Классификации судебно-психологических экспертиз

1. По месту и условиям проведения: амбулаторная и стационарная экспертиза. Амбулаторная представляет собой однократное психологическое освидетельствование испытуемого без его длительного экспертного стационарного наблюдения и изучения. Стационарная – предполагает длительное наблюдение за испытуемым в условиях медицинского стационара. Срок стационарного обследования не должен превышать 30 дней. В случае невозможности вынести окончательное решение в указанный срок экспертная комиссия выносит решение о необходимости продления срока обследования.

2. По процессуальному положению подэкспертных: экспертиза подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или лицо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, является подозреваемым. После вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого подозреваемый признается обвиняемым. Обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом, именуется подсудимым. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный ущерб, но только после того, как дознаватель, следователь или судья вынесет постановление, а суд – определение о признании гражданина потерпевшим. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны некоторые обстоятельства по делу. На стадии предварительного следствия судебно-психологическая экспертиза может быть назначена в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, и потерпевших, а при судебном разбирательстве – в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших.

3. По предмету исследования

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

2. Экспертиза физиологического (эмоционального) аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

3. Экспертиза особенности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшего (потерпевшей) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею (с ним) действий или оказывать сопротивление виновнику (чаще проводится в отношении несовершеннолетних).

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

4. Комплексная экспертиза

Проводится коллективом экспертов для осуществления различных видов экспертиз одновременно с применением знаний из нескольких смежных наук. В действующем уголовно-процессуальном законодательстве производство комплексных экспертиз не предусмотрено, но, несмотря на это, они получают все большее распространение. Это объясняется высокой эффективностью экспертизы, широкими возможностями совокупного применения знаний из различных областей науки и техники.

Характеристики комплексной экспертизы:

· комплексную экспертизу осуществляют несколько экспертов различных специальностей, функции которых в процессе исследований разделены;

· каждый эксперт может исследовать лишь те объекты, которые относятся к его компетенции, и применять методы, которыми он владеет;

· каждый эксперт несет личную ответственность за ту часть исследований, которую он провел, и за полученные им результаты;

· общий вывод дается по результатам, полученным различными экспертами;

· в формулировании конечного вывода могут участвовать не все эксперты, проводившие исследования, а только те, кто компетентен в общем предмете исследования;

· при формулировании конечных выводов имеет место условная ответственность каждого эксперта, т.е. эксперт подтверждает, что результаты исследований других экспертов верны. В случае разногласий эксперты вправе в общем заключении сформулировать собственные выводы. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии.

5. Новые направления судебно-психологической экспертизы:

· психологическая экспертиза порока воли (по гражданским делам – ст. 177, 178, 179 ГК РФ);

· психологическая экспертиза морального вреда;

· психологическая экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);

· психологическая экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;

· психологическая экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);

· психологическая экспертиза психологических мотивов противоправных действий;

· экспертиза психологического воздействия и психического насилия;

· психологическая экспертиза социального взаимодействия;

· психологическая экспертиза компьютерных сайтов;

· психолингвистическая экспертиза устной и письменной речи;

· психолингвистическая экспертиза текста;

· экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид;

· комплексная психолого-психиатрическая экспертиза;

· психолого-искусствоведческая экспертиза различной фото- и видеопродукции.

import.underref.ru referatshw.nugaspb.ru referatqhx.nugaspb.ru refaoyk.ostref.ru Главная Страница