Договор коммерческой концессии как правовое средство продвижения товаров на рынке

По данному договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить др. стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимат. деят-ти пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, напр., товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Эк. смысл данного договора заключается в том, что он даёт возможность правообладателю расширить своё влияние на рынке, вытеснить конкурирующую продукцию, при этом нет необходимости открывать филиалы или организовывать дочерние общ-ва, нанимать дополнительных работников, изучать новую местность, новый рынок, при этом не требуются на всё это дополнительные финансовые вложения при этом даже получая определённую прибыль.

Данный договор следует раскрыть путём сравнения его характеристик с некоторыми институтами:

- франчайзинг и интеллектуальная собственность - данный договор имеет много общего с лицензионным договором, т.к. в соответствии с последним, как и при франчайзинге передаётся пользователю комплекс исключительных прав, при этом передача объектов исключительных прав регулируется соответствующим законодат-вом, которое стороны в свою очередь должны учитывать

- франчайзинг и защита прав потребителей – пользователь выступает в обороте под чужим именем, что может существенно нарушить интересы потребителей продукции, которые обосновывают свой выбор товара основываясь исключительно на фирменном наименовании. Таким образом, действующим законодат-вом закреплена гос. регистрация договора франччайзинга, кроме того пользователь должен информировать заказчика об использовании средств индивидуализации правообладателя. Правообладатель несёт субсидиарную отв-ть по предъявленным пользователю требованиям о качестве продукции

- франчайзинг и антимонопольное законодат-во - данным договором могут быть предусмотрены определённые ограничения сторон в целях предотвращения конкуренции между ними. Для избежания конкуренции содержатся положения в договоре, которые обязывают пользователя не конкурировать с правообладателем, не получать аналогичные права у конкурентов правообладателя и т.д.

- гарантии пользователя по договору франчайзинга – предпринимательская деят-ть пользователя может претерпеть значительный ущерб в случае прекращения договора по каким-либо причинам. В целях защиты прав пользователя устанавливаются сл. гарантии: напр.:

- - переход права от правообладателя к другому лицу не явл-ся основанием для расторжения договора, т.к. меняется лишь сторона в договоре

- - в случае смерти правообладателя его права переходят к наследнику

- - при изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя договор действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения, а при прекращении исключительного права договор продолжает действовать за исключением положений относящихся к прекратившемуся праву

- гарантии правообладателя по франчайзингу – пользователь ведёт предпринимат. деят-ть от имени правообладателя, что может соответственно нанести ущерб его деловой репутации, следовательно, ГК устанавливает обязанность обеспечить качество продукции пользователя, а также соблюдать инструкции правообладателя

Признаки: - консенсуальный– возмездный- двусторонне обязывающий

Существенные условия:

1) плата или цена – в данном случае вознаграждение в соответствии со ст. 1030 ГК определяется в сл. порядке и в сл. формах:

- в форме фиксированных разовых платежей (либо по окончании срока договора либо в порядке предоплаты)

- в форме фиксированных периодических платежей, но в таком случае в договоре должны быть определены суммы и срок очередного платежа

- в форме отчислений от выручки (в таком случае в договоре должна быть определена часть выручки в процентном соотношении, а также периодичность таких отчислений)

- в форме наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем пользователю с целью перепродажи

- в иных формах, которые могут быть предусмотрены в договоре, напр., скидка к оптовой цене правообладателя или премия по отдельным сделкам, или например, установление бонусов при продаже.

2) правообладатель должен передать пользователю свои средства индивидуализации – правообладатель должен передать право пользования фирменным наименованием и (или) коммерческим обозначением. Помимо этих прав в общий комплекс также могут входить: - товарный знак - знак обслуживания – изобретение - полезная модель - промышленный образец - объекты авторского права.

3) правообладатель должен передать охраняемую коммерческую информацию – она не явл-ся объектом исключительных прав. Данное понятие следует трактовать в соответствии со ст. 139 ГК, а именно: положение о информации, которая составляет служебную тайну.

Обычные условия: - срок – стороны могут заключить договор либо на определённый срок либо без его указания.

Если срок определён, то в течение 3х лет пользователь имеет преимущественное право заключить договор с правообладателем на условиях не менее благоприятных, чем условия ранее заключённого договора.

Если срок вообще не указан, то обе стороны вправе в любое время расторгнуть договор лишь предупредив об этом вторую сторону за 6 месяцев.

- правило исключительности – исключительность использования пользователем комплекса прав может определяться не только тер-рией, но также сроком и видом деят-ти. Напр., если пользователь вправе использовать предоставленные ему права на тер-рии всей страны в течение определённого срока, то в свою очередь правообладатель обязан будет не предоставлять иным третьим лицам аналогичные права до истечения срока договора.

Субконцессия – стороны могут предусмотреть право или обязанность пользователя разрешать другим лицам (вторичным пользователям) использовать комплекс исключительных прав или его части.

Для того, чтобы вторичные пользователи не находились в зависимости от первичного ГК устанавливает сл. правило: а именно: при досрочном прекращении договора коммерческой концессии договор субконцессии не прекращается, а права и обязанности вторичного пользователя по договору переходят к первичному.

Кроме того пользователь несёт субсидиарную отв-ть за вред, причинённый правообладателю действиями вторичных пользователей.

Форма: - данный договор должен быть заключён в обязательной письменной форме, несоблюдение которой влечёт недействительность.Он в обязательном порядке должен быть восставлен в виде единого док-та подписанного сторонами.

Договор должен быть зарегистрирован органом, которым был зарегистрирован правообладатель.

Если правообладатель зарегистрирован в иностранном гос-ве, то регистрацию осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя.

Содержание: Обязанности правообладателя:

- предоставить комплекс прав пользователю

- передать пользователю техническую и коммерческую документацию, а также иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему прав

- проинструктировать пользователя и его работников по всем вопросам, которые могут быть связаны с осуществлением предоставленных прав

В качестве факультативных обязанностей также могут быть:

- обеспечить регистрацию договора

- контролировать качество товаров, работ и услуг, производимых пользователем, т.к. отсутствие такого контроля может причинить вред не только третьим лицам, но и подорвать деловую репутацию самого правообладателя

Обязанности пользователя:

- уплатить вознаграждение правообладателю

- использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя, а также иные переданные ему права

- обеспечивать соответствие качества производимой продукции качеству аналогичных товаров, которые производятся самим правообладателем

- оказывать все дополнительные услуги, на которые заказчик вправе рассчитывать, приобретая продукцию непосредственно у правообладателя

- не разглашать секреты производства правообладателя, а также любую иную конфиденциальную информацию, полученную по договору

- информировать всех покупателей при реализации товара оптом или в розницу, а также всех заказчиков наиболее очевидным для них образом о том, что пользователь при исполнении использует тот или иной объект комплекса исключительных прав, полученный от правообладателя по договору коммерческой концессии

Изменение и расторжение договора:

Договор франчайзинга может быть изменён по общему правилу с согласия обеих сторон. Изменить его в одностороннем порядке можно лишь в случае существенного нарушения условий договора либо в связи с существенным изменением обстоятельств.

При изменении стороны вправе ссылаться на это изменение в отношениях с третьими лицами лишь с момента регистрации такого изменения, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении договора.

Такое изменение должно быть составлено в обязательной письменной форме.

Досрочное расторжение договора, заключённого на срок или без такового, подлежит обязательной регистрации в таком же порядке.

refamcq.ostref.ru referatucb.nugaspb.ru mir.underref.ru refapnw.ostref.ru Главная Страница