Смысл психологического измерения.

1. Измерение особенностей испытуемых для выявления различий.

2. Измерение как самостоятельная задача заключается в ранжировании (классификации) стимулов (объектов).

3. Совместные измерения стимулов и испытуемых; измеряем как изменяется поведение при взаимодействии личности и ситуации.

В основе лежит математическая теория измерений (математическая точка зрения: измерение – установление соответствия (взаимно однозначного) между множеством объектов и чисел (символов)).

Правила, на основе которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерений.

Шкала и будет являться измерительным инструментом эксперимента.

Основные виды шкал:

1. Шкала наименований/номинальная.

Числа используются просто для обозначения чего-либо, они лишены количественных свойств. Единственная математическая операция – посчитать количество случаев выпадения того или иного числа. (АВС).

2. Порядковая шкала/шкала порядка.

Позволяет решить вопрос о классификации, упорядочивании и ранжировании чисел. Устанавливает порядок расположения объектов один за др. (№1, №2, №3, и т.д.).

(пр: месяцы в году, ранги, люди по алфавиту, и т.д.)

3. Интервальная шкала.

Используется для решения вопросов об изменении величин, если известен интервал между ними. Используется какой-то интервал для оценки. (1––2––3––4––5).

4. Шкала отношений.

Есть точка абсолютного нуля, целенаправленно устанавливается различие между двумя стимулами. В психологии используется очень редко, но для обработки используются почти все математические методы. (Сравнение попарных отношений)

Математические операции, используемые для обработки шкал:

1. Можно посчитать моду, коэффициент сопряженности (о взаимных изменениях двух переменных).

2. Мода, медиана, размах, коэффициенты связи и различий (различительный критерий).

3 и 4. Можно осуществить все математически–статистические операции.

Интервальная шкала используется чаще всего.

По Трейсман А., 1986 г.

Шкалы: <<>>

1. Качественные/метатетические– 2 класса шкал: оппозиционные– для которой описаны переходы от максимальной выраженности одного качества через нейтральное к максимально противоположному качеству; и транзитивные – содежащие различные значения, не организованные в оппозиции (Стивенс).

Эриксонсделал дальнейшее расчленение метатетических шкал на кодируемые топографически, т.е. с пространственной репрезентацией, и без нее (не топографические измерения)

А) аналитическая

- топографическая (зрительное положение, тактильное положение)

- не топографическая (вкус, ориентация линий, размер)

Б) синтетическая

- не топографическая (цвет)

2. Количественные/протетические– униполярные шкалы интенсивности, увеличивающиеся от нуля (абсолютного порога) с сохранением одного и того же качества (Гибсон и Стивенс).

А) Синтетическая

- не топографическая (яркость, громкость, теплота).


Шкалирование переменных при организации эксперимента.

Измерение переменных.

Основная задача измерения – выяснить, насколько меняется значение ЗП при изменении НП.

Смысл психологического измерения.

1. Измерение особенностей испытуемых для выявления различий.

2. Измерение как самостоятельная задача заключается в ранжировании (классификации) стимулов (объектов).

3. Совместные измерения стимулов и испытуемых; измеряем как изменяется поведение при взаимодействии личности и ситуации.

В основе лежит математическая теория измерений (математическая точка зрения: измерение – установление соответствия (взаимно однозначного) между множеством объектов и чисел (символов)).

Правила, на основе которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерений.

Шкала и будет являться измерительным инструментом эксперимента.

Стивен Стивенс – 50-ые гг.

Появилось психологическое измерение и приписывание психологическим свойствам числовых обозначений.

Ввел типы шкал: наименование, порядок, интервалы, отношения.

1. Шкала наименований/номинальная.

Числа используются просто для обозначения чего-либо, они лишены количественных свойств. Единственная математическая операция – посчитать количество случаев выпадения того или иного числа. (АВС).

2. Порядковая шкала/шкала порядка.

Позволяет решить вопрос о классификации, упорядочивании и ранжировании чисел. Устанавливает порядок расположения объектов один за др. (№1, №2, №3, и т.д.).

(пр: месяцы в году, ранги, люди по алфавиту, и т.д.)

3. Интервальная шкала.

Используется для решения вопросов об изменении величин, если известен интервал между ними. Используется какой-то интервал для оценки. (1––2––3––4––5).

4. Шкала отношений.

Есть точка абсолютного нуля, целенаправленно устанавливается различие между двумя стимулами. В психологии используется очень редко, но для обработки используются почти все математические методы. (Сравнение попарных отношений)

Математические операции, используемые для обработки шкал:

1. Можно посчитать моду, коэффициент сопряженности (о взаимных изменениях двух переменных).

2. Мода, медиана, размах, коэффициенты связи и различий (различительный критерий).

3 и 4. Можно осуществить все математически–статистические операции.

Интервальная шкала используется чаще всего.

Измерение из математической процедуры стало измерением психологических переменных.

Предложил 2 приема построения психологических шкал:

- метод оценки отношений – заключается в том, что испытуемый прямо формулирует численную величину изменения, различий между стимулами.

- установление отношений экспериментатором – 2-ой стимул подбирается так, чтобы вызываемое им ощущение находилось в определенном отношении к первому.

Фресс и Пиаже.

Создали правила приписывания чисел психологическим объектам.

3 точки зрения на измерения:

1. Психологические объекты (явления) упорядочиваются через приписывание им числовых значений.

Основано на допущении о том, что характеристики шкалы соответствуют изучаемому явлению и эмпирически получаемым результатам.

В шкалах могут быть как количественные, так и качественные характеристики.

Осн. ошибка – смешение видов шкал при обработке «сырых» данных.

2. Описание свойств объекта происходит в терминах изменения его характеристик (психофизика, закон Вебера-Фехнера). Измерительная процедура имеет конечной целью описание феноменальных свойств в терминах изменения объективных или стимульных характеристик.

Психологическое измерение выступает не только как установление количественных психофизических зависимостей, но и в более широком контексте измерения психологических переменных.

3. Психодиагностический подход.

Обобщает все предыдущие значения, касающиеся измерения.

Психометрика; основные проблемы (вопросы):

- соответствие шкал психологической переменной;

- проблема методик;

- проблема количественной обработки данных.


Статистические методы, применимые к шкалам.

Шкала наименований.

Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следующие инвариантные статистики:

1. Относительные частоты;

2. Мода;

3. Корреляции случайных событий;

4. Критерий c2;

5. ?? Коэффициент сопряженности.

Шкала порядка.

Для интерпретации данных, полученных посредством порядковой шкалы, можно использовать более широкий спектр статистических мер:

1. Медиана – в качестве характеристики центральной тенденции.

2. Процентили – в качестве характеристики разброса.

3. Порядковая корреляция (t-Кендела и r-Спирмена) – для установления связи двух измерений.

4. ?? Размах

5. ?? Коэффициенты связи и различий.

+ все методы статистики, допустимые для шкалы наименований.

Числовые значения порядковой шкалы нельзя складывать, вычитать, делить и умножать.

Шкала интервалов.

Интервальная шкала позволяет применять практически всю параметрическую статистику для анализа данных, полученных с ее помощью.

Помимо медианы, моды и характеристики центральной тенденции используется среднее арифметическое, а для оценки разброса – дисперсия.

Можно вычислять коэффициенты асимметрии и эксцесса и др. параметры распределения.

Для оценки величины статистической связи между переменными применяется коэффициент линейной корреляции Пирсоана и т.д.

Шкала отношений.

Применимы любые статистические меры.

important.unoreferat.ru referatwii.nugaspb.ru referatwwf.nugaspb.ru refamnv.ostref.ru Главная Страница