел в IX-XII вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Карлукам в IX в принадлежал Тараз, согласно сведениям автора Худуд аль-Алама, карлукскими считались города Кулан, Мирки, Нузкет, Кармикент, Барсхан. Центром карлукского владения был город Каялык. Жителями городов Каратау, Средней и Нижней Сырдарьи были огузы. Названия тюркских племен носили города Джикиль, Барсхан, Ягма. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси. Кыпчакам принадлежали города Дженд, Сыгнак, Барчкент, Кенджак-Сенгир.

Юсуф Баласагунский в «Кудатгу Билиг» восхваляет земледельцев, ремесленников, торговцев.

Если раньше основным потребителем были богатые купцы и дехкане (богатые землевладельцы), то теперь им становится ремесленно-торговое население. Существовала специализация мастерских, цеховые организации.

Найденные при археологических раскопках стеклянные изделия датируются Х в. Медницкое дело было второй по важности и многочисленности мастеров специальностью после кузнецов. Зачастую они были одновременно и ювелирами. Семиречье в VIII- IX вв. было одним из центров производства се­ребряных изделий. Наиболее распространенными, украшениями были бусы из стекла и цветных камней - сердолика, агата, хрусталя, лазурита, гагата, яшмы, кораллов, перламутра. В городище Талгар найдены костяные булавки, шахматные фигурки.

Наиболее крупными центрами торговли являлись Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент, Тараз и Баласагун, Талгар и Каялык. В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи с помещениями для торговли тканями. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источни­ками как «место стечения купцов». В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. Важнейшим центром транзитной торговли оставался Тараз, о котором источники пишут как «о месте торговли мусульман с тюрками».

Торговля, носившая характер ярмарок, велась наиболее интенсивно в пограничных с кочевым миром городах - Сауране, Янгикенте, Каялыке. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. Чеканили монеты Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.

Денежное обращение

Монеты в раннее средневековье (VI-VIII вв.) выпускались представителями владетельных родов, ставивших на них знаки - тамги. Тамга - символ родового имени.

Тюргешские монеты выпускались в Акбешиме (­Суябе), на лицевой стороне имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду (надпись на монете) согдийским письмом - «тюргеш-кагана-теньга» или же «небесного кагана теньга».

В IX- XI вв. имели хождение золотые динары, серебряные дирхемы, медные фельсы. «Черные дирхемы» были низкопробными, в них было много меди. В XI-XII вв. дирхемы стали чеканить из меди, лишь сверху покрывая слоем серебра. Причина этого явления, называемого «серебряным кризисом», заключалась в изменениях запасов серебра в Средней Азии. В обращении были не только целые золотые монеты, но и их фрагменты различной величины и веса.

Архитектура и искусство

Благодаря археологическим раскопкам стали известны монумен­тальные постройки в цитаделях Кедера, Джамуката, жилые застройки в Кулане и Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба. Росписи, резьба по штукатурке, резное дерево широко использовались при украшении стен дворцов и храмов. Наряду с растительным и зооморфным орнаментом в украшениях панелей использовалась мел­кая глиняная скульптура ­фигурки птиц и людей.

Монументальные буддий­ские храмы были найдены при раскопках в Суябе и Навакете. В Х - начале ХIII вв. (в связи с распространением ислама) в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети были найдены архео­логами в городах Кедере и Кульшубе. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранним из них является мавзолей Бабаджа-хатун (Х-ХI вв.), выдающимся памятником зодчества является мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.), мавзолей Кара-хана в г. Жамбыле.

Среди городских строений Х - начала XIII вв. встречаются бани, найденные археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.

С конца IX до XII вв. получает широкое распространение поливная (покрытая глазу­рью) посуда с росписью и гравировкой. Орнаменты - геометри­ческие, буквенные, растительные, зооморфные. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. «Каменные бабы» (так называются эти скульптуры), чаще всего изображают мужчину с усами и бородой, но встречаются и женские фигуры. Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил и у поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает.

Язык и письменность

Первое сообщение о письменности тюрок («скифских письменах») принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Среди наиболее древних памятников древнетюркской пись­менности следует назвать стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надпи­сью), найденные в северной Монголии. На них сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бельге-каганаи Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Наряду с древнетюркским письмом в период VI - Х вв. широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В IX - ХII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык.

Литература и наука

tcf.deutsch-service.ru refanox.ostref.ru claim.unoreferat.ru referatwdp.nugaspb.ru Главная Страница