Основные принципы местного самоуправления в России.

Закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Анализ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ позволяет выделить следующие основные принципы организации местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения вопросов местного значения.

Содержание данного принципа включает:

• обеспечение финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления (по вопросам управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов);

• невмешательство органов государственной власти и управления в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

• обеспечение самостоятельности муниципальных органов в пределах их полномочий правом на судебную защиту.

2 Правовое и организационное обособление местного самоуправления от государственного управления, взаимодействие с государством при осуществлении общих задач и функций.

Конкретизация данного принципа предполагает, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными липами не допускается;

б) не допускается осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;

г) решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

д) органы местного самоуправления могут взаимодействовать с органами государственной власти, если они реализуют отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться, либо если они осуществляют решения, принятые органами государственной власти, оказывают содействие госорганам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.

Самостоятельность, реальность и эффективность муниципального управления невозможно обеспечить без наделения органа местного управления соответствующими финансово-экономическими, материальными ресурсами.

Европейская хартия о местном самоуправлении гласит, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны представленным им полномочиям.

Данный принцип также закреплен в Конституции и законодательстве о местном самоуправлении.

Так, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантирует экономическую и финансовую самостоятельность местных органов власти, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность.

В состав последней входит:

· имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы,

· муниципальный жилищный фонд,

· объекты инженерной и социальной инфраструктуры,

· предприятия,

· земельные участки

· и другое движимое и недвижимое имущество.

Право на распоряжение муниципальной собственностью также предоставляет органам местного самоуправления возможность самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

В свою очередь, органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

Выполнение данных стандартов гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Также из федерального бюджета в обязательном порядке финансируется осуществление отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

4. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

В соответствии с данным принципом органы местного самоуправления должны быть организованы и действовать только в соответствии с законом.

Основным субъектом контроля за соблюдением законности органами местного самоуправления и должностными лицами является государство в лице госорганов (суд, прокуратура).

Так, любые решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде.

Определенными контрольными полномочиями за выборными органами местного самоуправления обладает и население.

5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

В соответствии с данным принципом все органы местного самоуправления в установленном законом порядке несут ответственность перед населением за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций.

Основания, виды и порядок наступления ответственности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в «профильном» законодательстве, а также в уставе муниципального образования.

6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Реализация данного принципа особенно актуальна в Российской Федерации по следующим причинам:

1) каждый регион многонациональной России обладает уникальными природно-климатическими, географическими, социокультурными особенностями, различается плотностью и составом населения.

2) население вправе само избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает на уровне каждого муниципального образования лишь обязательное наличие главы данного образования, выборного представительного органа местной власти, а также контрольно-ревизионного органа.

7. Гласность деятельности органов местного самоуправления.

Данный принцип предполагает необходимость открытости в деятельности органов местного самоуправления. На практике он реализуется следующим образом:

1) органы местного самоуправления информируют население о заседаниях представительного органа, о вопросах, решениях, обсуждаемых выборными и другими органами местного самоуправления;

2) доводят принимаемые ими решения до сведения населения.

3) информация о деятельности органов местного самоуправления доводится до населения с помощью таких процедур, как:

· отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением, их встречи с избирателями,

· выступление в СМИ,

· организация «горячих» телефонных линий, когда население может получить необходимую ему информацию, и т.п.;

4) органы местного самоуправления обязаны рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытые заседания с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы.

8. Государственная гарантия местного самоуправления.

Государство признает, гарантирует и защищает местное самоуправление.

Оно создает необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывает содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление путем:

1) материально-финансового обеспечения

2) признания и защиты Конституцией муниципальной собственности

3) органы государственной власти Федерации и ее субъектов обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты.

Перечень изложенных выше принципов не является раз и навсегда установленным.

По мере демократизации, развития существующих и появления новых результативных форм и механизмов местного самоуправления состав и содержание принципов его организации будет меняться.

Во исполнение федеральных конституционно-правовых принципов и норм о местном самоуправлении в каждом субъекте РФ формируется правовая база, включающая:

· законы субъекта РФ, постановления и распоряжения главы региона,

постановления законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ; постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъекта РФ и др.

Оцтова кислота
Глава 16. Подъемы и спады в отношениях с Малайзией
Основные этапы развития психики
Система нормальних рівнянь для оцінки параметрів виробничої регресії Кобба-Дугласа
ОРГАНІЗАЦІЯ ТА УПРАВЛІННЯ БЕЗПЕКОЮ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ
ТЕМА 20. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Банківські кредити.
Логические отношения между простыми суждениями
ВИЩЕ ПРОФЕСІЙНЕ УЧИЛИЩЕ ГОТЕЛЬНОГО СЕРВІСУ І ТУРИЗМУ
Преступления, посягающие на общественную нравственность
РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Исследование усилителей с обратными связями
Social factors of consumer behavior.
Ремонт междувагонных низковольтных и высоковольтных соединений.
Новогодний праздник подготовительной группы
Организация работы с файлами прямого доступа
Виконання військового вітання у строю
ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ
There was a movement and an exclamation from my right, and peering through the gloom I saw Whitney, pale, haggard, and unkempt, staring out at me.
VI. Узагальнення та систематизація знань учнів
Механізми психокорекційного впливу
Редагування таблиць бази даних
Труд как процесс и экономический ресурс. Виды труда
Главная Страница