Практическое занятие 3.1. О благе

Деловая игра на тему: «Утешение философией».

Вопросы для обсуждения:

1.Проблема зла

2. Переоценка ценностей

Доклады и сообщения:

- «Занимательно о киниках»,

- «Теодицея» Лейбница».

- ««Падение» Лиссабона и кризис философского оптимизма в эпоху Просвещения».

Темы философских эссе:

- «Переоценка ценностей»,

- «История моих бедствий…»,

- «Исповедь»,

- «Утешение философией»,

- «Инвектива против…»

- «Апология…»,

Задачи и упражнения

1) Сравните изложения позиций Гегесия и Анникерида.

Пессимизм Гегесия (IV в. до н.э.) Оптимизм Анникерида (IV-III вв. до н.э.)
В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть. В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

Не считаете ли вы свое рождение ошибкой родителей? Встречали ли вы людей с похожими убеждениями?

2) Проведите киническое рассуждение. Насколько вы циничны?

3) Прочитайте работу немецкого философа-идеалиста Иоганна Фихте «О назначении человека». Выделите в этой работе положения, ценностные оппозиции.

4) Опровергните один из тезисов Артура Шопенгауэра, сформулированных в его работе «О ничтожестве и горестях жизни...», исходя из его же логики.

5) Выделите базисные ценности какой-либо цивилизации (этноса, нации, социальной общности или группы).

6) Вспомните состав правосубъектности. Следуя принципу тождества субъекта и объекта, дифференцируйте состав правообъектности.

Термины: ценность, оценка, оптимизм, пессимизм, позитивизм, нигилизм, гедонизм, кинизм, неоплатонизм.

Вопросы для самоконтроля:

1) Приведите примеры предметов, которые являются положительной ценностью в одном отношении, но отрицательной ценностью в другом?

2) Существуют ли общечеловеческие ценности?

3) Какие варианты гедонизма представлены в истории философии?

4) Призрачно зло или реально?

5) Какой философ назван «смеющимся», а какой «плачущим»?

Тесты для самоконтроля:

1. Шопенгауэр считал, что жизнь людей – это:

а) полна радостей и успехов,

б) цепь тревог, разочарований и мучений,

в) подобие маятнику от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот,

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

2. Развил философию гедонизма:

а) Сократ,

б) Фома Аквинский,

в) Эпикур,

г) Фрэнсис Бэкон.

3. Критикует привычные ценности и провозглашает волю к власти:

а) Гуссерль,

б) Кант,

в) Ленин,

г) Ницше.

4. Основной вопрос теории ценностей:

а) о самоубийстве,

б) о смысле жизни,

в) что есть истина?

4) что есть благо?

5. О бытии как абсолютном «Я» и его деятельности учил:

1) Бердяев,

2) Беркли,

3) Декарт,

4) Фихте.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 102, 208-213.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 255-263.

Дополнительная литература:

Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.

Антология кинизма. М., 1984.

Боэций. Утешение философией // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 190-290.

Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 63-80.

Главная Страница