Классификации судебно-психологических экспертиз

1. По месту и условиям проведения: амбулаторная и стационарная экспертиза. Амбулаторная представляет собой однократное психологическое освидетельствование испытуемого без его длительного экспертного стационарного наблюдения и изучения. Стационарная – предполагает длительное наблюдение за испытуемым в условиях медицинского стационара. Срок стационарного обследования не должен превышать 30 дней. В случае невозможности вынести окончательное решение в указанный срок экспертная комиссия выносит решение о необходимости продления срока обследования.

2. По процессуальному положению подэкспертных: экспертиза подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или лицо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, является подозреваемым. После вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого подозреваемый признается обвиняемым. Обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом, именуется подсудимым. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный ущерб, но только после того, как дознаватель, следователь или судья вынесет постановление, а суд – определение о признании гражданина потерпевшим. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны некоторые обстоятельства по делу. На стадии предварительного следствия судебно-психологическая экспертиза может быть назначена в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, и потерпевших, а при судебном разбирательстве – в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших.

3. По предмету исследования

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

2. Экспертиза физиологического (эмоционального) аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

3. Экспертиза особенности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшего (потерпевшей) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею (с ним) действий или оказывать сопротивление виновнику (чаще проводится в отношении несовершеннолетних).

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

4. Комплексная экспертиза

Проводится коллективом экспертов для осуществления различных видов экспертиз одновременно с применением знаний из нескольких смежных наук. В действующем уголовно-процессуальном законодательстве производство комплексных экспертиз не предусмотрено, но, несмотря на это, они получают все большее распространение. Это объясняется высокой эффективностью экспертизы, широкими возможностями совокупного применения знаний из различных областей науки и техники.

Характеристики комплексной экспертизы:

· комплексную экспертизу осуществляют несколько экспертов различных специальностей, функции которых в процессе исследований разделены;

· каждый эксперт может исследовать лишь те объекты, которые относятся к его компетенции, и применять методы, которыми он владеет;

· каждый эксперт несет личную ответственность за ту часть исследований, которую он провел, и за полученные им результаты;

· общий вывод дается по результатам, полученным различными экспертами;

· в формулировании конечного вывода могут участвовать не все эксперты, проводившие исследования, а только те, кто компетентен в общем предмете исследования;

· при формулировании конечных выводов имеет место условная ответственность каждого эксперта, т.е. эксперт подтверждает, что результаты исследований других экспертов верны. В случае разногласий эксперты вправе в общем заключении сформулировать собственные выводы. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии.

5. Новые направления судебно-психологической экспертизы:

· психологическая экспертиза порока воли (по гражданским делам – ст. 177, 178, 179 ГК РФ);

· психологическая экспертиза морального вреда;

· психологическая экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);

· психологическая экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;

· психологическая экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);

· психологическая экспертиза психологических мотивов противоправных действий;

· экспертиза психологического воздействия и психического насилия;

· психологическая экспертиза социального взаимодействия;

· психологическая экспертиза компьютерных сайтов;

· психолингвистическая экспертиза устной и письменной речи;

· психолингвистическая экспертиза текста;

· экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид;

· комплексная психолого-психиатрическая экспертиза;

· психолого-искусствоведческая экспертиза различной фото- и видеопродукции.

В) подання картки зі зразками підписів осіб і відбитком печатки.
Принцип постепенного погружения
Банкет с танцевально - развлекательной программой
Пассивные звенья и кинематические пары
Автоматия сердца – это его способность к ритмическому сокращению без всяких видимых раздражений под влиянием импульсов, возникающих в самом органе.
Тема. ВИЗНАЧЕННЯ ЧАСУ ЗА ГОДИННИКОМ. Дії З ІМЕНОВАНИМИ ЧИСЛАМИ
города чувашии до 1917, история экономика, культура
Насильственное подчинение Людовиком XIV Генуи, 1686 г.
Суспільна свідомість та її форми.
Поняття вартості та її модифікації
TEXT 16.The English Ballet.
Дорсальные мышцы позвоночного столба
Сколько придется заплатить за доставку?
Темы эссе по курсу «Основы психологии и педагогики»
ІІ. Параклінічні
Організація, проведення та значення Ігор I Олімпіади.
Правовий статус товариств з обмеженою і додатковою відповідальністю
Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия
Экономическая роль государства в беларуси
Следствия. Значение третьего направления
ОБ УСПЕХАХ, ОШИБКАХ И ПРОЧЕМ 15 часть
Анализ и прогнозирование объемов работы станции Гомель на период до 2020 года
По методике Пенсионного фонда
Главная Страница